.
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Богучаны 24 сентября 2020 года
Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего и.о. судьи Людвиковского В.А.,
с участием:
помощника прокурора Богучанского района Буц А.А.,
при секретаре Терпуговой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Богучанского района, МКУ «Муниципальная служба Заказчика» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богучанского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Богучанский районный суд с исковым заявлением к Администрации Богучанского района, МКУ «Муниципальная служба Заказчика» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, мотивировав свои требования тем, что Прокуратурой Богучанского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления соблюдения требований по охране окружающей среды, по результатам которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером . на межселенной территории муниципального образования Богучанский район, расположенном в границах МО, являющегося собственностью МО Богучанский район, размещена свалка твердых бытовых отходов (координаты: 58°. на площади 4 га, которую просят обязать ликвидировать.
В судебном заседании представитель прокуратуры Буц А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Богучанского района (по доверенности) Бондарева Т. С. исковые требования прокурора не признала, считает их заявленными преждевременно. Указанный земельный участок с 19.05.2014 года находится в собственности муниципального учреждения «служба заказчика» администрации Богучанского района. На данном участке запланировано строительство полигона и завода по переработке ТБО. Документацию на строительство оформляет МКУ «Муниципальная служба заказчика», в связи с чем после вывода земельного участка из лесного фонда, именно на данное структурное подразделение администрации Богучанского района и было зарегистрировано право собственности. Земельный участок, на котором находится свалка ТБО включает в себя и замли, собственниками которых являются КРУДОР и Министерство лесного хозяйства Красноярского края. Данные собственники согласно полученных от них ответов сообщили, что обязуются убрать свалку, находящуюся на их участках. В настоящее время администрацией Богучанского района с целью уборки территории свалки заключен договор с индивидуальным предпринимателем сроком до 30.09.2020 года.
В судебное заседание представитель ответчика муниципальное казенное учреждение «Муниципальная служба Заказчика», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя не обеспечила, никаких ходатайств в адрес суда не направило
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечило. Представитель Министерства по доверенности Рябинина Г.В. согласно направленного в адрес суда отзыва пояснила, что в случае, если земельный участок, на котором выявлена свалко не сдан в аренду и не находится в пользовании иных лиц- заявленные требования в части, возложения обязанности ликвидировать свалку, являются обоснованными, а обязанность устранить допущенные нарушения должна быть возложена на администрацию.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц КГКУ «КрУДор» и Министерство лесного хозяйства Красноярского края надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
Согласно направленного в адрес суда отзыва представитель КГКУ «КрУДор» по доверенности Е.Ю. Стручалина пояснила следующее. В соответствии с нормами действующего законодательства, обязанности по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований, а также обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Ненандлежащее исполнение данной обязанности органами местного самоуправления подтверждается регулярным возникновением стихийных свалок, в том числе вблизи автодорог, многие из которых приобретают постоянный характер.
Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края по доверенности А.В. Жиракова (доверенность в деле) направила в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства в связи с невозможностью обеспечения явки представителя на судебное заседание.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, наличия ходатайств представителей третьих лиц, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом согласно п. 2 ст. 51 того же закона сброс отходов на почву запрещается.
Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрен запрет захоронения отходов на территориях городских поселений. Часть 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Согласно ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Богучанского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства по охране окружающей среды.
По результатам данной проверки, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером . на межселенной территории муниципального образования Богучанский район, расположенном в границах МО, и являющегося собственностью муниципального казенного учреждения «Муниципальная служба заказчика», являющегося структурным подразделением Администрации Богучанского района, размещена свалка твердых бытовых отходов . на площади 4 Га.
В нарушение указанных требований закона администрацией Богучанского района указанный земельный участок до настоящего времени от отходов не очищен, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц, а также окружающей среде.
В соответствии со ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.
По результатам судебного заседания установлено, что ни собственником земельного участка – МКУ «Муниципальная служба заказчика», ни администрацией Богучанского района указанный выше земельный участок от отходов не очищен, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно представленных суду документов 08.06.2020 года администрацией Богучанского района с целью ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в непосредственной близости от автодороги Канск-Абан-Богучаны в районе 324 км + 990м., на земельном участке с кадастровым номером ., заключен муниципальный контракт с ИП Б. Срок выполнения работ по данному контракту – до 30 сентября 2020 года. До настоящего времени условия данного контракта в полном объеме не выполнены, свалка мусора не ликвидирована.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Таким образом, Администрация Богучанского района, и её структурное подразделение МКУ «Муниципальная служба заказчика», являющаяся собственником земельного участка, на котором расположена указанная свалка мусора, обязаны принимать меры, направленные на предотвращение негативного воздействия на почву земельного участка, в том числе и от отходов.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащие удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ., ░░ ░░░░░░░ 4 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░