Решение от 28.06.2022 по делу № 2а-7194/2022 от 18.04.2022

УИД 11RS0001-01-2022-006477-30                дело № 2а-7194/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Смолевой Ю.В.,

представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по Республике Коми Потехиной Н.Н.,

    рассмотрев в отрытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 28 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Денисова Евгения Владимировича к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении денежной компенсации в результате необеспечения надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении,

установил:

    Денисов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, в котором, ссылаясь на ненадлежащие условия его содержания в камерах ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми в период с 21.03.2020 по 02.10.2020 в результате необеспечения его горячим водоснабжением, необходимой площадью, приходящейся на осужденного с учетом установленных нормативов, указывал об отсутствии полноразмерной двери в санитарном узле камер, вытяжной системы, низкую температуру в камерах исправительного учреждения, невыдачу предметов первой необходимости (мыла, туалетной бумаги, зубной щетки и пасты), грязное постельное белье. Указывал об отсутствии уборки прогулочных дворов, в результате чего полы прогулочных дворов были грязные, отсутствие противоскользящего покрытия уличных лестниц, снегодержателей на крыше здания, высокие цены в магазине исправительного учреждения, отсутствие в нем молочной продукции, газет и журналов в свободной продаже. Основываясь на изложенных обстоятельствах, просит взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 500000 руб.

    Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.

    В судебном заседании истец участия не принимал по причине нахождения в пенитенциарном учреждении. В связи с отсутствием соответствующего ходатайства личное участие Денисова Е.В. в судебном заседании не обеспечено.

Представитель административных ответчиков с заявленными исковыми требованиями не согласился, настаивая на отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

    Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.

    Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

    Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В случае нарушения предусмотренных законодательством РФ условий содержания под стражей подозреваемый, обвиняемый наделены правом обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ).

Материально-бытовое обеспечение осужденных подразумевает создание подозреваемым и обвиняемым бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23 Федерального закона № 103-ФЗ).

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 27.01.2020.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, положениями части 1 статьи 218 которого гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая заявленные требования с учетом доводов административного иска, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 21.03.2020 по 26.09.2020 Денисов Е.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

На дату прибытия в изолятор, 21.03.2020 Денисов Е.В. был размещен в одну из камер сборного отделения, расположенную в цокольном этаже административного здания СИЗО.

В последующем был размещен в камерах режимного корпуса ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республик Коми, где: в период с 22.03.2020 до 14.05.2020 содержался в камере № 79, с 14.05.2020 до 03.06.2020 - в камере № 74, с 03.06.2020 до 13.06.2020 – в карцере № 6, в период с 13.06.2020 до 24.07.2020 - в камере № 74, с 24.07.2020 до 27.07.2020 – в камере № 9, 27.07.2020 – в камере № 4, с 28.07.2020 до 31.07.2020 – в камере № 8, 31.07.2020 – в карцере № 6, с 10.08.2020 по 26.09.2020 – в камере № 8.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующего условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, обвиняемые и подозреваемые наделены правом получать бесплатное питание, материально – бытовое и медико – санитарное обеспечение (пункт 9); пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (пункт 12).

Согласно положениям 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Указанным лицам предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются, в том числе, постельные принадлежности, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (статья 24).

В силу требований статьи 32 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.

Размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктом 40 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом.

Камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией (пункт 42 Правил).

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43).

Подозреваемые и обвиняемые, в том числе выдворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств (пункт 134 Правил).

Согласно пунктам 135, 136 Правил прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым в преимущественно в светлое время суток. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сиденья и навесами от дождя.

На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере.

Приказом ФСИН от 27.07.2006 № 512 утверждены Номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 5 названного Приложения № 1 камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой. Для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены.

В камерных помещениях на двух и более мест напольные чаши (унитаз) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинки должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

При проверке обоснованности доводов административного истца в части соблюдения при его содержании в камере следственного изолятора нормы санитарной площади, на основании представленных административным ответчиком доказательств судом установлено, что в период нахождения истца в пенитенциарном учреждении в камере № 79, площадью 32,3 кв.м., в период с 22.03.2020 до 28.04.2020 численность осужденных в камере не превышала 8 человек, площадь, приходящаяся на каждого, с учетом установленных нормативов (4 кв.м) была соблюдена и составила 4,03 кв.м (32,3/8=4,03 кв.м.), за период нахождения истца в камере №79, площадью 32,3 кв.м., в период с 28.04.2020 до 14.05.2020 с учетом максимальной наполняемости камере 11 человек, площадь на каждого составила 2,9 кв.м., что не отвечает установленным требованиям, в период содержания истца в камере № 74, площадью 39,8 кв.м., исходя из наполняемости камере в количестве до 9 человек, площадь, приходящаяся на каждого составила 4,4 кв.м., в период содержания в указанной камере с 16.05.2020 по 20.05.2020 с учетом количества осужденных в камере 10 человек, площадь на каждого составила 3,98 кв.м,, в период с 20.05.2020 по 27.05.2020, учитывая, что в указанный период в камере № 74 содержалось 11 человек, площадь на каждого составила 3,6 кв.м., что ниже установленного норматива, с 27.05.2020 по 29.05.2020 при нахождении в камере 10 человек площадь на каждого составила 3,98 кв.м., в период с 29.05.2020 по 03.06.2020, учитывая, что в указанный период максимальная загруженность камеры составила 12 человек, площадь на каждого составила 3,31 кв.м,, в период с 03.06.2020 по 13.06.2020 – в карцере № 6, площадью 7,1 квм. – один, в период нахождения в камере № 74, площадью 39,8 кв.м. с 13.06.2020 по 10.07.2020 при наполняемости камеры до 13 человек, площадь, приходящаяся на каждого составила 3,06 кв.м, в период нахождения в указанной камере с 10.07.2020 по 14.07.2020 с учетом сведений о размещении в камере в данный период 10 человек, площадь составила 3,98 кв.м,, в период с 14.07.2020 по 21.07.2020 при размещении в камере 11 человек, площадь на каждого составила 3,6 кв.м, в период с 21.07.2020 по 24.07.2020 при размещении 10 человек, площадь составила 3,98 кв.м., в период размещения истца в камере №9, площадью 15,9 кв.м., с 24.07.2020 до 27.07.2020, учитывая наполнение камере 4 человека, площадь на каждого составила 3,9 кв.м., в период размещения в камере № 4 с 27.07.2020 по 28.07.2020, площадью 15,3 кв.м., учитывая, что в камере содержалось 4 человека, площадь на каждого составила 3,8 кв.м., в период размещения в камере № 8, площадь 16,0 кв.м., с 28.07.2020 по 31.07.2020, при размещении в камере 4 человек, площадь на каждого составила 4 кв.м., с 31.07.2020 по 10.08.2020 истец содержался в карцере № 6, площадью 7,1 кв.м., один, в период содержания в камере № 8, площадью 16,0 кв.м, с 10.08.2020 по 26.09.2020 при размещении в камере 4 человек за указанный период площадь, приходящаяся на каждого, соблюдена.

Резюмируя, суд приходит к выводу, что необходимой площадью за период содержания в пенитенциарном учреждении истец не был обеспечен около 3 месяцев, из них на протяжении 18 дн. превышение норматива допускалось при обеспечении площади не ниже 3,98 кв.м.

Оценивая обоснованность заявленных требований в части необеспечения истца жилой площадью, суд исходит из того, что выявленные нарушения порождают права истца на получение компенсации за нарушение условий содержания.

Вместе с тем, по убеждению суда, периоды, в которые нарушение площади на каждого не превышало 3,98 кв.м. (18 дней), не подлежат учету при определении размера такой компенсации, поскольку фактическое отклонение является минимальным, незначительным, и не является достаточным для оценки нарушения прав истца как влекущих взыскание в его пользу заявленной компенсации.

Проверяя правомерность заявленных административным истцом требований по основанию отсутствия в камерах горячего водоснабжения, суд руководствуется следующим.

Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 247.1325800.2016), в соответствии с пунктом 1.19 которого, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 (Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.

По материалам дела установлено, что не все помещения следственного изолятора обеспечены горячим водоснабжением.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Руководствуясь тем, что обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением, санитарной площадью является обязательным, неисполнение установленных требований исправительным учреждением влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении № 47, данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем в соответствии со статьей 227.1 Кодекса РФ в пользу истца подлежит взысканию компенсация.

В соответствии с пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации выдаются индивидуальные средства гигиены.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 минимальной нормой материально-бытового обеспечение лицо согласно нормативу обеспечивается на месяц.

В силу установленного порядка, руководствуясь тем, что получение гигиенических наборов носит заявительных характер, лицу при отсутствии у него на счете денежных средств для получения гигиенических наборов на бесплатной основе следует ежемесячно подавать соответствующее заявление.

Суду представлена ведомость об обеспечении Денисова Е.В. гигиеническим набором на март 2020 года, сведений об обеспечении административного истца гигиеническими наборами в иной период не установлено и суду не представлено.

При проверке обоснованности требований иска по основанию невыдачи административному средств индивидуальной защиты, фактов ненадлежащих материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий его содержания судом не установлено. Руководствуясь тем, что, несмотря на состояние лицевого счета и отсутствие денежных средств на нем в спорный период, с соответствующим заявлением за весь период нахождения в пенитенциарном учреждении, Денисов Е.В. не обращался, и о таких фактах истцом в административном исковом заявлении не указано, согласно положениям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы обязанность по обеспечению Денисова Е.В. на бесплатной основе необходимыми средствами индивидуальной защиты у административного ответчика отсутствовала.

Вопреки утверждению истца возможность выдачи постельных принадлежностей в соответствии с положениями действующего законодательства не исключается.

Согласно камерной карточке при получении постельных принадлежностей возражений относительно качества получаемых принадлежностей Денисов Е.В. не высказывал.

При проверке доводов истца об отсутствии в камерах двери в туалет, судом на основании представленных в материалы дела доказательств, фотоматериалов, нарушений условий содержания в изложенной части не установлено. При проверке санитарного состояния камер такие нарушения, а также нарушение работы вытяжной системы за спорный период согласно актам ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России не установлены.

Согласно акту ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России № 85 от 24.12.2020 по результатам обследования камер уполномоченными лицами составлена таблица (приложение к акту). Санитарное состояние камер удовлетворительное. Параметры микроклимата и уровни освещенности в камерах отвечают требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Согласно таблице санитарные условия камер, в которых содержался истец, в пределах установленных нормативов.

При проверке доводов административного истца на основании информации, предоставленной административным ответчиком, установлено, что каждая камера режимного корпуса СИЗО – 1, где содержался истец, оборудована в соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов: двухъярусными кроватями, столом, скамейками, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, огороженными напольной чашей (унитазом) и умывальником, приточно-вытяжной вентиляционной системой «Remak», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20/+22, светильниками дневного и ночного освещения, водопроводной водой, радиатором системы водяного отопления. В камерах предусмотрено дневное (естественное) освещение (имеются окна), розетки для подключения электроприборов, вызывная сигнализация, урна для мусора, бачок с регулярно обновляемой, в соответствии с графиком замены, питьевой водой, установленный на подставке, тазы для гигиенических целей и стирки одежды.

Разрешая заявленные требования с учетом фактических обстоятельств и требований закона, представленной в материалы дела совокупности доказательств, установленного ряда нарушений условий содержания Денисова Е.В. в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, в частности, касающихся необеспечения истца в период его нахождения в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми горячим водоснабжением, площади, приходящейся на каждого, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений (необеспечение нормой площади около двух месяцев, горячим водоснабжением на протяжении всего срока нахождения – 6 мес.) с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания Денисова Е.В. в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми в размере 11000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ – 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11000 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ – 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

2а-7194/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Денисов Евгений Владимирович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.04.2022Регистрация административного искового заявления
19.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
16.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее