УИД 38OS0000-01-2020-000033-12
№66а-855/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 05 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,
при секретаре Таран И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-124/2020 по административному исковому заявлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, администрации Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области о признании недействующим генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 года № 25-дгп «Об утверждении генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области»,
по апелляционной жалобе администрации Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 19 июня 2020 года, которым удовлетворены административные исковые требования.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителя администрации Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области Васева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Иркутский областной суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, администрации Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области с административным исковым заявлением о признании недействующим генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва 30 марта 2016 года № 25-дгп «Об утверждении генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области».
Требования мотивированы тем, что правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле закона озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия. Листвянское муниципальное образование входит в территорию Прибайкальского национального парка и границы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, относится к территории, ограниченной в обороте с особыми условиями использования. Поскольку на территории поселения находится особо охраняемая природная территория, проект генерального плана в нарушение действующего законодательства не был согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Иркутского областного суда от 19 июня 2020 года административные исковые требования удовлетворены, признан недействующим генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области с даты вступления решения суда в законную силу.
Дополнительным решением Иркутского областного суда от 07 августа 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.
В апелляционной жалобе администрация Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что генеральный план Листвянского муниципального образования был согласован в установленном законом порядке.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой представлены возражения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Решением Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва от 30 марта 2016 года № 25-дгп утвержден генеральный план Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, решение принято в форме, установленной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта), опубликовано в соответствии с положениями Устава в газете администрации Листвянского муниципального образования «Наша Листвянка» с дублированием текста муниципального правового акта на официальном сайте Листвянского муниципального образования в сети «Интернет».
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава Листвянского муниципального образования (далее по тексту – Устав), Листвянское муниципальное образование наделено статусом городского поселения Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 94-оз «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области».
Согласно пункту 22 статьи 6 Устава к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится вопрос об утверждении генерального плана поселения.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит на основании статьи 25 указанного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом если на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
Согласно положениям статей 2 и 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Прибайкальский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земель площадью 170 тысяч гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 тысяч гектаров земель государственного лесного фонда, а также 112 тысяч гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Листвянское муниципальное образование Иркутского района Иркутской области входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границы Прибайкальского национального парка.
Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, установлена процедура обязательного согласования генеральных планов поселений с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 5 - 12 Положения о согласовании уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
При поступлении в уполномоченный орган в сфере градостроительства хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования уполномоченный орган в сфере градостроительства проводит согласительное совещание с представителями уполномоченных отраслевых органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования и готовит сводное заключение с учетом выработанного на согласительном совещании решения.
В период подготовки генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.2 Порядка согласования и пунктом 1 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены полномочия по согласованию проектов документов территориального планирования муниципальных образований, на территориях которых находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
Ссылка апеллянта на положения частей 7 и 8 статьи 28 ГрК РФ, согласно которым согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования; в случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами, является необоснованной, поскольку данная норма применяется при невыполнении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере градостроительства возложенных на него законом обязанностей, то есть при несоблюдении таким органом процедуры согласования нормативного правового акта после поступления его проекта.
Согласно материалам дела после поступления проекта генерального плана администрацией Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в целях согласования проекта Генерального плана поселения в Министерство экономического развития Российской Федерации направлялось уведомление об обеспечении доступа к проекту названного документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Указанное уведомление в свою очередь было направлено Министерству экономического развития Российской Федерации, в отраслевые федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в их компетенцию.
По результатам рассмотрения проекта генерального плана были получены отрицательные заключения от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации.
В дальнейшем замечания Министерства транспорта Российской Федерации администрацией Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области были учтены, по остальным замечаниям федеральных органов исполнительной власти проект генерального плана доработан не был.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правильным является вывод суда о том, что генеральный план принят в нарушение действующего законодательства.
Доводы апеллянта о том, что поскольку в установле░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░ 25 ░░░ ░░ (░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ – ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2015 ░░░░, ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 9 ░░░░░░ 25 ░░░ ░░, ░░░░░░ 3.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 7 ░░░░░░ № 131-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30 ░░░░░ 2016 ░░░░ № 25-░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 307 - 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2020 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░