Гр. дело №(2-518/2024)/2-718/2024
УИД - 05RS0№-02
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
07 августа 2024 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РД» о возложении обязанности принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РД» о возложении обязанности принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Исковые требования заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 мотивированы тем, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Установлено, что ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» (далее — Учреждение) эксплуатирует следующие гидротехнические сооружения (далее - ГТС), расположенные на территории <адрес> Республики Дагестан: канал «Шамхалянгиюр» с сооружениями; магистральный канал им. Октябрьской революции ПК0+00-ПК 778+80 с сооружениями.
Данные ГТС эксплуатируются Учреждением на праве оперативного управления.
Ответчиком на вышеуказанные ГТС декларации безопасности гидротехнических сооружений не разработаны и в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, для утверждения не представлены по настоящее время.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, ответчиком обследование обозначенных ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения не проведено по настоящее время.
Ответчиком также правила эксплуатации указанных ГТС в установленном порядке не разработаны и не согласованы по настоящее время.
Кроме того, межрайпрокуратурой установлено, что ответчиком не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанные ГТС.
В нарушение данных требований федерального законодательства Учреждение осуществляет эксплуатацию вышеуказанных ГТС в отсутствие расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Порядок проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений установлен Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако данные требования закона ответчиком также не исполнены.
С целью устранения обозначенных нарушений закона межрайонной прокуратурой в адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ за № и ДД.ММ.ГГГГ за № внесены представления об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, однако согласно информации Кавказского управления Ростехнадзора нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации вышеуказанных ГТС до настоящего времени не устранены,.
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатируемых ГТС.
Таким образом, ответчиком нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, не обеспечивается их экологическая безопасность, и гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 1 и 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (ИНН 0560022374, ОГРН 1020502457821) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> Республики Дагестан гидротехнических сооружений: канал «Шамхалянгиюр» с сооружениями и магистральный канал им. Октябрьской революции ПК0+00-ГЖ 778+80 с сооружениями, а именно: провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке; произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке; утвердить и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения; обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения; разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.
В судебном заседании прокурор ФИО5 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчики ФГБУ «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РД и третьего лица Кавказское управление Ростехнадзора, будучи надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Врио директор ФГБУ «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РД представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В связи с чем, в соответствии со ст. 167, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав прокурора ФИО5, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Установлено, что ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» (эксплуатирует следующие гидротехнические сооружения, расположенные на территории <адрес> Республики Дагестан: канал «Шамхалянгиюр» с сооружениями; магистральный канал им. Октябрьской революции ПК0+00-ПК 778+80 с сооружениями.
Данные ГТС эксплуатируются Учреждением на праве оперативного управления.
Положениями ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического
сооружения и (или) эксплуатирующей организации, которые ответчиками должным образом не осуществляются.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности является декларация безопасности гидротехнического сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, (далее - Положение) которое устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
В силу п. 2 Положения декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
При этом, ответчиком на вышеуказанные ГТС декларации безопасности гидротехнических сооружений не разработаны и в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, для утверждения не представлены по настоящее время.
Положениями ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ определено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 4 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, ответчиком обследование обозначенных ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения не проведено по настоящее время.
Кроме того, согласно ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), которые устанавливают структуру и состав правил эксплуатации гидротехнических сооружений, в соответствии с которыми собственник гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующая организация осуществляют эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Однако, ответчиком правила эксплуатации указанных ГТС в установленном порядке не разработаны и не согласованы по настоящее время.
Также, межрайпрокуратурой установлено, что ответчиком не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанные ГТС.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» установлено, что что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии со своей компетенцией по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом особенностей гидротехнических сооружений утверждают методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Во исполнения указанного пункта приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), согласно которой расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения (собственник или эксплуатирующая организация) и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Однако в нарушение данных требований федерального законодательства Учреждение осуществляет эксплуатацию вышеуказанных ГТС в отсутствие расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 9.1 Федерального закона № 117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений установлен Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако данные требования закона ответчиком также не исполнены.
С целью устранения обозначенных нарушений закона межрайпрокуратурой в адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ за № и ДД.ММ.ГГГГ за № внесены представления об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, однако согласно информации Кавказского управления Ростехнадзора нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации вышеуказанных ГТС до настоящего времени не устранены,.
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатируемых ГТС.
Кроме того, ст. 1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено понятие экологического риска — вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также понятие экологической безопасности - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с требованиями ст.ст. 34, 39 Закона № 7-ФЗ размещение, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды.
Какие-либо доказательства в опровержение доводов истца, о принятых мерах в части исковых требований, по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> РД гидротехнический сооружений: канал «Шамхалянгиюрт» с сооружениями и магистральный канал им. Октябрьской революции ПК0+00-ПК778+80 ответчиком суду не представлены.
Таким образом, ответчиком нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, не обеспечивается их экологическая безопасность, и гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 1 и 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с требованиями ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Удовлетворяя требования прокурора, суд считает необходимым указать срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, в связи с тем, что для выполнения мероприятий по исполнению решения суда необходимы материальные средства и определенное время.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).
В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с ГПК РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Следовательно, оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 204, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (ИНН 0560022374, ОГРН 1020502457821) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> Республики Дагестан гидротехнических сооружений: канал «Шамхалянгиюр» с сооружениями и магистральный канал им. Октябрьской революции ПК0+00-ГЖ 778+80 с сооружениями, а именно:
- провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;
- утвердить и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;
- разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.
Ответчик вправе подать в Кизилюртовский районный суд РД заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кизилюртовский районный суд РД.
Председательствующий З.К. Омарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.