Дело № 2-208/2015 .
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Навашино 01 июня 2015 года
Нижегородской области
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Грачевой Т.Ю., при секретаре Торгашовой Н.Ю., с участием Чернова А.В., Гуськовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рукавишниковой Е.Ю. к Администрации Навашинского муниципального района об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
в Навашинский районный суд обратилась Рукавишникова Е.Ю. к Администрации Навашинского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, указывая следующее.
Рукавишникова Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Р-Н.В. умерла ../../....г., отец истца Р-Ю.Н. умер ../../....г..
Жилое помещение, в котором истец состоит на регистрационном учете, признано непригодным для проживания в соответствии с Актами обследования от 27 февраля 2010 года, 17 марта 2010 года.
31 августа 2010 года истец включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Навашинского муниципального района Нижегородской области.
До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец Рукавишникова Е.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла. Направленным в суд заявлением просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Навашинского района Чернов А.В. указал, что администрация Навашинского района не возражает против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель Органа опеки и попечительства Навашинского района Гуськова Т.В., действующая на основании доверенности от 17 марта 2015 года №01-18-496, исковые требования Рукавишниковой Е.Ю. поддержала, просила их удовлетворить.
Суд, выслушав мнение участников процесса, руководствуясь частью 5 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Законом Нижегородской области от 30.09.2008 года № 116-З (в ред. от 01.04.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления (п.6 ч.1 ст. 2).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 (в ред. от 22.12.2014 года) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета.
Согласно п. 1.2 указанного Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем:
а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области;
б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области;
в) предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 1.3 указанного Положения благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 1.4 Положения предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями однократно по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Согласно п. 1.5 Положения жилые помещения предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года № 147-З (в ред. от 01.04.2015) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.
Таковым на территории муниципального образования Навашинский район является администрация Навашинского района.
Из материалов дела следует, что Рукавишникова Е.Ю. родилась ../../....г., что подтверждается свидетельством о рождении ***. В графе отец стоит запись «Р-Ю.Н.», в графе мать стоит запись «Р-Н.В.».
Р-Ю.Н. умер ../../....г., Р-Н.В. умерла ../../....г., что подтверждается свидетельствами о смерти.
Согласно представленным Администрацией Навашинского района сведениям, Рукавишникова Е.Ю. принята на учет для внеочередного получения жилого помещения в 2010 году.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование Списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, содержащееся в Федеральном законе №159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Судом установлено, что Рукавишникова Е.Ю. обучение закончила, работает на ОАО «<данные изъяты>», жилья у истца не имеется, временно проживает на съемной квартире.
Исходя из указанного выше, суд пришел к выводу о том, что Рукавишникова Е.Ю. имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рукавишниковой Е.Ю. удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления в лице администрации Навашинского муниципального района Нижегородской области вне очереди предоставить Рукавишниковой Е.Ю., *** года рождения, относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту выявления и первичного устройства жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Грачева
.
.
.