копия
Дело №2-71/2017
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2017 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю., при секретаре Шестаковой В.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Александрово- Заводского района Капустина Д.В.,
представителя ответчика главы администрации сельского поселения «Кузнецовское» Кудриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александрово-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кузнецовское» об обязании ликвидировать свалку на подведомственной ответчику территории,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в сельском поселении «Кузнецовское», в ходе которой установлено, что на расстоянии около 200 метров в северовосточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с. Куликово расположена несанкционированная свалка бытовых отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, бумажные и синтетические мешки, стеклянные банки, остатки продуктов питания, пустые консервные банки, полиэтиленовые и бумажные пакеты, тряпки, старая обувь и одежда, старая мебель, обломки шифера, твердые пищевые отходы и др.) протяженностью примерно 50 метров и шириной примерно 30 метров. В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, таким образом, ответчиком должны предприниматься действия по сбору и вывозу отходов на всей территории сельского поселения. Непринятие администрацией сельского поселения мер по уборке свалок на территории поселения нарушает право граждан на благоприятную среду. Прокурор, просит обязать администрацию сельского поселения «Кузнецовское» произвести сбор и вывоз несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии около 200 метров в северо-восточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с Куликово протяженностью примерно 50 метров и шириной примерно 30 метров.
В судебном заседании глава сельского поселения «Кузнецовское» Кудрина Е.А., признала, что указанная в иске свалка действительно существует, она является несанкционированной. Свалка сложилась исторически, документы, подтверждающие, что земельный участок был выделен под указанную в иске свалку отсутствуют. Дополнительно пояснила, что в настоящее время отсутствует возможность в ее ликвидации или перенесении на указанное в акте выбора земельного участка на 1,5 км. от села место, так как отсутствуют финансовые средства, а также земли, находящиеся на более дальнем расстоянии, являются землями сельскохозяйственных угодий, на которых нельзя организовывать свалку.
Представитель истца помощник прокурора Александрово-Заводского района Капустин Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении, просил их удовлетворить, уточнил требование в части срока исполнения решения суда, в случае удовлетворения требований, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему вводу.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к ее богатствам.
Ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 51 названного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, а пунктом 2 данной статьи сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву, запрещен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Кроме этого, п. 2 ст. 13 названного Федерального закона предусматривает, что порядок сбора на территориях муниципального образования осуществляет орган местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона, а также ч. 1 ст. 7Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения мусора с отходами отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций», к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Судом установлено, что на расстоянии около 200 м метров в северовосточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с. Куликово расположена несанкционированная свалка бытовых отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, бумажные и синтетические мешки, стеклянные банки, остатки продуктов питания, пустые консервные банки, полиэтиленовые и бумажные пакеты, тряпки, старая обувь и одежда, старая мебель, обломки шифера, твердые пищевые отходы и др.) протяженностью примерно 50 метров и шириной примерно 30 метров. Очистка данной территории и вывоз мусора не осуществляется.
Таким образом, несанкционированная свалка находится в границах сельского поселения «Кузнецовское». Наличие свалки сторонами не оспаривается. В силу ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
На администрацию сельского поселения «Кузнецовское» законом возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории сельского поселения в пределах своей компетенции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 № 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Судом установлено, что сельское поселение «Кузнецовское» на основании постановления администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края №588 от 21 октября 2014 года, имеет в собственности на территории поселения земельный участок для размещения полигона ТБО площадью 2397 кв.м. (л.д.
Постановлением администрации сельского поселения «Кузнецовское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края об утверждении акта выбора земельного участка для размещения свалки твердых бытовьрс отходов от 9 октября 2014 года №21, утвержден акт выбора земельного участка №1 от 7 октября 2014 года для размещения свалки твердых бытовых отходов (л.д. ), согласно которому для размещения свалки администрации сельское поселение «Кузнецовское» был выделен земельный участок площадью 2397+/- 17 кв.м, расположенный в 1,5 км от ориентира по направлению на северо-восток (л.д. ).
Организация вывоза отходов на несанкционированную свалку и несанкционированное складирование отходов на указанном выше земельном участке на расстоянии около 200 м метров в северо-восточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с. Куликово свидетельствуют о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления полномочий по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что в соответствии с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации может являться основанием для обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.
Факт нарушения указанных выше требований законодательства и факт непринятия администрацией сельского поселения «Кузнецовское» поселения мер к ее ликвидации, подтверждается актом проверки от 08 июня 2017 года, составленным помощником прокурора Алекандрово-Заводского района Капустиным Д.В., согласно которому установлен факт наличия несанкционированной свалки мусора, бытовых отходов и растительных остатков около 200 м метров в северо-восточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с. Куликово протяженностью примерно 50 метров и шириной примерно 30 метров, и фото-таблицей к нему (л.д.6,7).
Учитывая изложенное, в том числе то обстоятельство, что выявленные нарушения требований законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора затрагивают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, способствуют ухудшению санитарно- эпидемиологического положения в поселении, ставят под угрозу здоровье неопределенного круга лиц, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и обязать администрацию сельского поселения «Кузнецовское» произвести сбор и вывоз несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии около 200 метров в северо-восточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с Куликово протяженностью примерно 50 метров и шириной примерно 30 метров, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для снятия с ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кузнецовское» удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию сельского поселения «Кузнецовское» произвести сбор и вывоз несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии около 200 метров в северо-восточном направлении от с. Кузнецово, в 80 м. от автодороги в направлении с Куликово протяженностью примерно 50 метров и шириной примерно 30 метров в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло