Дело № 2-3765/20
44RS0001-01-2020-005098-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе
судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Рыжовой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оховой Н.В. к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии
у с т а н о в и л:
Охова Н.В. обратилась с исковым заявлением к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии. Свои требования мотивировала тем, что <дата> было подано заявление в ГУУ Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области о назначении страховой пенсии по старости. Возраст 55 лет, а страховой стаж составляет более 37 лет на момент подачи заявления. В установлении пенсии решением от <дата> № было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа. Специалисты не включают в длительный трудовой стаж отпуск по уходу за детьми следующие периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (сведения взяты из архивной справки от <дата> № ФГБОУ ВО Костромская ГСХА), ссылаясь на то, что в трудовой книжке или иных документах подтверждающих стаж не должно усматриваться наличие отпуска по уходу за ребенком. Согласно п.3.3 Постановления Конституционного суда от <дата> П-2 гражданин может осуществлять оценку приобретенных им до <дата> пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа по нормам ранее действовавшего законодательства. Смысл данной нормы является общеобязательной и иному толкованию не подлежит. Правовая позиция изложенная Конституционным судом в Постановлении от <дата> указывает так же, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Право на отпуск по уходу за ребенком приобрела в период действия ст. 167 КЗОТ РФ, которая гарантировала включение отпуска по уходу за ребенком в общий и непрерывный стаж. Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 Е № 25: «Если отпуск по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж, независимо от времени обрушения женщины за назначением пенсии и возникновению права на досрочное назначение пенсии. В п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 :е говорится о том, что если отпуск по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно п. 8 ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды, которые засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности) могут включаться в стаж по выбору застрахованного лица. В связи с изложенным просит признать решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области № от <дата> г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный страховой стаж незаконным. Включить периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> по уходу за детьми в длительный страховой стаж. Обязать ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области назначить Оховой Н.В. досрочную страховую пенсию с <дата>.
В ходе рассмотрения дела Охова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить, поскольку периоды ухода за детьми неправомерно не включены в длительный стаж.
Представитель Управления ПФР в Костромском районе Костромской области по доверенности Малышева В.В. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку указанные периоды не включаются в длительный стаж.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд полагает следующее.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от <дата> N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Закон внесены изменения.
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. ч. 1 и 1.2 ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
С 01.01.2019 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16.2 (статья 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела, <дата> Решением № Управления ПФ РФ в костромском районе Костромской области Оховой Н.В. отказано в назначении пенсии по старости за длительный страховой стаж с <дата> в виде отсутствия требуемого необходимого страхового стажа.
Страховой стаж Оховой Н.В для назначения досрочной страховой пенсии по старости за длительный страховой стаж составил 36 лет 2 месяца 10 дней (при требуемом стаже 37 лет), а именно: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> гс <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В указанный стаж не включены периоды ухода за детьми: Оховой Н.С, <дата> г.р. и Оховой А.С, <дата> г.р.
Так, согласно архивной справки от <дата> №, выданной ФГБОУ ВО Костромской ГСХА., Охова Н.В. работала в Костромском сельскохозяйственном институте «Караваево» на должности секретаря-машинистки факультета механизации сельского хозяйства с <дата> по <дата>, при этом находилась в отпуске по уходу за детьми без сохранения заработной платы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Основание: личное дело №, книги приказов за 1982-1996 годы.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений ч. 8 ст. 13 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", к таковым не относится.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин соответственно) период ухода за детьми родителей, состоявших в трудовых отношениях с организацией (учреждением), не может быть учтен в страховом стаже как период работы, предусмотренный частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку таковым не является. Факт нахождения в спорные периоды в отпуске по уходу за ребенком истцом не отрицается.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что за периоды отпуска по уходу за ребенком не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, фактически установлено, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 36 лет 2 мес. 10 дней, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 названного Федерального закона.
В связи с изложенным, суд полагает, что пенсионным органом правомерно было отказано истцу в установлении пенсии, так как не имеется правовых оснований для включения спорного периода в страховой стаж.
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Оховой Н.В. к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Ветрова
Копия верна:
Решение изготовлено 15 декабря 2020 года