Решение по делу № 2-2126/2021 от 15.07.2021

УИД № 57RS0022-01-2021-003562-94          Производство № 2-2126/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 сентября 2021 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретарях судебного заседания Псареве И.М., Пунько Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Владимира Владимировича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Чернов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований истец указал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ему было отказано.

При этом пенсионным органов были учтены периоды проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена), составившие в общей сложности 3 года 9 месяцев 14 дней.

Вместе с тем пенсионным органом не был учтен период его проживания с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловского района, как документально не подтвержденный.

По мнению истца, указанный отказ является необоснованным, поскольку в 2003-2004 гг. он постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен) в связи с чем совокупный период проживания на загрязненной территории составил более 4 лет, что является достаточным для снижения возраста выхода на пенсию на 1 год.

По указанным основаниям истец Чернов В.В., полагая отказ ответчика незаконным, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 1 год, обязав УПФР в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области назначить пенсию и производить ее выплату с момента обращения, а именно с (дата обезличена).

В судебном заседании истец Чернов В.В., его представитель по доверенности – Чернова Т.В. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представители ответчика УПФР в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области по доверенностям – ФИО4, ФИО5 в ходе судебного разбирательства с исковыми требованиями не согласились и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу и возражениях на иск

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по (дата обезличена), независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Вышеприведенными перечнями населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, предусматривается с (дата обезличена) населенный пункт – Стрелецкий Орловского района Орловской области.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, (дата обезличена) Чернов В.В. обратилась в УПФР в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением УПФР в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от (дата обезличена) (номер обезличен) в установлении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом Чернову В.В. было отказано в связи с отсутствием права.

Из имеющегося в материалах пенсионного дела письма от (дата обезличена) (номер обезличен) усматривается, что принятое решение об отказе Чернову В.В. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста мотивировано отсутствием документального подтверждения периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена), поскольку ранее выданная справка от (дата обезличена) (номер обезличен) о подтверждении периода проживания в (адрес обезличен) была отозвана администрацией Пахомовского сельского поселения в письме от (дата обезличена) (номер обезличен).

Одновременно пенсионным органов учтены периоды проживания Чернова В.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена), составившие в общей сложности 3 года 9 месяцев 14 дней.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Чернов В.В. ссылался на то, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) он был зарегистрирован по месту жительства и фактически проживал вместе со своей супругой ФИО6 в общежитии по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен), общежитие 2, комната 16.

Согласно данным обозревавшегося судом в судебном заседании паспорта гражданина СССР серии (номер обезличен), Чернов В.В., (дата обезличена) года рождения, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) был зарегистрирован по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), пер. Дарвина, (адрес обезличен), с (дата обезличена) по (дата обезличена) был зарегистрирован по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен), общежитие 2, комната 16, с (дата обезличена) был зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен).

В соответствии с заявлением по форме 1-П, представленном на запрос суда Управлением по вопросам миграции УМВД России по Орловской области, Чернову В.В. взамен паспорта гражданина СССР серии (номер обезличен) был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии (номер обезличен) от (дата обезличена).

По состоянию на день получения паспорта гражданина Российской Федерации (дата обезличена) Чернов В.В. значился зарегистрированным по адресу: (адрес обезличен).

Аналогичные сведения о замене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации содержатся в базе данных ИБД-Регион, представленным УМВД России по (адрес обезличен).

Материалами дела установлено, что с (дата обезличена) истец Чернов В.В. состоит в зарегистрированном браке с ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака (номер обезличен), выданным Орловским городским отделом ЗАГС.

Исходя из обозревавшегося судом в судебном заседании паспорта гражданина СССР серии (номер обезличен), ФИО6, (дата обезличена) года рождения, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен), а с (дата обезличена) была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен).

Согласно представленной администрацией Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области справки от (дата обезличена) (номер обезличен), Чернов В.В. с (дата обезличена) по (дата обезличена) постоянно проживал и был зарегистрирован по месту жительства в (адрес обезличен).

Вместе с тем, администрация Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области в письме от (дата обезличена) (номер обезличен) просила считать ранее выданную Чернову В.В. справку от (дата обезличена) (номер обезличен) недействительной в части периода его проживания с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен).

Однако в судебном заседании установлено, что в выданном ФИО6 свидетельстве от (дата обезличена)(адрес обезличен) о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: (адрес обезличен), имеются сведения о ее месте жительстве по адресу: (адрес обезличен).

Также согласно акту приемки выполненных работ от (дата обезличена) по договору строительного подряда в качестве адреса места жительства Чернова В.В. указано - (адрес обезличен)

Кроме того, при заключении договора о вкладе от (дата обезличена) ФИО6 в качестве адреса места жительства был указан - (адрес обезличен).

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 подтвердила, что до настоящего времени состоит в зарегистрированном браке с Черновым В.В., в 2003-2004 гг. они были вынуждены проживать в общежитии в (адрес обезличен) в период между продажей квартиры по пер. Дарвина и приобретением новой квартиры по (адрес обезличен).

Свидетели ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании пояснили, что супруги ФИО11 в 2003-2004 гг. проживал в общежитии в (адрес обезличен) Орловского района, поскольку после продажи квартиры по пер. Дарвина до момента вселения в квартиру по (адрес обезличен) в ней требовалось выполнить ремонт, а также они дожидались ввода дома в эксплуатацию.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они объективно согласуются с письменными материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.

Таким образом, совокупность перечисленных доказательств свидетельствует о том, что истец Чернов В.В. имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с учетом не оспариваемых пенсионным органом периодов истец не менее 4 лет проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Чернов В.В. в спорный период с (дата обезличена) по (дата обезличена) был зарегистрирован и проживал в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, то есть на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом признания за Черновым В.В., (дата обезличена) года рождения, права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что в пенсионный орган истец обратился (дата обезличена), то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с (дата обезличена), поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Чернова Владимира Владимировича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Черновым Владимиром Владимировичем, (дата обезличена) года рождения, право на назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Чернову Владимиру Владимировичу, (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2021 г.

Судья      В.С. Агибалов

2-2126/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернов Владимир Владимирович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской олбласти ( межрайонное)
Другие
Чернова Татьяна Владимировна
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Дело оформлено
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее