Дело № 2а-934/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лучниковой С. С.,
при секретаре Гуляевой Ю. А.,
с участием представителя административного истца ФИО7, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> о признании приказа недействительным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> о признании приказа недействительным, возложении обязанности, по тем основаниям, что Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> (далее - Министерство) принят ненормативный правовой акт - Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №», п. 1.2 которого отклонены предложения ООО «КМПроджект-Пермь», ООО «Панорама», ФИО1, ФИО8, ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ б/нр (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №вх-3) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) «Об установлении территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (Ж-3) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес> (далее - земельные участки) «в связи с несоответствием назначению функциональной зоны малоэтажной застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Генеральный план), в части предельной высоты». Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности ООО «КМПроджект-Пермь» (с кадастровым номером №), ООО «Панорама» (№), ФИО1 (№), ФИО8 (№) и ФИО9 (№) и приобретены ими для реализации инвестиционных проектов по строительству жилья. Административный истец считает, что указанный ненормативный правовой акт Министерства (в части п. 1.2) не соответствуют федеральному законодательству, в том числе в области градостроительной деятельности, нормативным правовым актам <адрес>, нарушает права и законные интересы административного истца в сфере градостроительной деятельности и создает препятствия для осуществления им деятельности, по следующим основаниям. Как указано в преамбуле Приказа оспариваемый правовой акт принят Министерством «в соответствии со статьями 8.2 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в <адрес> «О градостроительной деятельности в <адрес>» пунктами 3.14 и 3.81.13 (2) Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, пунктом 3.3 регламента комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденным приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления общества с ограниченной ответственностью «КМП-Пермь» (ФИО1 и заинтересованных лиц) от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №вх-3)...», «с учетом протокола заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Пермского городского округа (далее - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ № исх-77» (далее - Протокол). В указанном Протоколе в качестве основания принятого Комиссией решения об отклонении предложений ФИО1 и заинтересованных лиц указано: «(предложение) не соответствует назначению функциональной зоны малоэтажной застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Генеральный план). В соответствии с Генеральным планом формирование и развитие СТН-И должно направляться следующими целевыми установками - создание правовых, административных и экономических условий для возможности сочетания блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского и сельского типа не выше трех этажей, а также многоквартирных жилых домов не выше трех этажей в отношении незастроенных территорий. Предельная высота зданий, строений, сооружений в Территориальной зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж-3) до - 4 этажей (этажа). Таким образом, Комиссия полагает, что указанные положения Генерального плана <адрес> в части ограничения этажности жилой застройки не выше 3 этажей, установленные на указанной Территории, не соответствуют положениям Правил землепользования и застройки <адрес>, которыми установлена предельная высота зданий до 4 этажей, что и является основанием для отклонения предложений Заявителя по изменению Правил землепользования и застройки <адрес> (далее также ПЗЗ <адрес>). В Протоколе Комиссии в качестве обоснования отказа также указано, что «в соответствии с пунктом 2 решения Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес> администрацией <адрес> подготовлен проект о внесении изменений в Генеральный план <адрес>, в части изменения зоны малоэтажной жилой застройки (СТН-И) на зону рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р) в отношении испрашиваемой территории по <адрес>». Указанные в Протоколе Комиссии утверждения о наличии решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № о подготовке решения об изменении Генерального плана <адрес> и постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласии с проектом решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план <адрес>, утвержденный решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №», так же не могут служить законным основанием для отклонения предложений заявителя об установлении в ПЗЗ <адрес> территориальной зоны Ж-3 в отношении земельных участков по следующим основаниям:
указанное решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, во-первых, касается другого земельного участка (№), во-вторых, отменяет в отношении этого указанного земельного участка ПЗЗ <адрес> в части установления территориальной зоны рекреационно-ландшафтных территорий (Р- 2) (в соответствии с решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ № №), в-третьих, рекомендует Главе <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку документов территориального планирования в отношении указанного земельного участка в соответствии с Генеральным планом <адрес>, а не на оборот;
решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ №а-754/2021 признано недействующим решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план <адрес>, утвержденный решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающее установлении для территории по <адрес> зону рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р).
Административным истцом приобретены в собственность земельные участки, расположенные на территории по <адрес>. Административный истец планировал осуществлять на приобретенных им земельных участках градостроительную деятельность совместно с юридическими и физическими лицами, планировал осуществлять строительство индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов этажностью до 3-х этажей. Министерство же в качестве обоснования принятого им ненормативного правового акта (Приказа), указало на несоответствие параметров в части предельной высоты возводимых зданий - до 4 этажей для территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (Ж-3) по Правилам землепользования и застройки <адрес>, при этом, функциональной зоной, установленной Генеральным планом <адрес> для этой территории, предельной высоты - до 3 этажей. В ответе Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №исх-332, полученном на запрос ООО «КМП-Пермь» (письмо №/П от ДД.ММ.ГГГГ) о разъяснении принятого оспариваемого заявителем правового акта указано, что основанием для его принятия является отсутствие в заявлении ООО «КМП-Пермь» информации в части установления ограничения - не выше 3-х этажей. Указанное основание для отклонения предложений административного истца и заинтересованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ № б/нр о внесении изменений в ПЗЗ <адрес> является неправомерным, поскольку сами материалы для внесения изменений в ПЗЗ <адрес> полностью соответствуют установленному в Генеральном плане <адрес> для данной территории ограничению не выше 3-х этажей в рамках функциональной зоны СТН-И. В своем ответе Министерство также указывает, что «в соответствии с п. 12 статьи 3 Правил установления новой подзоны, в том числе подзоны Ж-3 (В 3 эт), допускается при наличии обеспеченности испрашиваемой территории (земельного участка) объектами социальной инфраструктуры (местами в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях) либо наличии источников финансирования ее обеспечения, в том числе внебюджетных источников. Согласно приложенным материалам, разработанным ООО «Пермархбюро», территория, указанная в заявлении административного истца и заинтересованных лиц, не обеспечена социальными объектами. Указанное выше обстоятельство в качестве основания для принятия оспариваемого ненормативного акта также является неправомерным, поскольку установленное в п. 12 статьи 3 ПЗЗ <адрес> требование «наличия обеспеченности испрашиваемой территории (земельного участка) объектами социальной инфраструктуры (местами в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях) либо наличии источников финансирования ее обеспечения, в том числе внебюджетных источников» относится к установлению новых подзон в рамках территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ж-1 и Ж-2 в части «увеличения коэффициента плотности застройки и/или высоты/этажности при реализации видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)» «среднеэтажная жилая застройка (2.5)». В случае административного истца речь идет о малоэтажном жилищном строительстве (территориальная зона Ж-3) и не об увеличении, а об уменьшении высоты/этажности. Также, необходимо отметить, что отклоненные Министерством предложения административного истца и заинтересованных лиц содержать размещение на проектируемой территории объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях) в соответствии с действующими нормативами и указание на готовность заявителя участвовать в софинансировании их строительства.
ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом ООО «КМПроджект-Пермь» было подготовлено и направлено в адрес Министерства очередное письмо (исх.№/П от ДД.ММ.ГГГГ), в котором Заявителем указано на неправомерность и необоснованность указанных Министерством в письме от ДД.ММ.ГГГГ №исх-332 оснований для отклонения предложений административного истца с заинтересованными лицами по изменению ПЗЗ и принятия обжалуемого Приказа (в части 1.2). В своем ответе - письмо от ДД.ММ.ГГГГ №исх-382, Министерство оставило без каких-либо пояснений указанные выше возражения ООО «КМП- Пермь» на необоснованность и незаконность оспариваемого ненормативного правового акта Министерства. При этом, Министерство в своем ответе фактически подтвердило довод заявителя об обязанности государственных и муниципальных органов (в силу пункта 2 части 34 ГрК РФ) при установлении границ территориальных зон руководствоваться Генеральным планом (установленным им функциональными зонами и параметрами их планируемого развития) с учетом предусмотренной частью 3 стати 38 ГрК РФ возможностью установления подзон с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными параметрами разрешенного использования. Оспариваемый ненормативный правовой акт Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> нарушает права и законные интересы административного истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений, оспариваемое решение не мотивировано, принято произвольно в целях воспрепятствования законной деятельности Административного истца, в нарушение требований градостроительного законодательства. При принятии оспариваемого нормативного акта Министерством проигнорированы положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 которого, генеральный план городского округа, как документ территориального планирования, является обязательным для органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы и параметры территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и их параметров, определенных генеральным планом городского округа, а не наоборот (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Градостроительное зонирование территории муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установление градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). На возможность реализации Генерального плана <адрес>, предусматривающего жилое использование территории (и расположенных на ней отдельных земельных участков) по <адрес>, возведение на ней блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского и сельского типа не выше трех этажей, а также многоквартирных жилых домов не выше трех этажей, указывают и положения Правил землепользования и застройки <адрес> (часть 10 ст. 3). Обжалуемый ненормативный правовой акт Министерства об отклонении предложений Административного истца и заинтересованных лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, принят с нарушением положений Конституции РФ и законодательных актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе нарушает законодательство Российской Федерации в области градостроительной деятельности, положения Генерального плана <адрес>, Правил землепользования и застройки <адрес>, носит произвольный характер, поскольку не имеет объективного, достоверно обоснованного и разумного обоснования, не учитывает законные интересы собственников земельных участков, заведомо и существенно ограничивает использование земельных участков собственниками, на которое они вправе рассчитывать, исходя из положений Генерального плана и других нормативных правовых актов.
В связи с изложенным, просит признать недействительным Приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №» в части п. 1.2, которым отклонено предложение административного истца и заинтересованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №вх-3) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) «Об установлении территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (Ж-3) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: № по <адрес> (далее - земельные участки) «в связи с несоответствием назначению функциональной зоны малоэтажной застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в части предельной высоты.
В порядке пункта 1 части 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило.
Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.62-69).
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не поступало.
Представитель заинтересованного лица ООО «КМПроджект- Пермь» в судебном заседании исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав участников судебного заседания, полно и всесторонне изучив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 62 КАС РФ, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.ч.2,3 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Частью 1, 3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов; определен порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в " комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Из приведенных выше норм следует, что в случаях, когда безусловные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки отсутствуют, вопрос о внесении в соответствии с поступившим предложением таких изменений в правила или об отклонении такого предложения относится к усмотрению органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10. 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 88-п утверждено Положение о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес>.
Согласно п.3.14, п.3.81.13(2) Положения, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 31-02-1-4-1037, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Регламент работы комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, в соответствии с п.2 которого настоящий Приказ вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования. Приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 31-02-1-4- 1037 вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ООО «КМПроджект-Пермь», земельные участки с кадастровыми номерами № - ООО «Панорама», № - ФИО1, №- ФИО8, №-ФИО9 Земельные участки расположенные на землях, относящихся к категории «земли населенных пунктов», имеют виды разрешенного использования «озеленение»№для строительства и дальнейшей эксплуатации» (№), «зеленые насаждения» (№) ( выписки из ЕГРН на л.д. 140-184).
ДД.ММ.ГГГГ от собственников земельных участков с кадастровыми номерами 59№, расположенных по <адрес> поступили предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, об установлении территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (Ж-3) в отношении указанных земельных участков.
Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №»,(п.1.2) отклонены предложения ООО «КМПроджект-Пермь», ООО «Панорама», ФИО1, ФИО8, ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ б/нр (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №вх-3) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (Ж-3) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: № по <адрес> (далее - земельные участки) «в связи с несоответствием назначению функциональной зоны малоэтажной застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Генеральный план), в части предельной высоты» (л.д. 153,154).
Оспариваемый приказ (п.1.2) принят на основании заключения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Пермского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № исх-77, протокола заседаний Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Пермского городского округа № от 15.02.2021и подготовлен в связи с несоответствием испрашиваемой территории зоны Ж-3 (малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки) назначению функциональной зоны малоэтажной жилой застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом (л.д. 148-152).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 ст. 9, частями 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч,1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопросов о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Картой 1. Функциональные зоны Генерального плана <адрес> для территории в границах которой расположены принадлежащие ФИО1 на праве собственности земельные участки установлена зона СТН-И (зона малоэтажной застройки).
Статьей 49. Карта градостроительного зонирования <адрес> землепользования и застройки <адрес> для территории, в которой расположены земельные участки ФИО1, установлена градостроительная зона Р-2 (природно-рекреационные зоны. Зона лесопарков, городских лесов, отдыха).
Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12. 2010№ «Об утверждении Генерального плана <адрес>» в отношении территории в границах которой расположены земельные участки ФИО1 и заявителей, установлено назначение СТН-И.
Согласно таблице 15 пункта 2 главы 6 раздела 2 «Описание назначения функциональных зон, в том числе описание ограничений и запретов, которые следует учитывать при подготовке предложений в отношении градостроительных регламентов», формирование и развитие СТН-И (зоны малоэтажной застройки) должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для: (1) преимущественно жилого использования территорий; 2). возможности сочетания блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа и сельского типа не выше трех этажей; 3). развития вдоль улиц общественно-деловых и культурно-бытовых центров, ориентированных на удовлетворение повседневных потребностей населения.
Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены изменения в Правила землепользования и застройки <адрес>, в части установления территориальной зоны Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
Сравнительный анализ территориальных зон в соответствии со ст. 52.3 Градостроительные регламенты. Жилые зоны и 52.6 Градостроительные регламенты. Природно-рекреационные зоны Правил землепользования и застройки показал, что функциональной зоне СТН-И, установленной Генеральным планом для территории, в границах которой расположены земельные участки, очевидно не соответствует территориальная зона Р-2, установленная Правилами землепользования и застройки.
Как следует из заявления и пояснений представителя административного истца, ФИО1 приобрел земельные участки в собственность с целью осуществления строительства индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов этажностью - до 3 этажей.
Министерство же в качестве обоснования принятого им ненормативного правового акта указало на несоответствие параметров в части предельной высоты возводимых зданий - до 4 этажей для территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (Ж-3) по Правилам землепользования и застройки <адрес>, при этом функциональной зоной, установленной Генеральным планом <адрес> для этой территории предельной высоты – до 3 этажей.
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ООО «КМПроджект-Пермь» признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ООО «Панорама», признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «Панорама», ООО «КМПроджект-Пермь» удовлетворены, признано не действующим со дня вступления решения в законную силу решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план <адрес>», утвержденный решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N205», в соответствии с которым в отношении территории по <адрес> менялась функциональная зона с зоны жилой застройки СТН-И на функциональную зону рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р).
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление ООО «Панорама» удовлетворено, признано не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
Учитывая приведенные требования закона и состоявшиеся судебные акты, а также намерение собственников земельных участков использовать принадлежащие им земельные участки для реализации жилого строительства этажностью до 3-х этажей, права и законные интересы ФИО1, как собственника земельного участка, отклонение предложений ФИО1, в связи с несоответствием планируемому развитию функционального зонирования, существенно ограничивает его права пользования земельными участками в возможности реализовывать полномочия, предусмотренные ст.209 Гражданского Кодекса РФ.
Довод административного ответчика, в обоснование принятого решения, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №исх-332, полученный на запрос заинтересованного лица ООО «КМП-Пермь» об отсутствии в заявлении информации в части установления ограничения- не выше 3-этажей, суд считает несостоятельным, поскольку материалы дела для внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> соответствуют установленному в Генеральном плане для данной территории ограничению не выше 3-х этажей в рамках функциональной зоны СТН-И.
Довод административного ответчика о необеспеченности территории, указанной в заявлении социальными объектами также не может быть принят судом во внимание, поскольку в данном случае, в заявлении административного истца и заинтересованных лиц указано о малоэтажном жилищном строительстве (территориальная зона Ж-3) и не об увеличении, а об уменьшении высоты/этажности.
На основании изложенного, следует признать незаконным приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №» в части п. 1.2, которым отклонено предложение от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №вх-3) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (ж-3) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № по <адрес> в связи с несоответствием назначению функциональной зоны малоэтажной застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в части предельной высоты.
В силу п.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №» в части п. 1.2, которым отклонено предложение от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №вх-3) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства и блокированной жилой застройки (ж-3) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59№ по <адрес> в связи с несоответствием назначению функциональной зоны малоэтажной застройки (СТН-И), установленной Генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в части предельной высоты.
Обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С. С. Лучникова
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2022