УИД: 19RS0011-01-2019-001568-11
Председательствующий: Борец С.М.
№ 33-3277/2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия - Можаровой Т.Ю. на решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 27 сентября 2019 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Можаровой Т.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Тулиной О.Е., выразившей согласие с решением суда, объяснения представителя третьего лица администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия - Гавриленко Г.И., полагавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – администрация Усть-Абаканского поссовета) о возложении обязанности совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 29.04.2009 на открытое акционерное общество «Мибиэкс» (далее – ОАО «Мибиэкс») возложена обязанность провести мероприятия по восстановлению нарушенных земель, расположенных под лигнинным полем с северной стороны п. Усть-Абакан в двух километрах от прибрежной полосы Красноярского водохранилища, общей площадью 409667 кв.м., разработать и утвердить проектную документацию по восстановлению природной среды и рекультивации нарушенных земель, провести их рекультивацию. Однако данное решение суда не исполнено в связи с прекращением хозяйственной деятельности и ликвидацией ОАО «Мибиэкс» с 31.10.2014. С 13.07.2018 собственником земельного участка, расположенного севернее п. Усть-Абакан в двух километрах от прибрежной полосы Красноярского водохранилища, является администрация Усть-Абаканского поссовета. При проведении в 2018 году Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия (далее – Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия) рейдового осмотра земельного участка, ранее использовавшегося ОАО «Мибиэкс» для размещения гидролизного лигнина, установлено, что открытые очаги возгорания лигнина отсутствуют, поверхность отдельных участков лигнинного поля прогрета, замечены выделения в атмосферный воздух продуктов термического преобразования отходов, поверхность лигнинных полей неоднородная в виде рытвин, ям и неровностей. 10.07.2018 по результатам биотестирования Отдела лабораторного анализа и технологических измерений по Республике Хакасия отобранных для определения класса опасности проб отходов лигнина установлено острое токсическое воздействие на тест-объект. Кроме того, прокуратурой Усть-Абаканского района также была проведена проверка вышеуказанного земельного участка по факту причинения вреда ребенку отходами гидролизного производства ОАО «Мибиэкс» – лигнином. В ходе проверки установлено, что в отношении указанного земельного участка проект рекультивации отсутствует. Поскольку действующим законодательством обязанность по проведению рекультивации нарушенных земель возложена на собственника земельного участка - администрацию Усть-Абаканского поссовета, просил обязать ее разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:4, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 100 м. севернее Абаканской воспитательной колонии, и провести его рекультивацию в соответствии с утвержденным проектом.
В судебном заседании представитель истца Кичеева Г.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Можарова Т.Ю. исковые требования не признала, поскольку вопрос о рекультивации спорного земельного участка должен решаться администрацией Усть-Абаканского района. Пояснила, что администрация Усть-Абаканского поссовета не производила и не производит сброс отходов производства и потребления в почву, не производит какое-либо захоронение отходов лигнина в границах населенного пункта. Обратила внимание на то, что истцом не представлено доказательств негативного воздействия объекта накопленного вреда на почву, воздух и подземные воды с момента ликвидации ОАО «Мибиэкс» до момента предъявления в суд настоящего иска. Просила учесть, что достоверных сведений о массе, объеме загрязняющих веществ и отходов по объекту на момент рассмотрения спора не имеется, что не позволит включить площадку складирования лигнина в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, разработать проект рекультивации данного земельного участка и провести его рекультивацию, а также что бюджет Усть-Абаканского поссовета не имеет финансовой возможности провести весь спектр указанных в исковом заявлении работ.
Представитель третьего лица администрации Усть-Абаканского района Гавриленко Г.И. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Обязал администрацию Усть-Абаканского поссовета в срок до 01.10.2023 разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:4, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 100 м севернее Абаканской воспитательной колонии, и провести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом.
С решением не согласна представитель ответчика Можарова Т.Ю.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что лигнинное поле необходимо рассматривать как объект накопленного вреда окружающей среде, а не как землю, нарушенную при размещении отходов производства и потребления, в связи с чем необходимо проводить мероприятия по ликвидации объекта накопленного вреда, в то время как суд пришел к выводу о необходимости проведения рекультивации земельного участка. Настаивает на том, что администрация Усть-Абаканского поссовета не производила и не производит сброс отходов лигнина, и что не доказано негативное воздействие объекта накопленного вреда на почву, воздух, подземные воды с момента ликвидации ОАО «Мибиэкс» до момента предъявления в суд настоящего иска. Обращает внимание на необоснованную ссылку суда на нормы Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом деле должны применяться нормы права, предусматривающие ликвидацию объекта накопленного вреда в соответствии с приказом Минприроды России от 04.08.2017 № 435.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Чистанова И.Ю. выражает согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев гражданское дело в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, запрещается.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок проведения рекультивации и консервации земель определен в Правилах проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, в соответствии с пунктом 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В подпункте «в» пункта 4 вышеуказанных Правил установлено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Статьями 5, 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Как следует из решения Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 29.04.2009, оставленного без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 17.06.2009, в границах муниципального образования Усть-Абаканский поссовет с северной стороны поселка в 2 км от прибрежной полосы Красноярского водохранилища расположен земельный участок площадью 409677 кв.м., занятый лигнинными отходами производства ГП «Хакасский гидролизный завод», а затем его правопреемника - ОАО «Мибиэкс», на основании приказа от 01.08.1997 № 847 и акта консервации промышленного объекта от 08.08.1997 которого в период с 01.08.1997 по 09.08.1997 проведены работы по консервации полигона лигнинных отходов, что свидетельствует о завершении эксплуатации объекта, при том, что рекультивация земельного участка не проведена. Данным решением на ОАО «Мибиэкс» возложена обязанность провести мероприятия по восстановлению нарушенных земель, расположенных под лигнинным полем с северной стороны п. Усть-Абакан Усть-Абаканского района Республики Хакасия в двух километрах от прибрежной полосы Красноярского водохранилища, общей площадью 409667 в.м., а именно: разработать и утвердить проектную документацию по восстановлению природной среды и рекультивации нарушенных земель, произвести рекультивацию нарушенных земель.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц свидетельствует о том, что ОАО «Мибиэкс» ликвидировано 31.10.2014.
Постановлением и.о. главы Усть-Абаканского поссовета от 28.05.2018 № 66-п земельному участку площадью 409677 кв.м. с кадастровым № 19:10:010101:4 из категории земель – земли населенных пунктов, отведенному под площадку складирования лигнина, закрепленному в постоянное бессрочное пользование за ОАО «Мибиэкс» на основании постановления Усть-Абаканской поселковой администрации от 06.05.1999 №86-п, ранее числившемуся без адреса, присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 100 м севернее Абаканской воспитательной колонии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.07.2018 правообладателем земельного участка площадью 409677 кв.м. с кадастровым номером 19:10:010101:4, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 100 м севернее Абаканской воспитательной колонии, является муниципальное образование Усть-Абаканский поссовет.
По информации Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, в результате проведения в июле 2018 года рейдового осмотра земельного участка, ранее использовавшегося ОАО «Мибиэкс» для размещения гидролизного лигнина, установлено, что открытые очаги возгорания лигнина отсутствуют, поверхность отдельных участков лигнинного поля прогрета, замечены выделения в атмосферный воздух продуктов термического преобразования отходов, поверхность лигнинных полей неоднородная в виде рытвин, ям и неровностей, видны следы работы строительной техники, территория объекта не огорожена, информационные знаки, предупреждающие об опасности нахождения на участке людей, отсутствуют.
Также по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 10.07.2018 составлено заключение № 74г, согласно которому в исследуемой пробе отхода лигнина обнаружено острое токсическое воздействие на тест-объект Chlorella vulgaris Beijer. В соответствии с пунктами 12, 13, 14, 17 приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», исследуемая проба отхода соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 19:10:010101:4, полностью перекрытый отходами, соответствующими четвертому классу опасности для окружающей среды, непригоден для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, представлен нарушенными землями, которые в соответствии с требованиями пункта 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, подлежат рекультивации.
Кроме того, из постановления о возбуждении уголовного дела от 15.07.2018 следует, что 15.07.2018 несовершеннолетний ребенок, находясь на участке местности с отходами гидролизного производства (лигнина), расположенном в границах муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, 1800 м в северо-западном направлении от дома № № по ул. Некрасова п. Усть-Абакан Усть-Абаканского района Республики Хакасия, упал в лигнинный карьер, в результате чего им получены термические ожоги обеих ног до колена, ожоги обеих кистей, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью.
Установив данные обстоятельства и приняв во внимание вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие отходов производства – гидролизного лигнина помимо причинения вреда окружающей среде, может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем администрация Усть-Абаканского поссовета, являясь правообладателем земельного участка, в границах которого и расположено лигнинное поле, обязано провести работы по его рекультивации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на имеющихся в деле доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Усть-Абаканского поссовета не производила и не производит сброс отходов лигнина, и что не доказано негативное воздействие объекта накопленного вреда на окружающую среду с момента ликвидации ОАО «Мибиэкс» до момента предъявления в суд настоящего иска, судебная коллегия находит не заслуживающими внимания, поскольку в силу положений статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, именно администрация Усть-Абаканского поссовета как правообладатель земельного участка, на котором размещены отходы производства – лигнин, обязана обеспечить разработку проекта рекультивации земель и провести рекультивацию земель.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что в отношении земельного участка, на котором размещены отходы гидролизного производства ОАО «Мибиэкс», необходимо проводить мероприятия не по его рекультивации, а по ликвидации лигнинного поля как объекта накопленного вреда, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению, поскольку из содержания статей 80.1, 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что территории и акватории, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде только после включения их в соответствующий государственный реестр, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не могут повлечь его отмену, а потому отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 27 сентября 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия - Можаровой Т.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий В.Н.Морозова
Судьи А.В.Пронина
Е.В.Хлыстак