Решение по делу № 2а-91/2022 (2а-3177/2021;) от 24.08.2021

К делу № 2а-91/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 11 марта 2022 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края, в составе:

председательствующего судьи Коблева С.А.,

при секретаре Дяченко А.А.,

с участием представителя административного истца Швец Г.И. по доверенности Кабановой Г.И.

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю Люсого Д.В.,

представителя заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район по доверенности Пивень А.И.

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Швец Г.И. к Управления Росреестра по Краснодарскому краю об оспаривании отказа в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

Швец Г.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным приостановления государственной регистрации прав по разделу и изменению вида разрешенного использования земельного участка категории земель населенного пункта для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером и понуждении ответчика произвести государственную регистрацию прав по разделу и изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка.

Свои требования административный истец Швец Г.И. обосновала тем, что она является собственником земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером Вид разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного производства. Ею было принято решение о разделе вышеуказанного земельного участка с образованием 29 новых земельных участков и изменении его вида разрешенного использования на «Для индивидуального жилищного строительства». ДД.ММ.ГГГГ через Многофункциональный центр были поданы соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению государственным регистратором Темрюкского отдела Управления Росреестра по <адрес> ФИО5 вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав Решение государственного регистратора мотивировано отсутствием проекта планировки территории и наличием чересполосицы. Данное решение Швец Г.И. считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. На второй странице обжалуемого уведомления в абз. 6 государственный регистратор пришел к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, имеет ограничение на его использование согласно выписке ИСОГД - 2021 (выписки из Правил землепользования и застройки Таманского сельского поселения). Вместе с тем из выписки из ЕГРН усматривается отсутствие каких - либо ограничений и обременений. При рассмотрении заявления государственным регистратором не были учтены положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ относительно того, что основные (а для зоны Ж-2 вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» является основным) и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. При рассмотрении ее заявления была проведена правовая экспертиза документов, после чего следует вывод о том, что государственная регистрация не может быть проведена по причине того, что заявителем не предоставлен проект планировки территории, со ссылкой на необходимость его предоставления в Правилах землепользования и застройки Таманского сельского поселения, в утвержденных муниципалитетом <адрес>. При этом, ответчик применил муниципальный правовой акт, который в нарушение требований ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, ч. 4 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» противоречит федеральному законодательству и нарушает конституционные права граждан, устанавливая дополнительные условия при выборе основного вида разрешенного использования земельного участка. В части наличия чересполосицы в обжалуемом уведомлении ограничились лишь ссылкой на то, что на п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В связи с вышеизложенным Швец Г.И. вынуждена обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.

Впоследствии требования Швец Г.И. уточнены. Так, она просит признать незаконным отказ в государственной регистрации прав и проведении государственного кадастрового учета по разделу и изменению вида разрешенного от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по разделу и изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка.

Административный истец Швец Г.И., в судебное заседание не явился, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя по доверенности Кабановой Л.О.

Представитель административного истца по доверенности Кабанова Л.О. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю Люсый Д.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район Пивень А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме, сославшись на доводы письменных возражений.

Суд, исследовав материалы дела, находит административный иск Швец Г.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, Швец Г.И. является собственником земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Истцом было принято решение о разделе вышеуказанного земельного участка с образованием 29 новых земельных участков и изменении его вида разрешенного использования на - «Для индивидуального жилищного строительства».

ДД.ММ.ГГГГ Швец Г.И. поданы документы в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации прав по разделу и изменению вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регулируются Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (ст. ст. 26, 27 Закона о регистрации недвижимости).

Согласно п. 220 Административного регламента государственный регистратор также проверяет наличие в ЕГРП записей в отношении объекта недвижимости.

Уведомлением от 09 августа 2021

На основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.

Основанием для приостановления государственной регистрации прав послужило обнаружение области чересполосицы, совпадение образующих объектов с предыдущими, не совпадения объединения образующихся объектов с объединением исходных. Также указано, что в представленной в Приложении межевого плана Декларации о выборе вида разрешенного использования, собственником выбран вид образуемым земельным участкам «Для индивидуального жилищного строительства», хотя данный вид использования в территориальной зоне Ж-2 применяется только при подготовке документации по планировке территорий.

В силу закона вновь образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям законодательства. Перечень таких требований содержится в ст. 11.9 ЗК РФ, в том числе, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

Доказательств отсутствия черезполосицы при образовании новых земельных участков, путем раздела исходного с кадастровым номером 23:30:0601000:2039, административным истцом не представлено.

Согласно статье 2 ГрК РФ одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

<адрес>.

Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны «Ж-2» Правил землепользования и застройки Таманского сельского поселения Темрюкского района, данная зона предназначена для формирования территорий, преимущественно жилой застройки, при перспективном градостроительном развитии, согласно утвержденному генеральному плану и утвержденной градостроительной документации.

Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

По мере принятия решений о застройке территорий в соответствии со статьями 42 и 43 ГрК РФ, в обязательном порядке подготавливается документация по планировке территории, после чего проводятся работы по размежеванию существующих земельных участков с целью выделения требуемой планировочной структуры. Расходы, связанные с подготовкой документации по планировке территории, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в подготовке такой документации.

Проект планировки территории - разрабатываемая градостроительная документация, для обеспечения устойчивого развития территорий; выделения элементов планировочной структуры - районов, микрорайонов, кварталов, СНТ или подобных, а также различных территорий (общего пользования, транспортно-пересадочных узлов, улично-дорожной сети, территорий, занятых линейными объектами и предназначенных для их размещения); установления границ зон планируемого возведения капитальных объектов; установления границ территорий общего пользования; определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ст. 42 ГрК РФ).

После проведения указанных мероприятий осуществляется зонирование таких территорий, в установленном порядке вносятся изменения в карту градостроительного зонирования настоящих Правил.

До момента разработки и утверждения документации по планировке территории запрещается установление, изменение, применение видов разрешенного использования земельных участков, описанных в данной зоне и определенных для них предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства.

При хозяйственном освоении территорий (в том числе подготовке градостроительного плана земельного участка, проектировании, строительстве/реконструкции, вводе в эксплуатацию) в обязательном порядке должны учитываться требования нормативов градостроительного проектирования всех уровней.

Проект планировки территории подлежит утверждению со стороны компетентных органов и включает в себя: чертежи планировки территории. Положение о характеристиках планируемого развития территории, отражающее плотность и необходимых объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Самостоятельно решение о подготовке проекта планировки территории принимают: лица, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, о комплексном освоении территории (в том числе в целях строительства стандартного жилья), о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; обладатели участков и/или объектов недвижимого имущества, расположенных в границах определенной в правилах землепользования и застройки территории, которые хотят участвовать в развитии этой территории.

В соответствии с подпунктом «а» п. 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, планировка территории, раздел земельных участков, образование улично-дорожной сети и присвоение наименований элементам улично-дорожной сети возможно только в результате утвержденной документации по планировке территории.

Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьей 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно п. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, документация по планировке территории, на котором расположен исходный земельный участок административного истца не утверждалась.

Таким образом, раздел принадлежащего Швец Г.И. земельного участка с кадастровым номером на несколько земельных участков, произведен без утверждения проекта планировки территории, в нарушении требований градостроительного регламента для территориальной зоны «Ж-2» установленных Правилами землепользования и застройки Таманского сельского поселения Темрюкского района.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Таким образом, правила землепользования и застройки должны соответствовать, в том числе, генеральному плану поселения.

С учетом изложенных обстоятельств нарушений со стороны регистрирующего органа при рассмотрении документов административного истца судом не установлено.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств, суд полагает, что требования административного истца Швец Г.И. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Швец Г.И. к Управлению Росреестра Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав № ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Коблев

Решение суда в окончательной форме принято 15 марта 2022 года.

2а-91/2022 (2а-3177/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Швец Галина Ивановна
Ответчики
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Управление Росреестра Темрюкский отдел по Краснодарскому краю
Другие
Администрация МО Темрюкский район
Кабанова Л.О.
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Коблев С.А.
Дело на сайте суда
temruksky.krd.sudrf.ru
24.08.2021Регистрация административного искового заявления
24.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Подготовка дела (собеседование)
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее