2-3663/2024
УИД 03RS0007-01-2024-004678-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 г. г. Уфа
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Турьяновой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Брахмановой Э.И.
с участием представителей истца Юлдашевой Н.З., Юлдашева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юлдашевой Лилии Владимировны к Государственному учреждению-Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Юлдашева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Башкортостан о признании незаконным решения от < дата > ... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Заявленные требования мотивированы тем, что < дата > истцом в Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... подано заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
< дата > ответчиком принято Решение ... об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от < дата > N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с указанием следующих оснований: в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от < дата > N?256-Ф3 отсутствие права - ребенок не является гражданином РФ по рождению.
Истец гражданин Российской Федерации с рождения, дочь ..., родилась < дата >, приобрела гражданство России < дата > На момент рождения имела право на меру социальной поддержки согласно Федеральным законом от < дата > N 256-ФЗ, в противном случае гражданство Российской Федерации было бы оформлено первично по рождению, на что ребенок имел право. Если на момент рождения ребенка действовали нормы, которые действуют на момент обращения, тогда ребенок был бы рожден на территории Российской Федерации и получил бы гражданство по рождению, ничего этому не препятствовало и получил бы меру социальной поддержки и также в последствии гражданство страны отца, что не изменило бы ее юридический статус, лишь принятие закона и его применение над день обращения существенно ухудшило положение матери и ребенка, хотя с ноября 2022 г. до < дата > имели право на получение материнского капитала. Срок подачи заявления на выдачу сертификата на материнский капитал после рождения ребенка не ограничен.
На момент рождения ребенка Закон от < дата > № 634-ФЗ не действовал и мать Юлдашева Лилия и дочь ..., как граждане России с рождения имели право на меру социальной поддержки в виде сертификата на материнский капитал.
Таким образом, по мнению истца, решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным и подлежит отмене.
Истец Юлдашева Л.В. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представители истца Юлдашева Н.З., Юлдашев В.А., действующие на основании доверенности от < дата > в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Государственного учреждения-Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без его участия, суду представлены письменные возражения на исковое заявление, которое приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в судебное заседание также не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо – отец несовершеннолетней дочери ... – Амим Массинисса представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Закон N 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получение образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышение уровня пенсионного обеспечения.
На основании п. 3 ст. 2 Закона N 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у следующих лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года; 6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; 7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.
Из содержания приведенных положений Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года следует, что законодатель, исходя из целей его принятия, признает юридически значимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наличие гражданства Российской Федерации как у самих детей, с рождением которых закон связывает возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки, так и у матери детей.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 5 Закона, основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основанием для принятия ответчиком оспариваемого Юлдашевой Л.В. решения явилось отсутствие у ребенка гражданства Российской Федерации на момент рождения ребенка, то есть фактически отсутствие у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 28 апреля 2023 года N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации; 2) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства; 3) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился в Российской Федерации); 4) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился за пределами Российской Федерации и не приобрел гражданство (подданство) иностранного государства по рождению); 5) оба его родителя или единственный родитель являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Российской Федерации (при условии, что ребенок родился в Российской Федерации и не приобрел гражданство (подданство) иностранного государства по рождению).
Следовательно, юридически значимым обстоятельством в данном случае является наличие или отсутствие гражданства Российской Федерации у матери и ребенка не на дату обращения за выдачей сертификата на получение материнского капитала, а на момент рождения ребенка, в связи с которым приобретается право на получение указанной меры поддержки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Амим Массинисса и Юлдашева Л.В. являются родителями ... родившейся < дата > во Франции (... (Ивлин). Свидетельство о рождении удостоверено Апостилем в ... < дата >.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что на момент рождения ребенка ... во Франции она приобрела гражданство иностранного государства, при этом, один родитель – мать является гражданином Российской Федерации, а отец является иностранным гражданином, что свидетельствует об отсутствии приобретения гражданства Российской Федерации ребенком по рождению.
< дата > истцом в Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... подано заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
< дата > ответчиком принято Решение ... об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от < дата > N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с указанием следующих оснований: в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от < дата > N?256-Ф3 отсутствие права - ребенок не является гражданином РФ по рождению.
Руководствуясь положениями вышеуказанных норм права а также учитывая то, что на момент рождения Амим Эмилия не являлась гражданином Российской Федерации, а право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения ребенка как у женщины родившей ребенка, так и ребенка, с рождением которого закон связывает возникновение права, а с учетом того, что право отца ребенка на дополнительные меры государственной поддержки является производным от права женщины, то есть оно может возникнуть, если такое право имела женщина, отец также не имеет права на материнский (семейный) капитал.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Юлдашевой Лилии Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Башкортостан о признании незаконным решения от 10 июня 2024 г. № 6206 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Т.М. Турьянова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.10.2024.