Гр.дело №2-11/2024
УИД: 24RS0050-01-2023-000541-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2024 года с. Сухобузимское, Красноярского края
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Нагорной И.А.,
при секретаре Алыповой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Сухобузимского района Красноярского края о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением, впоследующем уточненным, к Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности, ссылаясь на то, что в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - министерство) от Енисейского межрегионального управления Росприродназора поступило обращение Коштункова В.А. о загрязнении озера от переполняющегося септика по <адрес> в <адрес>, неприятном запахе, бездействии администрации Сухобузимского района Красноярского края.
По результатам выездного обследования от 16.12.2022 установлено, что септик заполнен частично, перелива или следов перелива, не обнаружено. Земельный участок, прилегающий к септику покрыт снегом, снег чистый. С другой стороны септика вниз по склону имеется канава, покрытая чистым снегом, промытая ранее стекающей водой. Канава поросла сухой травой, извивается между деревьями и направляется вниз к склону. Следов слива сточных вод, ЖБО в водные объекты не зафиксировано.
По информации администрации Сухобузимского района Красноярского края (письмо от 20.12.2022 № 199), сточные воды (ЖБО) от 35 домовладений по <адрес> и <адрес> собираются самотеком в вышеуказанный септик. Правоустанавливающие документы на септик отсутствуют, откачка и вывоз жидких бытовых отходов из септика осуществляется ежедневно, со сбросом на рельеф земельного участка в 2-3 км. Южнее <адрес>.
Таким образом, водоотведение сточных вод (откачка ЖБО) от домовладений по <адрес> и <адрес> края в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» администрацией Сухобузимского сельсовета должным образом не организовано, отсутствует контроль за периодичностью откачки септика, его переполнением, бесконтрольному вывозу и сбросу жидких бытовых отходов, что может привести к загрязнению почвы земельных участков.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, министерство полагает необходимым возложить на администрацию Сухобузимского сельсовета обязанность о постановке на учет септик как бесхозяйное имущество, организовать водоотведение от домовладений по <адрес> в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, исключающее загрязнение почвы земельных участков.
Администрация Сухобузимского сельсовета, к обязанностям которой относится решение вопросов местного значения, должна осуществлять мероприятия по сохранению окружающей среды в пределах границ соответствующего муниципального образования, а в настоящем случае, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Септик не поставлен на кадастровый учет, мероприятия по его обслуживанию со стороны администрации Сухобузимского сельсовета не осуществляются, не осуществляются мероприятия в отношении сетей водоотведения от домов по вышеуказанному адресу.
Разлив септика на почву вредных веществ, бездействие администрации Сухобузимского сельсовета по предотвращению такого розлива, не осуществление необходимых мероприятий по обслуживанию септика, постановке его и сетей водоотведения на кадастровый учет нарушает требования природоохранного законодательства РФ и может повлечь негативные последствия, связанные с нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец, с учетом уточенных исковых требований, просит:
- обязать администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края адрес регистрации: <адрес> (ИНН 243500217 ОГРН <данные изъяты>) признать бесхозяйным септик, расположенный в границах кадастрового квартала <адрес>, с центральной точкой координат <адрес> и сети водоотведения от квартир (домов), расположенных по <адрес> <адрес> края; Обязать администрацию Сухобузимского сельсовета <адрес>, адрес регистрации: <адрес> (ИНН 243500217 ОГРН <данные изъяты>), в установленном порядке осуществить постановку на государственный учет бесхозяйного имущества - септик, расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> <адрес> и сети водоотведения от квартир (домов), расположенных по <адрес> края, которые имеют технологическую связь с инженерным сооружением в виде септика, расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> ;
-Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края, адрес регистрации: <адрес>, (ИНН 2435001356, ОГРН <данные изъяты>) совершить действия, направленные на организацию водоотведения для квартир (домов), расположенных по <адрес> <адрес> <адрес> края способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности и иное негативное воздействие на окружающую среду, путем передачи группового септика расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения.
Представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Мазго А.Р., по доверенности от 23.01.2024, в с судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне, времени и слушания дела, о причинах неявки суду не сообщила. 09.07.2024 в суд по электронной почте поступило уточненное исковое заявление, которое принято к производству суда.
Представитель ответчика администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Шнитнко Е.А. (глава сельсовета) в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, о дне, времени и слушания дела, письменным заявлением от 07.08.2024 дело просил рассмотрел в его отсутствие, п.1 и п.2 уточненного искового заявления в редакции от 09.07.2024 признал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Сухобузимского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, относительно предмета спора - КУМИ Сухобузимского района Красноярского края Седельникова О.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о дне, времени и слушания, дело просила рассмотреть в ее отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования, относительно предмета спора Енисейское Межрегиональное управление Роспотребнадзора, Территориальный орган Росимущества в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Тыва, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о дне, времени и слушания дела заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора- Артемьева Е.С., Асташов С.И. Боякову Н.И., Бурова Н.М., Ведерников Л.М., Егорова М.В., Исаев А.Ф., Калинин В.В., Карамышева Е.Н., Кашкарева Г.Ц., Киселева И.Г., Климова Т.А., Коштункова Л.П., Леконцева И.М., Машков Н.А., Моисеенко О.А., Нашинов А.С., Онищук Н.И., Ощепков А.В., Повага Н.П., Подкин В.Е., Рябова Л.А., Сердюк В.В., Трофимова И.В., Фомина Н.В., Хербер В.Р., Шорникова Е.А., Штыкина Г.А., Шуваева Г.И., Яковлева С.А., Афанасьева Н.Б., Башурова Л.И., Подколзина Н.А., Момотов П.Н., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о дне, времени и слушания дела, причины неявки суду не сообщили.
Суд считает надлежащим образом извещенных вышеуказанных участников процесса, и возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указано в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края от Енисейского межрегионального управления Росприродназора поступило обращение жителя с. Сухобузимское, Красноярского края - Коштункова В.А. о загрязнении озера от переполняющегося септика по ул. Северная в с. Сухобузимское, неприятном запахе, бездействии администрации Сухобузимского района Красноярского края.
Истцом было осуществлено выездное обследования от 16.12.2022, по результатам которого было установлено, что септик по <адрес> в <адрес> края заполнен частично, перелива или следов перелива, не обнаружено. Земельный участок, прилегающий к септику покрыт снегом, снег чистый. С другой стороны септика вниз по склону имеется канава, покрытая чистым снегом, промытая ранее стекающей водой. Канава поросла сухой травой, извивается между деревьями и направляется вниз к склону. Следов слива сточных вод, ЖБО в водные объекты не зафиксировано.
Согласно публичной кадастровой карте, септик расположен в границах кадастрового квартала <адрес>, собственность на который не разграничена.
По информации администрации Сухобузимского района Красноярского края (письмо от 20.12.2022 № 199), сточные воды (ЖБО) от 35 домовладений по <адрес> и <адрес> собираются самотеком в вышеуказанный септик. Правоустанавливающие документы на септик отсутствуют, откачка и вывоз жидких бытовых отходов из септика осуществляется ежедневно, со сбросом на рельеф земельного участка в 2-3 км. Южнее <адрес>.
Таким образом, водоотведение сточных вод (откачка ЖБО) от домовладений по <адрес> и <адрес> края в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» администрацией Сухобузимского сельсовета должным образом не организовано, отсутствует контроль за периодичностью откачки септика, его переполнением, бесконтрольному вывозу и сбросу жидких бытовых отходов, что может привести к загрязнению почвы земельных участков, что подтверждается Актом выездного обследования № 1171 от 23.12.2022, фототаблицей к протоколу осмотра от 16.12.2022, планом схемой к протоколу осмотра от 16.12.2022
Из ответа главы района ФИО47 истцу (Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края), следует, что Племзаводом «Бузимский» в 1990-1993 были построенные жилые дома в микрорайоне «Птичник». Жилым домам были проложены инженерные сети, в том числе и сети канализации, установлен септик. Племзавод прекратил свое существование в 2001 году. Правоустанавливающие документы на септик, расположенный по <адрес> в <адрес> (микрорайон Птичник) отсутствуют. Данным септиком пользуются жильцы улиц Солнечная и Северная, 35 жилых домов. Жильцы двух домов самостоятельно сделали себе выгребные ямы. В 2020 году обслуживанием септика занимался МУП «ФИО48». ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное собрание жильцов с участием главы Сухобузимского района ФИО49 где было обозначено, либо жители самостоятельно следят за откачкой септика, либо септик консервируем и каждый житель дома для себя делает выгребную яму. Собранием были выбраны жильцы, которые следят, организовывают откачку септика, чтобы не допустить переполнение септика ЖБО. Откачка септика производится ежедневно жителем с. Сухобузимское Н.С. Соколан. Вывоз ЖБО осуществляется на рельеф, расположенный на расстоянии 2-3 км. южнее в с. Сухобузимское (свалка). В 2023 году будут организованы мероприятия по благоустройству территории, где расположен септик: отсыпка ПГС в радиусе 10 м. Планируется проведение работ о признании септика бесхозным в оформление его в собственность.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле были привлечены третьи лица –жители <адрес> и <адрес>. В судебном заседании пояснили, что своими силами принимают меры по откачке септика. Администрация сельсовета никаких мер не принимает к решению проблемы. С данной проблемой обращались в администрацию району, прокуратуру Сухобузимского района, однако результаты обращения отсутствуют. Поддержали исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Судом с достоверностью установлено, что септик, расположенный в границах кадастрового квартала № с центральной точкой координат №
№ не поставлен на кадастровый учет. Вместе с тем, данная обязанность возложена на администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, согласно Уставу Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, а также не организовано водоотведение, обязанность которой возложена на администрацию Сухобузимского района Красноярского края, что предусмотрено п.12 Соглашения от 06.12.2022.
Представитель ответчика администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Лапенкова Н.В. в судебном заседании не отрицала обязанность сельсовета в части признания септика бесхозяйным, и осуществить его постановку на учет, вместе с тем, только после конкретизации исковых требований истцом, а именно с указанием конкретных домов и квартир. Кроме того, глава района в письме Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, указал, что планируется проведение работ о признании септика бесхозным и оформление его в собственность.
Представителем ответчика администрация Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Лапенковой Н.В. в материалы дела представлены акты визуального осмотра от 13.05.2024, от 16.05.2024 квартир по адресам по <адрес> д. З <адрес> края, при осмотре указанных квартир выявлено, что канализационные сети имеют технологическую связь с инженерным сооружением в виде септика, расположенного по <адрес>.
09.07.2024 истец уточнил исковые требования, то есть конкретизировал, после чего представитель ответчика администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края (глава сельсовета) признал в п.1 и п.2 просительной части уточненного искового заявления в полном объеме (письменное заявление от 07.08.2024).
Согласно п.12 Соглашения между администрацией Сухобузимского сельсовета и администрацией района о передаче части полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 06.12.2022, администрация сельсовета передает администрации полномочия по организации в границах сельсовета электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Представитель ответчика администрация Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю. Ю.Я. ранее в судебном заседании не отрицала обязанность совершить действия, направленные на организацию водоотведения для квартир (домов) по <адрес>, поскольку это предусмотрено п.12 заключенного соглашения между администрацией Сухобузимского сельсовета и администрацией района о передаче части полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 06.12.2022.
Таким образом, ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства об охране и прав граждан на окружающую среду, выразившиеся в непризнании бесхозяйным септика, расположенного в границах кадастрового квартала <адрес>, с центральной точкой координат <адрес> и сети водоотведения от квартир (домов), расположенных по <адрес> края; в не постановке в установленном порядке на государственный учет бесхозяйное имущество - септика, расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> и сети водоотведения от квартир (домов), расположенных по <адрес> края, которые имеют технологическую связь с инженерным сооружением в виде септика, расположенного в границах кадастрового квартала 24:35:450105 с центральной точкой координат <адрес> ; в не организации водоотведения для квартир (домов), расположенных по <адрес> края способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности и иное негативное воздействие на окружающую среду, путем передачи группового септика расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения.
При установленных обстоятельствах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Сухобузимского района Красноярского края о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края адрес регистрации: <адрес> (ИНН 243500217 ОГРН <данные изъяты>) признать бесхозяйным септик, расположенный в границах кадастрового квартала <адрес>, с центральной точкой координат <адрес> и сети водоотведения от квартир (домов), расположенных по <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>
Обязать администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, адрес регистрации: <адрес> (ИНН 243500217 ОГРН <данные изъяты>), в установленном порядке осуществить постановку на государственный учет бесхозяйного имущества - септик, расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> и сети водоотведения от квартир (домов), расположенных по <адрес> края, которые имеют технологическую связь с инженерным сооружением в виде септика, расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес>
Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края, адрес регистрации: <адрес>, (ИНН 2435001356, ОГРН <данные изъяты>) совершить действия, направленные на организацию водоотведения для квартир (домов), расположенных по <адрес> д. З <адрес> края, способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности и иное негативное воздействие на окружающую среду, путем передачи группового септика расположенного в границах кадастрового квартала <адрес> с центральной точкой координат <адрес> и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сухобузимский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: И.А. Нагорная
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме – 16.08.2024.