РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
23 января 2020 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при помощнике судьи Филатовой К.П.,
с участием:
прокурора Атяскиной О.А.,
представителя административного истца Шевченко Р.Р’. – Абсадыковой Рќ.Рђ.,
представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области - Муртазина Ф.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„–3Р°-217/2020 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Шевченко Р.Р’. Рє министерству имущественных отношений Самарской области РѕР± оспаривании нормативных правовых актов РІ части,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Шевченко Р.Р’. обратился РІ Самарский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє министерству имущественных отношений Самарской области РѕР± оспаривании нормативных правовых актов РІ части, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» признать недействующими СЃРѕ РґРЅСЏ принятия: перечень объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2018 РіРѕРґ, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 18 октября 2017 РіРѕРґР° в„– 1647 Рё перечень объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2019 РіРѕРґ, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 29 октября 2018 РіРѕРґР° в„– 1608 РІ части включения РІ РЅРёС… (РїРѕРґ пунктом в„– – Р·Р° 2018 РіРѕРґ, РїРѕРґ пунктом в„– – Р·Р° 2019 РіРѕРґ) нежилого здания СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.
Требования обоснованы тем, что включение вышеуказанного нежилого здания в Перечни не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно техническому паспорту в данном здании отсутствуют торговые площади, офисные помещения и т.д.
Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца. При этом, разрешить спор в досудебном порядке ответчик отказался.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Абсадыкова Н.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Муртазин Ф.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное нежилое здание включено в Перечни на основании сведений, полученных из ЕГРН, как объект, в котором возможно размещение объектов офисного, коммерческого, торгового назначения, поскольку виды разрешенного использования земельного участка, предусматривают размещение на нем административного здания.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ позднее 1-РіРѕ числа очередного налогового периода РїРѕ налогу определяет РЅР° этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 настоящей статьи, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень РІ электронной форме РІ налоговый орган РїРѕ субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказом министерства от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден аналогичный Перечень на 2019 год.
Нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> включено в пункт № Перечня на 2018 год и в пункт № Перечня на 2019 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё материалами дела подтверждается, что Шевченко Р.Р’. РЅР° праве собственности принадлежит нежилое здание СЃ кадастровым номером в„–, площадью 378,4 РєРІ.Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером № от 09.12.2019 г., данный объект недвижимости имеет назначение: нежилое здание (ангар профилакторий).
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый административными зданиями и прилегающей территорией, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН от 09.12.2019 г.
РР· технического паспорта РЅР° нежилое здание, составленного РїРѕ состоянию РЅР° 27.03.2003 Рі. Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация «Федеральное БТРВ» усматривается, что общая площадь СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ нежилого здания составляет 378,4 РєРІ.Рј., состоит РѕРЅРѕ РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ нежилого помещения площадью 378,4 РєРІ.Рј. СЃ назначением – склад.
Согласно акта осмотра объекта недвижимого имущества РѕС‚ 27.12.2019 Рі., выполненного кадастровым инженером РћРћРћ Кадастрово - риэлторский центр «СПЕКТР» Мжельской РЎ.Рќ., установлено, что нежилое здание СЃ кадастровым номером в„– используется собственником Шевченко Р.Р’. как склад для хранения металлических изделий (листы железа, различные уголки, швеллера, металлическая сетка Рё С‚.Рї.). Признаки фактического использования указанного нежилого здания для размещения торгового центра, объекта офисного Рё торгового назначения, Р° также как объекта общественного питания Рё бытового обслуживания отсутствуют.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней на 2018 и 2019 годы не проводилось.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого здания, а также виды разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, суд приходит к выводу о том, что спорное здание не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год и на 2019 год.
При этом, не могут быть приняты во внимание, доводы представителя административного ответчика о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект – «занимаемый административными зданиями и прилегающей территорией», позволяет отнести спорный объект к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, поскольку указанный вид разрешенного использования земельного участка, безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных п. 1 ст. 378.2 НК РФ условий отнесения спорного здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
РЎСѓРґ полагает, что СЃРѕ стороны административного ответчика РЅРµ доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося РЅР° праве собственности Сѓ Шевченко Р.Р’. критериям, поименованным РІ СЃС‚. 378.2 РќРљ Р Р¤.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 Рё 2 статьи 383 РќРљ Р Р¤, налог Рё авансовые платежи РїРѕ налогу подлежат уплате налогоплательщиками РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, которые установлены законами субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018 г. и 2019 г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018, 2019 г.г.), признание отдельных положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Административный РёСЃРє Шевченко Р.Р’. - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 января 2020 года.
Судья: Ласковская С.Н.