Дело №2-3788/2024
УИД 91RS0024-01-2024-005751-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2024 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Бекенштейн Е.Л., при секретаре Мясниковой Ю.С., с участием помощника прокурора – Шуруповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску и.о. заместителя прокурора города Ялты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ялта Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
установил:
и.о. заместителя прокурора города Ялты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что прокуратурой г. Ялты в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проведена проверка соблюдения Администрацией <адрес> требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что перед пешеходным переходом по адресу: <адрес>, тактильно-контрастные наземные указатели (тактильные полосы) на участке тротуара изношены, на другой стороне пешеходного перехода отсутствуют, что является нарушением п. <дата> СП 9.13330.2020. В связи с этим, и.о. заместителя прокурора города Ялты просит обязать Администрацию г. Ялта в течении 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу привести пешеходный переход по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. <дата> СП 9.13330.2020 путем установки тактильно-контрастных наземных указателей (тактильные полосы).
Помощник прокурора г. Ялты Шурупова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Ялта Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе и путем размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что в силу п. 2.1. ст. 113 ГПК РФ признается надлежащим извещением о месте и времени рассмотрения дела. Возражений на иск не представлено.
В соответствии с п. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Ялта.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора города Ялта, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее - Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.
Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя, в том числе, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Свод правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> №<номер>пр (далее - СП 59.13330.2020) предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
В соответствии с п. <дата> СП 9.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильноконтрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Согласно п. 5.4.7 СП 9.13330.2020 перед пересечением пешеходных путей с транспортными должны предусматриваться тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ Р 52875 или изменение фактуры поверхности пешеходного пути.
Тактильные наземные указатели - это средства отображения информации, представляющие собой рельефную полосу определенного рисунка и цвета, позволяющую инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. Разделяются по типам на дорожные и напольные, а также на предупреждающие и направляющие.
Пунктом 4 Паспорта национального проекта «Безопасные качественные дороги» предусмотрена реализация программ региональной и местной дорожной сети, обеспечение безопасности дорожного движения. Также, указанный национальный проект предусматривает реализацию федерального проекта «Дорожная сеть» по повышению качества дорожной сети, в том числе уличной сети, городской агломерации, ее приведение в нормативное состояние. Указанными мероприятиями обеспечивается увеличение количества дорожных объектов, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для маломобильных групп населения, повышается доступность объектов дорожной инфраструктуры.
Согласно ст. 15 Федерального закона от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных, решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа, к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, в Законе о защите инвалидов законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Кроме того, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> N 1943-О, с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотренная в ч. 1 ст. 15 Закона о защите инвалидов обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов была распространена не только на объекты социальной инфраструктуры, но и на объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортные средства, с установлением условия о применении указанного положения с <дата> ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о защите инвалидов в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа отнесена деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие и связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Прокуратурой г. Ялта с привлечением специалистов Департамента социальной политики администрации г. Ялта проведена проверка соблюдения Администрацией г. Ялта требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, участниками которого являются, в том числе маломобильные категории граждан.
В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение п. <дата> СП 9.13330.2020 перед пешеходным переходом по адресу: <адрес> тактильно-контрастные наземные указатели (тактильные полосы) на участке тротуара изношены, на другой стороне пешеходного перехода отсутствуют, что подтверждается актом №<номер> обследования общественной территории пешеходного перехода с фото-фиксацией (л.д.10-22).
Бездействие Администрации г. Ялта по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по приведению пешеходных переходов в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в значительной степени приводит к нарушению гарантированное право инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Таким образом, требования и.о. заместителя прокурора г. Ялта, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск и.о. заместителя прокурора города Ялты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ялта Республики Крым о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Ялта Республики Крым в течении 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу привести пешеходный переход по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. <дата> СП 9.13330.2020 путем установки тактильно-контрастных наземных указателей (тактильные полосы).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Е.Л.Бекенштейн
Мотивированное решение составлено
в окончательной форме <дата>