Дело № 2-1151/2019; УИД: 42RS0010-01-2019-001308-75.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Борисенко О.А.
при секретаре - Мироновой Т.Н.,
с участием истцов Болдырева Н.В., Болдыревой А.Н.
представителя ответчика Токаревой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
2 июля 2019 года
гражданское дело по иску Болдырева Николая Викторовича, Болдыревой Алены Николаевны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратилась в суд с иском к ответчику о включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Свои требования мотивируют тем, что 13 марта 2013 года Болдырев Н.В. приобрел жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. С 18 апреля 2013 года был зарегистрирован в доме по <адрес>, а 26 июня 2013 года прописал свою дочь Болдыреву А.Н..
Согласно заключения СФ ОАО ВНИМИ от № от 29 мая 2017 года жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «Черкасовская» и подлежит сносу. В список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт. Они не включены в вышеуказанный список по причине того, что Болдырев Н.В. зарегистрирован в жилом доме по <адрес> с 18 апреля 2013 года, то есть после признания жилого дома непригодным для проживания.
В соответствии с п.8 Постановления «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» от 13 июля 2005 года №428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Гражданам и членам семьи (собственникам либо проживающим на основании договора социального найма) постоянно проживающим в ветхом жилом помещении (на период признания непригодным) и не имеющих иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением предоставляется социальная выплата для приобретения жилья.
Поскольку, они постоянно зарегистрированы и проживают в доме по <адрес>, и другого жилья не имеют, то считают, что имеют право на получение социальной выплаты, на которую смогут приобрести иное жилое помещение взамен ветхого и непригодного для проживания дома. Но ответчик отказал предоставлять социальные выплаты. Отказ в предоставлении социальной выплаты связан с отсутствием проживающих граждан в указанном доме на момент утверждения списка граждан, подлежащих переселению, то есть 1 января 2013 года.
С решением ответчика не согласны, так как нуждаются в предоставлении жилого помещения, не обеспечены иным жильем. Просят включить их в список на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании истцы Болдырев Н.В., Болдырева А.Н. заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления городского развития Киселевского городского округа Токарева А.Ю., действующая на основании доверенности № от 9 апреля 2019 года, в судебном заседании исковые требования не признала, указывая на то, что на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия истцы не являлись собственниками дома, расположенного по адресу: <адрес>, не проживали и не были зарегистрированы по указанному адресу. Кроме того пояснила, что список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 1 января 2013 года. Дом был обследован после утверждения списка граждан подлежащих переселению. В связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года №840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «Черкасовская», то есть на 14 мая 2004 года; отсутствие иного жилья.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации №428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
По данному делу приведенная выше совокупность обстоятельств отсутствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Болдырев Н.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи жилого дома и земельного участка от 13 марта 2013 года, о чем 26 марта 2013 года выдано свидетельство о государственной регистрации права № (л.д.8-9, 11), что также подтверждается выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 24 июня 2019 года № (л.д.116-117). В указанном жилом доме значатся зарегистрированными: Болдырев Н.В. с 18 апреля 2013 года и Болдырева А.Н. с 26 июня 2013 года, что усматривается из копий паспортов (л.д.13,14), копии домовой книги (л.д.126-132). Иных зарегистрированных в доме лиц нет.
Согласно копии технического паспорта на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, правообладателем жилого дома является Болдырев Н.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права № от 26 марта 2013 года (л.д.18-33).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года жилой дом, расположенный по <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Черкасовская» (л.д.61-97).
На момент принятия решения о ликвидации АООТ «Шахта «Черкасовская» в 2004 году были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Истцы в данный список включены не были, поскольку спорный дом был приобретен по договору купли - продажи 13 марта 2013 года, после чего истцы в него заселились и зарегистрировались в нем по месту жительства.
Как следует из пояснений истца и подтверждается письменными материалами дела, истцы на дату принятия решения о ликвидации АООТ «Шахта «Черкасовская» в 2004 году в доме по адресу: <адрес>, не проживали, не были в нем зарегистрированы, прав на указанное жилое помещение не имели, данное жилое помещение в указанный период времени не являлось для них постоянным и единственным местом жительства, в связи с чем право истцов на включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, истцы не приобрели.
Из копии сообщения Управления городского развития Киселевского городского округа от 25 октября 2018 года №, усматривается, что Болдыреву Н.В. и Болдыревой А.Н. отказано в предоставление социальной выплаты, в связи с тем, что Болдырев Н.В. имел в собственности жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 43,3 кв.м., согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, у него имелась в общей долевой собственности (доля в праве 1/5) квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 77,4 кв.м., право собственности прекращено 16 июля 2014 года. Продав имеющееся жилье (право собственности прекращено 16 июля 2014 года), Болдырев Н.В. ухудшил свои жилищные условия. У его супруги Б. имеется в собственности квартира по адресу: <адрес>, приобретенная на основании договора купли-продажи квартиры от 27 октября 2015 года, общей площадью 51,2 кв.м. Квартира приобретена в браке. Список граждан подлежащих переселению с подработанной подлежащих территории ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 1 января 2013 года. Дом был обследован после утверждения списка граждан подлежащих переселению. В соответствии со списком граждан подлежащих переселению, в доме по <адрес> отсутствуют проживающие граждане (л.д.16-17).
То обстоятельство, что истец Болдырев Н.В. состоял в зарегистрированном браке с Б., подтверждается копией записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49). Брак между Болдыревым Н.В. и Б. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).
Согласно выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 19 сентября 2018 года №, Б. за период с 20 апреля 2000 года по текущий момент принадлежит квартира, расположенная в <адрес>, дата государственной регистрации права 10 ноября 2015 года (л.д.99-100) что также подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 24 июня 2019 года №, копией свидетельства о государственной регистрации права от 10 ноября 2015 года (л.д.113, 119-120, 133).
Из выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 19 сентября 2018 года №, усматривается, что Болдыреву Н.В. за период с 20 апреля 2000 года по текущий момент принадлежали (принадлежат) земельный участок, расположенный в <адрес>; жилой дом, расположенный в <адрес>; индивидуальный жилой дом, расположенный в <адрес>, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 июня 2019 года № (л.д.116-117); квартира, расположенная в <адрес>, доля в праве 1/5, дата государственной регистрации прекращения права 16 июля 2014 года (л.д.101-102)
Согласно выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17 июня 2019 года №, Болдырев Н.В. с 31 июля 2006 года являлся правообладателем квартиры, расположенной в <адрес>, доля в праве 1/5, дата прекращения права 16 июля 2014 года (л.д.109-111).
Согласно выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17 июня 2019 года №, в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации перехода прав на здание, расположенное в <адрес>, правообладатель Болдырев Н.В., вид права собственность, дата государственной регистрации права 11 июля 2003 года, дата перехода (прекращения) права 19 декабря 2018 года (л.д.112).
Таким образом, истец Болдырев Н.В. обладает правом на иное жилое помещение, а жилой дом по <адрес> не является его единственным жильем.
По данным Единого государственного реестра недвижимости от 21 июня 2019 года, сведения о правах Болдыревой А.Н. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.115).
Справкой ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» КО Филиал № 16 БТИ г. Киселевска № от 26 июня 2019 года подтверждено отсутствие сведений о наличии у Болдыревой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилых помещений и домовладений в г. Киселевске по данным архива филиала № 16 ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» (л.д.118).
При таких обстоятельствах оснований для включения Болдырева Н.В., Болдыревой А.Н. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья на подработанной территории, у суда не имеется.
При этом суд считает необходимым отметить, что вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживающих в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальными нормами закона и нормативно – правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах. Во всех других случаях применимы общие положения жилищного и гражданского законодательства, что не лишает истца Болдырева Н.В. возможности обратиться в суд за защитой своих имущественных прав, как собственника, избрав наиболее эффективный способ защиты своего права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.