Судья Местеховская Е.В.                                                  Дело №2-17/2022

                                                          УИД 54RS0001-01-2020-003358-35

Докладчик Зуева С.М.                                                           №33-6282/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Зуевой С.М.,

Судей:                                 Выскубовой И.А., Кузовковой И.С.,

При секретаре:                   Павловой А.Ю.,

при участии прокурора     Юрченковой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>                    28 июня 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам Захарова М. С., Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> (ГУФСИН России по <адрес>), Федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России) на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Иск Захарова М. С. к ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда и возложении обязанности обеспечить медицинское обследование удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Захарова М. С. с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – Федеральной службы исполнения наказаний России за счёт казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Обязать ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России организовать проведение Захарову М. С. исследования <данные изъяты> методом <данные изъяты>).

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., заключению прокурора Юрченковой С.И., полагавшей необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы истца и ответчика без удовлетворения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Захаров М.С. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, Министерство финансов России, в котором просил взыскать в качестве компенсации морального вреда 1 500 000 руб. за ненадлежащие оказание медицинской помощи, обязать обеспечить ему полное медицинское обследование.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ Росздравнадзором по <адрес>, в том числе по результатам изучения истории болезни установлены факты нарушения требований по оказанию медицинской помощи.

С февраля 2018 по настоящее время неоднократно (8 раз) был этапирован в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес> для прохождения медицинского обследования и лечения. Но, несмотря на имеющиеся ряд серьезных заболеваний, не получил лечения, включая дополнительные диагностические мероприятия.

Медработники филиала МСЧ-54 во всех случаях нахождения его в ФКУ ЛИУ-10, оставляли без внимания уже диагностированные ранее заболевания, их обострение, и его жалобы на ухудшение состояния здоровья по иным причинам.

Не получал назначаемые препараты, не проходил обследования, которое планировалось медиками ФСИН по независящим от него причинам. В результате ухудшения здоровья испытывал моральные переживания.

Лечение <данные изъяты> такими медицинскими препаратами как <данные изъяты> и <данные изъяты> практически является недопустимым, но эти препараты назначали. При наличии данного инфекционного заболевания лишь в 2020 был направлен на прием к врачу-инфекционисту при очередном этапировании в ФКУ ЛИУ-10.

Рекомендовано проведение <данные изъяты>. Получить необходимое противовирусное лечение без прохождения такого обследования невозможно.

Имеющиеся <данные изъяты> заболевания, заболевания <данные изъяты> требуют безотлагательного обследования, лечения, что оставлено медиками ФСИН на длительный период времени без внимания. Что создает угрозу жизни и здоровью в дополнении к иным основаниям.

Нарушены его права на охрану здоровья, несмотря на установление фактов нарушения законодательных норм, указаний на обеспечение проведения надлежащего медицинского обследования, ответчиком ФСИН был дважды прерван курс лечения.

ДД.ММ.ГГГГ Дзержинским районным судом <адрес> постановлено указанное выше решение, с которым не согласились Захаров М.С., ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России.

В апелляционной жалобе Захаров М.С. просит решение суда изменить в части размера компенсации морального вреда, считая его заниженным, учитывая степень перенесённых им страданий.

При этом, ссылается на то, что описательно-мотивировочная часть решения содержит указание на возможность взыскания компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, а из резолютивной части решения следует о взыскании 25 000 рублей (том 2 л.д.105).

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России Г.Н.Айкинская просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать (том 2 л.д.97-99).

В обоснование доводов жалобы указывает, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца о компенсации морального вреда, поскольку истец не отбывал наказание, не проходил лечение в ФСИН России, то есть в правоотношениях с ФСИН России не состоял, следовательно, при отсутствии правоотношений, не может наступить и ответственность, предусмотренная статьями 151, 1069 ГК РФ.

Отсутствуют обстоятельств, с которыми статьи 1064, 1069, 1100 ГК РФ связывают ответственность госоргана. Не имеется доказательств ненадлежащего оказания медицинской помощи, повлекшего за собой причинение вреда здоровью, равно как и доказательств вины учреждений и органов ФСИН в причинении истцу морального вреда. Не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) должностных лиц ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>. ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России и наступившими последствиями.

Так, судебная экспертиза установила единственный недостаток оказания медицинской помощи Захарову М.С.: диагностическое исследование вирусного гепатита «С» методом ПЦР, которое не повлекло за собой ухудшение состояния здоровья, что подтверждаются отсутствием отрицательной динамики как по клиническим данным, так по результатам лабораторных исследований за весь период лечения и наблюдения, таким образом, не рассматривался как причинение вреда здоровью.

Кроме того, размер компенсации морального вреда в сумме 25 000 рублей не отвечает требованиям разумности и справедливости и подлежит уменьшению.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.С. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по <адрес>. Состоит на диспансерном учете в здравпункте филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России.

С февраля 2018 по апрель 2020 Захаров М.С. неоднократно проходил лечение в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>.

По обращению Захарова М.С. ДД.ММ.ГГГГ в Фонд помощи заключенным, ДД.ММ.ГГГГ Уполномоченным по правам человека в <адрес> была проведена совместная с сотрудниками Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> и Новосибирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выездная проверка соблюдения порядка организации медицинской помощи осужденным и условий ее оказания в терапевтическом отделении туберкулёзной больницы ФКУЗ МСЧ-54 ФСН России при ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>.

По результатам проверки были выявлены нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», Приказов Министерства Минздрава России от 15.11.2012 №923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю терапия», от 10.05.207 №203 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в частности наличия информационного добровольного согласия на медицинское вмешательство, а также нарушения пяти Приказов Минздрава России, касающихся стандартов медицинской помощи по профилю заболеваний (том 1 л.д.118-122).

Из ответа уполномоченного по правам человека в <адрес> №У/1171-и от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Президента фонда заключённым следует, что по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ проведённой Уполномоченным, сотрудниками Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> и Новосибирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в терапевтическом отделении туберкулёзной больницы ФКУЗ МСЧ-54 ФСН России при ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес> на предмет соблюдения порядка организации медицинской помощи осуждённым и условий ее оказания, в том числе по обращению Захарова М.С. от ДД.ММ.ГГГГ, руководством ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России приняты меры по устранению выявленных нарушений и недостатков (том 1 л.д.67)

С целью проверки доводов истца о ненадлежащем оказании ему медицинской помощи, была назначена судебная медицинская экспертиза, проведение которой было поручено Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Новосибирское областное клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» (том 1 л.д.221-223).

По результатам проведённой экспертиза эксперты пришли к следующим выводам:

Согласно представленной медицинской документации на момент поступления в ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России (ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>) и в период лечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанном учреждении у Захарова М.С. нашли подтверждение («имелись») следующие хронические заболевания: <данные изъяты> (2020г.)

Кроме того Захарову М.С. были выставлены диагнозы «<данные изъяты>).

Согласно представленной медицинской документации, требованиям соответствующих стандартов и порядков оказания медицинской помощи («с учетом установленных критериев качества оказания медицинских услуг»), медицинская помощь (в том числе и назначенное лечение) оказанная Захарову М.С. врачами ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России (ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>), за весь период нахождения Захарова М.С. в ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России (ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>), выполнена не в полном объеме.

Так, в представленных медицинских документах отсутствуют сведения о выполнении Захарову М.С. рекомендованного ему врачом-инфекционистом диагностического исследования <данные изъяты>), что не позволило установить степень вирусной нагрузки и назначить соответствующее лечение в полном объеме; проведенное Захарову М.С. лечение включало только симптоматическую терапию (препараты-гепотопротекторы). Однако, оказание медицинской помощи не в полном объеме Захарову М.С. не повлекло за собой ухудшения его здоровья, что подтверждается отсутствием отрицательной динамики как по клиническим данным, так и по результатам лабораторных исследований за весь период лечения и наблюдения ( с ДД.ММ.ГГГГ по 21.04.2020г.).

Кроме того, указанные выше заболевания у Захарова М.С. - <данные изъяты>, в течении всего периода наблюдения ( с ДД.ММ.ГГГГ по 21.04.2020г.) находились в состоянии ремиссии (вне обострения) и не требовали соответствующей обострению терапии.

По поводу указанных в диагнозе у Захарова М.С. «<данные изъяты>» он нуждается и ему было рекомендовано «оперативное лечение в плановом порядке в хирургическом», в экстренном выполнении оперативного вмешательства Захаров М.С. не нуждался.

Выставленный однократно в 2020г. диагноз «<данные изъяты> у Захарова М.С. был подтвержден данными проведенной МРТ (магнитно-резонансной томографии) шейного отдела позвоночника, в связи с чем, ему было назначено лечение, соответствующее медицинским стандартам и порядкам оказания медицинской помощи.

Как указано выше, установить или опровергнуть наличие или отсутствие «<данные изъяты>», а также «<данные изъяты>» у Захарова М.С. на основании имеющихся данных не представляется возможным, поэтому не возможно установить соответствовала ли медицинская помощь (в том числе и назначенное лечение), оказанная Захарову М.С. врачами ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России (ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>) требованиям соответствующих стандартов и порядков оказания медицинской помощи.

Оценить эффект назначенного лечения Захарову М.С. по поводу диагностированной у него «<данные изъяты>», экспертным путем не представляется возможным, так как он не соблюдал плана лечения и отказывался принимать назначенные медицинские препараты (том 2 л.д.31-49).

Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь статьёй 41 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 4, 37, 64, 76, 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст.150, 151, 1064-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями п.п.1, 8, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», установив наличие дефектов оказания медицинской помощи Захарову М.С., медицинская помощь, оказанная ему врачами ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по <адрес>, выполнена не в полном объеме; не проведено диагностическое исследование вирусного гепатита «С» методом ПЦР, что в свою очередь не позволило установить степень вирусной нагрузки и назначить соответствующее лечение в полном объеме; учитывая, что оказание медицинской помощи не в полном объеме Захарову М.С. не повлекло за собой ухудшения его здоровья, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска и взыскании в пользу Захарова М.С. компенсации морального вреда в размере 25 000 руб. Возложив обязанность на ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России организовать проведение Захарову М. С. исследования <данные изъяты> методом <данные изъяты>

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4).

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право пациента на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе, как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Статьей 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (часть 3).

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

В силу статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (часть 1).

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2).

При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (часть 4).

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьей 101 УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

При этом, как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, медицинская помощь, доступная в тюремных больницах, может не всегда иметь тот же уровень, что и в лучших медицинских учреждениях широкого доступа. Вместе с тем государство должно гарантировать, чтобы здоровье и благополучие заключенных должным образом обеспечивались, кроме всего прочего, предоставлением им требуемой медицинской помощи. Власти, также должны обеспечивать, чтобы постановка диагноза и уход за больными были бы безотлагательными и верными и что, где это обусловлено природой медицинских условий, наблюдение за больным было бы регулярным и систематическим и включало бы всестороннюю терапевтическую стратегию, направленную на лечение заболеваний заключенного или предотвращение их ухудшения (Постановление от 30.07.2009 по делу «Пахомов против Российской Федерации»).

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (абзац второй пункта 1 названного постановления).

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10).

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по общему правилу, установленному статьей 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь и здоровье, охрана которых гарантируется государством, в том числе, путем оказания медицинской помощи. В случае нарушения прав гражданина в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи он вправе заявить требования о взыскании с соответствующей медицинской организации компенса░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░. 12, 56, 67 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.200 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 125 ░ 1071 ░░ ░░, ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 158 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13.10.2004 №1314 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░ ░░░. ░ ░░░., ░░░░░. ░ ░░░░ ░ 01.01.2020) ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2015 № 167, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.330 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░-54 ░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

33-6282/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Захаров Михаил Сергеевич
Прокуратура НСО
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России
Министерство Финансов в лице УФК по НСО
ГУФСИН России по Новосибирской области
ФСИН России
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Зуева Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
02.06.2022Передача дела судье
28.06.2022Судебное заседание
28.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее