Дело № 2а-420/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 мая 2018 года город Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи |
Артюховой О.С., |
при секретаре судебного заседания |
РЎРєСЂРёРїРєР° Р•.Р’., |
с участием представителя административного истца – Беликовой А.В., |
Горбачевой Т.С., |
представителя административного ответчика – администрации Брянского района |
Горбатовой М.А., |
представителя заинтересованного лица – ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» |
Зарецкого К.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Беликовой А. В. к администрации Брянского района о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Беликова А.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 22 марта 2017 года она обратилась в администрацию Брянского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории Снежского сельского поселения Брянского района, площадью 1695 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. К указанному заявлению прилагалась схема расположения земельного участка.
Ответ из администрации Брянского района получен не был, и 20 июня 2017 года она повторно обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На данное заявление администрация Брянского района также не ответила, и 17 июля 2017 года истцом в дополнение к ранее направленным заявлениям было направлено новое заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с уточненной площадью истребуемого земельного участка (1500 кв.м.).
Администрацией Брянского района было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что использование испрашиваемого земельного участка приведет к водной и ветровой эрозии (исх. №4-1723 А от 18.09.2017 года).
27 ноября 2017 года Брянским районным судом Брянской области указанный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка был признан незаконным. Суд обязал администрацию повторно рассмотреть заявление Беликовой А.В. с позиции требований Земельного кодекса РФ.
14.12.2017 года административный истец на основании вынесенного судом решения повторно обратился в администрацию Брянского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако администрацией Брянского района было РІРЅРѕРІСЊ отказано РІ утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории (ответ первого заместителя главы администрации Брянского района Р¤РРћ4 в„–4-2412 Рђ РѕС‚ 25.12.2017 РіРѕРґР°).
В нарушение положений Земельного кодекса РФ администрация Брянского района отказала в силу того, что испрашиваемый земельный участок непосредственно примыкает к землям лесного фонда ГКУ БО «Брянское лесничество», Сельское участковое лесничество (бывшее ОПХ «Брянское») квартал 7; выдел 2,3. Администрация также указала, что предоставление данного участка повлечет нарушение требований Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (п.4.14), а также п.72.3 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» и п.9.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. №417 «Правила пожарной безопасности в лесах».
Не соглашаясь с данным отказом, Беликова А.В. просит суд признать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1500 кв.м., расположенного на территории Снежского сельского поселения Брянского района, содержащийся в ответе администрации Брянского района Брянской области №4-2412 А от 25.12.2017 года незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ, и нарушающим ее право на аренду указанного земельного участка;
обязать администрацию Брянского района Брянской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1500 кв.м., расположенного на территории Снежского сельского поселения Брянского района.
В судебное заседание административный истец Беликова А.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель административного истца Беликовой А.В. – Горбачева Т.С. – исковые требования поддержала по доводам административного искового заявления.
Представитель административного ответчика – администрации Брянского района – Горбатова М.А.– в судебном заседании административный иск не признала, указывая, что ГКУ «Брянское лесничество» не согласовало схему расположения спорного земельного участка в порядке ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в связи с чем администрацией Брянского района был подготовлен обжалуемый административным истцом отказ. Полагает, что в данном случае отсутствует предусмотренное действующим законодательством согласование схемы расположения земельного участка уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений.
Представитель заинтересованного лица – ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» - Зарецкий К.П. пояснил, что ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» не является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений, но с 29.12.2017 года учреждение наделено полномочиями по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Также Зарецкий К.П. указал, что действительно к ним обращалась администрация Брянского района и сотрудниками лесничества было обращено внимание администрации на Свод правил 4.13130.2013, Постановление Правительства №390 и Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. №471. При этом Зарецкий К.П. согласился с доводом административного истца о том, что нормы данных актов не относятся к рассматриваемой ситуации.
Представители заинтересованных лиц – МУ «Снежская сельская администрация» и Управления лесами Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От главы Снежской сельской администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия администрации.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в суде и не оспаривалось стороной административного ответчика в марте 2017 года Беликова А.В. обратилась в администрацию Брянского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на землях Снежского сельского поселения, площадью 1695 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Сведений о направлении ответа на данное обращение материалы дела не содержат, стороной ответчика таких сведений также не представлено.
17 июля 2017 года Беликова А.В. вновь обращается в администрацию Брянского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1500 кв.м., представив откорректированную схему его расположения на кадастровом квартале.
Ответом первого заместителя главы администрации Брянского района Р¤РРћ4 в„–4-1723 Рђ РѕС‚ 18.09.2017 РіРѕРґР° отказано РІ утверждении схемы земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок представлен несельскохозяйственными СѓРіРѕРґСЊСЏРјРё (деревья, кустарники), расположен РІ овражно-балочном образовании, рельеф участка представлен РІ РІРёРґРµ склона, РЅР° участке находятся зеленые насаждения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем использование испрашиваемого земельного участка приведет Рє РІРѕРґРЅРѕР№ Рё ветровой СЌСЂРѕР·РёРё.
Решением Брянского районного СЃСѓРґР° Брянской области РѕС‚ 27.11.2017 РіРѕРґР° признан незаконным отказ администрации Брянского района РІ утверждении Беликовой Рђ.Р’. схемы расположения земельного участка, площадью 1500 РєРІ.Рј., расположенного РЅР° территории Снежского сельского поселения, содержащийся РІ ответе первого заместителя главы администрации Брянского района Р¤РРћ4 в„–4-1723Рђ РѕС‚ 18.09.2017 РіРѕРґР°.
На администрацию Брянского района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Беликовой А. В. с позиции требований Земельного кодекса РФ.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
14.12.2017 года Беликова А.В. обратилась в администрацию Брянского района и просила повторно рассмотреть заявление и утвердить схему расположения земельного участка.
Ответом первого заместителя главы администрации Брянского района Р¤РРћ4 в„–4-2412 Рђ РѕС‚ 25.12.2017 РіРѕРґР° отказано РІ утверждении схемы земельного участка, поскольку РЅР° основании СЃС‚.3.5 Федерального закона РѕС‚ 25.10.2001 РіРѕРґР° в„–137-ФЗ «О введение РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РїСЂРё образовании земельного участка РёР· земель, находящихся РІ неразграниченной государственной собственности, схема расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, подлежит согласованию СЃ органами исполнительной власти субъекта Р Р¤, уполномоченными РІ области лесных отношений.
Для уточнения данных о пересечении границ земель лесного фонда с границами испрашиваемого земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № в ГКУ «Брянское лесничество» был направлен запрос.
В ответе от ГКУ «Брянское лесничество» указано, что испрашиваемый земельный участок непосредственно примыкает к землям лесного фонда ГКУ БО «Брянское лесничество» Сельское участковое лесничество (бывшее ОПХ «Брянское») квартал 7, выдел 2,3, предоставление данного участка повлечет нарушение требований Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (п.4.14), а также п.72.3 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» и п.9.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. №417 «Правила пожарной безопасности в лесах».
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что СЃСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ Беликовой Рђ.Р’. РЅРµ нарушен.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как следует из положений статей 14 - 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к числу вопросов местного значения муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 19 вышеуказанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-Ф3 о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к числу отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были перераспределены Федеральным законом РФ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По отношению к спорному участку органом по распоряжению земельными участками с 01 января 2017 года является Администрация Брянского района.
При таких обстоятельствах суд считает, что вопрос об утверждении схемы земельного участка правомерно рассмотрен администрацией Брянского района.
Основания для отказа в утверждении схемы земельного участка предусмотрены ч.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Также согласно ст.3.5 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Рсполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные РЅР° предоставление земельных участков, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности, РІ течение десяти дней СЃРѕ РґРЅСЏ поступления заявления РѕР± утверждении схемы, заявления Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося РІ государственной или муниципальной собственности, либо заявления Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности, Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности, Рє которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка РёР· земель, находящихся РІ государственной собственности, РїСЂРё отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, направляет такую схему РЅР° согласование РІ орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, уполномоченный РІ области лесных отношений, Р·Р° исключением случаев, если РІ соответствии СЃ пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы РЅРµ требуется.
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.
Пунктом 10 ст.3.5 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что согласование схемы в порядке, установленном настоящей статьей, не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены:
1) в границах населенного пункта;
2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;
3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;
5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
Как видно из материалов дела, администрация Брянского района обратилась в ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» по вопросу выделения земельного участка Беликовой А.В. Согласно ответу ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» №1258 от 05.12.2017 года выделение земельного участка непосредственно примыкающего к землям лесного фонда повлечет нарушение требований Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (п.4.14), а также п.72.3 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» и п.9.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. №417 «Правила пожарной безопасности в лесах».
Ссылаясь на данный ответ, как на уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы, административный ответчик отказал Беликовой А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка.
В тоже время согласно Положению об управлении лесами Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 года №82, именно Управление лесами Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Брянские лесничества созданы в целях осуществления на их территории полномочий: государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, представление в установленном порядке гражданам и юридическим лицам информации об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, осуществление государственного лесного контроля и надзора в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, пожарного надзора в лесах.
Указанные цели перечислены в Уставе ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», утвержденном 13.12.2010 года врио начальника управления лесами Брянской области.
В п.2.3 раздела 2 Устава указаны полномочия ГКУ Брянской области «Брянское лесничество».
Согласно изменениям в Устав ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», утвержденным начальником управления лесами Брянской области 29.12.2017 года, пункт 2.3 раздела 2 «Цели и виды деятельности учреждения» дополнен пунктом 2.3.7 следующего содержания: «2.3.7. Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на дату (25.12.2017 года) составления оспариваемого отказа администрации Брянского района в согласовании схемы расположения земельного участка, ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» не являлось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, и не было наделено соответствующими полномочиями.
Данный вывод подтвердил представитель ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» в судебном заседании.
Следовательно, у администрации Брянского района отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с уведомлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
Указания неуполномоченного органа (ГКУ Брянской области «Брянское лесничество») на нарушения требований Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (п.4.14), а также п.72.3 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» и п.9.1 постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. №417 «Правила пожарной безопасности в лесах» при выделении земельного участка Беликовой А.В. правового значения иметь не могут.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
При этом доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка, административным ответчиком не представлено.
В связи с чем, суд находит иск Беликовой А.В. подлежащим удовлетворению в части признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В тоже время суд не вправе подменять своими решениями полномочия органа публичной власти. Если орган публичной власти фактически не принял решение в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решение, не относящееся к его компетенции, но может возложить на орган публичной власти, обладающий соответствующими полномочиями, обязанность по рассмотрению заявления гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный иск Беликовой А. В. к администрации Брянского района о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Брянского района РІ утверждении Беликовой Рђ.Р’. схемы расположения земельного участка, площадью 1500 РєРІ.Рј., расположенного РЅР° территории Снежского сельского поселения, содержащийся РІ ответе первого заместителя главы администрации Брянского района Р¤РРћ4 в„–4-2412Рђ РѕС‚ 25.12.2017 РіРѕРґР°.
Обязать администрацию Брянского района повторно рассмотреть заявление Беликовой А. В. с позиции требований земельного законодательства.
В удовлетворении административного иска в остальной части – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу,
судья Брянского районного суда
Брянской области /подпись/ О.С.Артюхова
Мотивированное решение составлено 18 мая 2018 года.