Дело №2-1973/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
06 августа 2019 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Капитанюк О.В.,
при секретаре судебного заседания Кукаевой Р.А.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Косенко А.Л.,
представителя ГУ УПФР в Советском районе г, Ростова-на-Дону Потаповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации к Кузиной Ю.В. и Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (сокращенно и далее по тексту ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России), в лице Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России» о признании недействительной справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону обратился с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, с учетом принятых судом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненных исковых требований, к Кузиной Ю.В. и ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России о признании недействительной с момента выдачи справки Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России серии МСЭ-2014 № 2419946 от 10.09.2015, выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014 № 2419946 от 10.09.2015 об установлении Кузиной Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка установления 2 группы инвалидности Кузиной Ю.В..
Установлено, что согласно справке МСЭ-2014 № 2419946 от 10.09.2015, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», Кузиной Ю.В., установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Прокурором установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Кузиной Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется.
При этом полученные прокурором сведения свидетельствуют о том, что Кузина Ю.В. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности.
Законом обязанность по предоставлению надлежапдих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Прокурор в судебном заседании просила суд удовлетворить уточненный иск, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ГУ УПФР РФ в Советском районе г.Ростова-на-Дону Потапова Е.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Указав, что задолженность перед УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону у Кузиной Ю.В. отсутствует.
Ответчик Кузина Ю.В. в судебном заседании пояснила, что она полностью возместила причиненный ущерб, поэтому просит оставить исковое заявление без рассмотрения.
Представитель соответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России Медовник А.В., будучи извещенным, в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Так же в отзыве указал, о фактическом признании исковых требований прокурора, поскольку дело медико-социальной экспертизы Кузиной Ю.В. и сведения о прохождении медико-социальной экспертизы в бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ» по Ростовской области» Минтруда России в ЕАВИИАС МСЭ отсутствуют, а также отсутствуют сведения о направлении Кузиной Ю.В. на медико-социальную экспертизу уполномоченными организациями, что свидетельствует о том, что медико- социальную экспертизу он не проходил.
Представитель МКУ УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону, будучи извещенным, в судебное заседание не явился.
На основании требований частей 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел данное дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ГУ УПФР РФ в Советском районе г.Ростова-на-Дону, ответчика Кузину Ю.В., исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
2
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико- социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарущение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Согласно п. 6 данных Правил наличие одного из указанных в пункте 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникщим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, П или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигщим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно, приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико- социальную экспертизу, в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пунктов 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверясдается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а таюке результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
В соответствии с п. 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-еоциальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико- социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №ч 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико- социальную экспертизу.
В силу положений п. 27 выщеуказанного порядка, на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4" месяцев от даты ее начала; благоприятном клиничееком и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконетруктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудщения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособноети.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высщим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглащением полномочий по предоставлению мер социалъной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Исходя из выщеуказанного, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-нравовой формы; проведение необходимых
диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных 1 мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико- социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Согласно п. 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старще является нарущение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарущений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарущение здоровья человека с Ш степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификаций и критериев).
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
В рамках проведенной прокуратурой проверки законности установления Кузиной Ю.В. инвалидности установлено, что в единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении медико-социальной экспертизы, данных по освидетельствованию ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России» Кузиной Ю.В. не имеется.
Из представленного ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отзыва следует, что данные о прохождении Кузиной Ю.В. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют. Отсутствует таюке и дело медико-социальной экспертизы Кузиной Ю.В., а также сведения о ней в Единой автоматизированной вертикально - интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ).
Принимая решение по делу, суд учитывает, что ответчиком не представлено суду каких-либо относимых и допустимых доказательств прохождения медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ. МСЭ по Ростовской области», в частности, медицинских документов, индивидуальной программы реабилитации, которые могли бы подтвердить наличие заболевания, являющееся основанием для установления ему группы
инвалидности без срока переосвидетельствования, что в совокупности с изложенными выше фактами с достоверностью свидетельствует о непрохождении им медико-еоциальной экепертизы в экепертном еоетаве Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в нарушение правил прохождения медосвидетельстования с целью получения справки и пенсии по инвалидности.
При таком положении, суд полагает уетановленным и не оспоренным ответчиком факт недобросовестности его действий, выразившихся в нарушении приведённого порядка прохождения медицинского освидетельствования, что, в свою очередь, привело к принятию решения Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» о назначении ему второй группы инвалидности бессрочно с нарушением уетановленной законом процедуры.
Суммируя изложенное, суд полагает обоснованными и потому подлежашими удовлетворения требования истца о признании недействительными с момента выдачи еправки Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России серии МСЭ-2014 № 2419946 от 10.09.2015, выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014 № 2419946 от 10.09.2015 об установлении Кузиной Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ № 30 - ░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░-2014 № 2419946 ░░ 10.09.2015, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░-2014 № 2419946 ░░ 10.09.2015 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░