Судья Сапожников Д.В. дело № 33-11691/2023
УИД 24RS0056-01-2022-009280-21
2.137
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2023 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Плаксиной Е.Е.,
судей Елисеевой А.Л. и Левицкой Ю.В.,
с участием прокурора Андреева А.И.,
при ведении протокола помощником судьи Востриковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.
гражданское дело по иску Муниципального образования г.Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска к Абдумамадовой Муслиме Абдумамадовне, Дехконову Ниёзмамаду Мавланазаровичу, ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности,
по встречному иску Абдумамадовой Муслимы Абдумамадовны к администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения в собственность взаимен изымаемого и подлежащего сносу,
по апелляционной жалобе Департамента градостроительства администрации г.Красноярска
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 16 мая 2023 года, которым исковые требования Муниципального образования г.Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и встречные исковые требования Абдумамадовой М.А. удовлетворены частично; изъято для муниципальных нужд у Абдумамадовой М.А. жилое помещение – квартира №, общей площадью 46,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, определён вид возмещения – предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого; на Департамент градостроительства администрации г.Красноярска возложена обязанность предоставить Абдумамадовой М.А. в собственность взамен изымаемого жилого помещения - квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее 46,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах населённого пункта – город Красноярск, отвечающее санитарно-техническим нормам и требованиям без уплаты разницы между стоимостями жилых помещений; постановлено после предоставления Абдумамадовой М.А. в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения прекратить её право собственности на квартиру №, общей площадью 46,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>; признать за муниципальным образованием город Красноярск право собственности на указанное жилое помещение, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на это жилое помещение за муниципальным образованием город Красноярск; выселить Абдумамадову М.А., Дехконова Н.М., ФИО1 из квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, указано, что это является основанием для снятия названных лиц с регистрационного учёта по данному адресу.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное образование г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска предъявило в суде иск к Абдумамадовой М.А., Дехконову Н.М., ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что Абдумамадова М.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 46,4 кв.м. На регистрационном учёте по указанному адресу состоят Абдумамадова М.А., Дехконов Н.М., ФИО1, <дата> года рождения. В соответствии с заключением межведомственной комиссии №469 от 15 апреля 2015 года многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, этот жилой дом внесён в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением администрации города №144-п от 29 марта 2019 года. 9 июля 2020 года Абдумамадовой М.А. направлено требование №08/2931-дг о сносе данного дома совместно с собственниками других жилых помещений в разумный срок до 1 ноября 2020 года. Согласно отчёту № 71/21-2Г от 25 октября 2021 года размер возмещения за изымаемое жилое помещение составляет 2 613 901 руб. и включает в себя рыночную стоимость квартиры № (с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причинённых собственнику при изъятии жилого помещения. Абдумамадовой М.А. направлено соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 29 октября 2021 года, от заключения которого она отказалась. Муниципальное образование город Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска просит изъять для муниципальных нужд у Абдумамадовой М.А. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, определить размер возмещения в сумме 2 613 901 руб.; выселить Абдумамадову М.А., Дехконова Н.М., ФИО1 из указанного жилого помещения; прекратить право собственности Абдумамадовой М.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признать право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием город Красноярск.
Абдумамадова М.А., действующая в своих интересах и в интересах ФИО1, <дата> года рождения, Дехконов Н.М. предъявили в суде встречный иск к администрации г.Красноярска о предоставлении в собственность жилого помещения взаимен изымаемого и подлежащего сносу.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу № 55-гх от 22 июня 2015 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Право собственности Абдумамадовой М.А. на квартиру № в указанном жилом доме возникло до признания указанного жилого дома аварийным на основании договора дарения от 2 июля 2013 года, что является основанием для предоставления ей в собственность равнозначного жилого помещения. Абдумамадова М.А., действующая и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Дехконов Н.М. просят возложить на администрацию г.Красноярска обязанность предоставить в собственность взамен изымаемого и подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 46,4 кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Красноярска.
Определением от 16 мая 2023 года производство по делу по встречному иску в части требований, предъявленных Дехконовым Н.М. и ФИО1 к администрации г.Красноярска прекращено.
По иску муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и по встречному иску Абдумамадовой М.А. судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства администрации г.Красноярска в лице представителя Составнёва А.С. просит решение отменить, требования Департамента градостроительства администрации г.Красноярска удовлетворить и отказать во встречном иске, ссылаясь на то, что на момент рассмотрения настоящего спора не имелось действующего закона, возлагающего обязанность на истца предлагать жилое помещение в том же районе, предоставлять жилое помещение в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, жилой площадью. Указывает, что Жилищный кодекс РФ не содержит требований о равнозначности жилого помещения, предоставляемого на основании ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ в собственность гражданину взамен изымаемого у него жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, ранее занимаемому им помещению.
Представителем Дехконова Н.М. – Нестеровой А.М. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобе доводов.
Судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда 25 сентября 2023 года вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Абдумамадова М.А., Дехконов Н.М., представители администрации г.Красноярска, Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений либо ходатайств об отложении дела не представили, информация о времени и месте рассмотрения дела размещена и на официальном сайте Красноярского краевого суда. На основании ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснение представителя Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» – Хозяиновой Ю.С., заключение прокурора Андреева А.И., проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частично удовлетворяя требования Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и встречные требования Абдумамадовой М.А., суд первой инстанции исходил из того, что дом <адрес>, в котором расположено принадлежащее Абдумамадовой М.А. жилое помещение – квартира №, признан аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и Абдумамадова М.А. вправе выбрать один из способов обеспечения её жилищных прав - предоставления другого равнозначного жилого помещения либо выкуп, и, установив, что она выбрала предоставление в собственность другого жилого помещения, принял решение об изъятии у неё указанного жилого помещения для муниципальных нужд, возложил на муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска обязанность предоставить ей на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46,4 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах населённого пункта - город Красноярск и отвечающее санитарно-техническим нормам и требованиям, а также постановил после предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения прекратить её право собственности, признать за муниципальным образованием город Красноярск право собственности на эту квартиру, произвести государственную регистрацию перехода права собственности, и выселил ответчиков из указанного жилого помещения.
В соответствии со статьёй 155 Гражданского процессуального кодекса РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Исходя из положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1); судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем (часть 4).
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается (часть 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Таким образом, судебное заседание является процессуальной формой судебного разбирательства, проводимого в случаях, предусмотренных законом, с обязательным извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания. При этом соблюдение правил надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания является гарантией соблюдения процессуальных прав указанных лиц, а также гарантией обеспечения действия принципа состязательности и равноправия сторон в ходе судебного разбирательства.
Из дела видно, что встречные исковые требования Абдумамадовой М.А. предъявлены к администрации города Красноярска, в просительной части искового заявления Абдумамадова М.А. просит возложить на администрацию города Красноярска обязанность предоставить в собственность взамен изымаемого и подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46,4 кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Красноярска (т.1, л.д.214-216).
Дело по иску Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и по встречному иску Абдумамадовой М.А. рассмотрено судом в судебном заседании 16 мая 2023 года с участием представителя Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, при этом, из дела видно, что администрации города Красноярска, к которой предъявлены встречные исковые требования, о времени и месте рассмотрения дела судом не извещалась (т.1, л.д.218, 234).
Отсутствуют в деле и сведения о вручении (направлении) истцом Абдумамадовой М.А. в соответствии с частью 6 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ копии встречного искового заявления администрации города Красноярска, указанного в иске в качестве ответчика.
Таким образом, дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика - администрации города Красноярска, который о времени и месте рассмотрения дела не извещён.
Согласно п.2 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Поэтому принятое по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешая исковые требования Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и встречные требования Абдумамадовой М.А. по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, в редакции ФЗ от 25 июня 2012 года №93-ФЗ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по <адрес>, общей площадью 46,4 кв.м., с 15 июля 2013 года принадлежит на праве собственности Абдумамадовой М.А. (т.1, л.д.16-17, 194).
Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 469 от 15 апреля 2015 года, выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу по основаниям п.33 абз.2 Постановления Правительства от 28 января 2006 года № 47; ухудшения в связи с физическим износом здания 67% в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, приведшие к снижению уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (т.1, л.д.5).
Распоряжением администрации г.Красноярска № 55-гх от 22 июня 2015 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (т.1, л.д.6-8).
Жилой дом по адресу: <адрес> внесён в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года № 144-п (порядковый номер 569).
9 июля 2020 года Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска Абдумамадовой М.А. направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других жилых (нежилых) помещений в срок до 1 ноября 2020 года (т.1, л.д.12-13).
Распоряжением администрации г.Красноярска № 96-арх от 17 июня 2021 года изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, почтовый адрес ориентира: <адрес>; изъято для муниципальных нужд жилое помещение №, расположенное в многоквартирном доме в <адрес> (т.1, л.д.9-11).
21 июня 2021 года Департамент градостроительства администрации г.Красноярска направил Абдумамадовой М.А. уведомление о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд города земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома <адрес>, признанного в установленного порядке аварийным и подлежащим сносу (т.1, л.д.14-15).
Из выписки из домовой книги от 21 ноября 2022 года следует, что на регистрационном учёте по адресу: <адрес> состоят: с 9 сентября 2020 года супруг Абдумамадовой М.А. - Дехконов Н.М., сын – ФИО1, <дата> года рождения (т.1, л.д.21).
В отчёте ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг» №71/21-2Г от 25 октября 2021 года указано, что рыночная стоимость оцениваемого помещения с учётом убытков (квартиры №, общей площадью 46,4 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 289 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>) составляет 2 613 901 руб., из которых стоимость квартиры с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество – 2 299 981 руб., доля в праве общей долевой собственности на земельный участок – 224 473 руб., стоимость убытков, в связи с изъятием жилого помещения (включая убытки, связанные с изменением места проживания, переездом, оформлением права собственности при покупке другого жилья и пр.) – 313 920 руб. (т.1, л.д.22-67).
Из заявления Абдумамадовой М.А. от 25 июля 2022 года усматривается, что она ознакомлена с результатами оценки размера возмещения, установленного на основании отчёта №71/21-2Г от 25 октября 2021 года; отчёт и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путём выплаты возмещения от 29 октября 2021 года ею получен (т.1, л.д.19).
25 июля 2022 года Абдумамадова М.А. отказалась от подписания соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путём выплаты возмещения от 29 октября 2021 года, указав, что просит предоставить ей жилое помещение (т.1, л.д.18).
25 июля 2022 года Абдумамадова М.А. обратилась в Департамент градостроительства администрации г.Красноярска с заявлением об оказании дополнительной меры поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом Красноярского края от 9 июля 2020 года №9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции». На заявлении стоит резолюция об отказе в удовлетворении заявления, поскольку Абдумамадова М.А. приобрела жилое помещение в 2015 году и продала его в декабре 2020 года (т.1, л.д.20).
Согласно отчёту ООО «Финансовые системы» №940/23 от 30 января 2023 года размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 января 2023 года составляет 3 607 519 руб., в том числе рыночная стоимость доли земельного участка, общей площадью 289 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, - 173 567 руб.; рыночная стоимость квартиры – 2 739 433 руб.; размер компенсации за непроизведённый капитальный ремонт – 370 829 руб., размер убытков, понесённых собственником при изъятии недвижимого имущества – 323 690 руб. (т.1, л.д.113-191).
Принимая во внимание, что дом <адрес>, в котором расположено принадлежащее Абдумамадовой М.А. жилое помещение – квартира №, Распоряжением администрации г.Красноярска № 55-гх от 22 июня 2015 года признан аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Абдумамадова М.А. в соответствии с требованиями Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства» вправе выбрать один из способов обеспечения жилищных прав - предоставления другого равнозначного жилого помещения либо выкуп.
Материалами дела установлено, что Абдумамадова М.А. отказалась от заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путём выплаты возмещения и выбрала в качестве способа обеспечения своих жилищных прав предоставление в собственность другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах, поскольку жилой дом по <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Распоряжением администрации г.Красноярска № 96-арх от 17 июня 2021 года жилое помещение – квартира № в этом доме изъята для муниципальных нужд, право собственности на указанное жилое помещение возникло у Абдумамадовой М.А. до признания дома аварийным, в качестве способа обеспечения жилищных прав она выбрала предоставление в собственность другого жилого помещения, доказательств того, что ей взамен изымаемого предоставлялось другое жилое помещение, от которого она отказалась, не имеется, судебная коллегия полагает, что требования Департамента градостроительства администрации города Красноярска об изъятии у Абдумамадовой М.А. квартиры №, общей площадью 46,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> подлежат удовлетворению, подлежат удовлетворению и требования Абдумамадовой М.А. о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого.
При этом, поскольку Абдумамадова М.А. выбрала способ обеспечения жилищных прав путём предоставления в собственность другого жилого помещения оснований для удовлетворения требований Муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска в части определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение не имеется и в иске в этой части следует отказать.
Абдумамадова М.А. просит предоставить ей в собственность взамен изымаемого жилое помещение равнозначное ранее занимаемому – общей площадью не менее 46,4 кв.м., состоящего из двух комнат.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.7 Жилищного кодекса РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Учитывая изложенное, предусмотренным ст.89 Жилищного кодекса РФ критерием равнозначности при предоставлении жилого помещения взамен аварийного является соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому, такого критерия как количество комнат действующим законодательством не предусмотрено.
Возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения исключительно равноценного по общей площади жилого помещения, носит компенсационный, а не обеспечительный характер, следовательно, законных оснований для предоставления Абдумамадовой М.А. в собственность жилого помещения равнозначного занимаемому жилому помещению и подлежащему сносу по количеству комнат не имеется.
Кроме того, требования о предоставлении жилого помещения предъявлены Абдумамадовой М.А. к администрации города Красноярска.
Распоряжением администрации города Красноярска от 17 августа 2010 года №114-р утверждено Положение о Департаменте градостроительства администрации г.Красноярска.
В соответствии с п.3.6 Положения, департамент участвует в разработке и обеспечивает реализацию переданных государственных полномочий, мероприятий городских и краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильём граждан, в том числе детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, в части приобретения (строительства) жилых помещений.
Таким образом, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений по программе аварийного жилья возложены на Департамент градостроительства администрации г.Красноярска, то надлежащим ответчиком по требованиям Абдумамадовой М.А. о предоставлении жилого помещения является Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска, а не администрация города Красноярска.
При таких обстоятельствах, встречные требования Абдумамадовой М.А. следует удовлетворить частично, на муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска возложить обязанность предоставить Абдумамадовой М.А. в собственность взамен изымаемого жилого помещения по <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46,4 кв.м., расположенное в пределах г.Красноярска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Абдумамадовой М.А. в иске к администрации города Красноярска следует отказать.
Изъятие жилого помещения в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является основанием для прекращения права собственности в отношении этого жилого помещения, поэтому после предоставления Абдумамадовой М.А. в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого следует прекратить её право собственности на жилое помещение – квартиру №, расположенную в доме <адрес> и признать на него право собственности за муниципальным образованием город Красноярск.
Кроме того, после предоставления Абдумамадовой М.А. в собственность другого жилого помещения, прекращения её права собственности на квартиру по <адрес> и признания на него права собственности за муниципальным образованием г.Красноярск, проживающие в этом жилом помещении Абдумамадова М.А., Дехконов Н.М., ФИО1, <дата> года рождения, подлежат выселению.
В соответствии с абз.7 ст.7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подп. «е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства производится органом регистрационного учёта в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поэтому судебная коллегия полагает необходимым указать, что решение суда о выселении Абдумамадовой М.А., Дехконова Н.М., ФИО1, <дата> года рождения, из жилого помещения по <адрес> является основанием для снятия их с регистрационного учёта по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 16 мая 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и встречные исковые требования Абдумамадовой М.А. удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд у Абдумамадовой Муслимы Абдумамадовны квартиру №, общей площадью 46,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>.
На муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска возложить обязанность предоставить Абдумамадовой Муслиме Абдумамадовне взамен изымаемого жилого помещения по <адрес> в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 46,4 кв.м., расположенное в пределах г.Красноярска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
После предоставления Абдумамадовой Муслиме Абдумамадовне в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого прекратить право собственности Абдумамадовой Муслимы Абдумамадовны на квартиру №, общей площадью 46,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номером <данные изъяты> и признать право собственности на жилое помещение - квартиру общей площадью 46,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> за муниципальным образованием – город Красноярск.
После предоставления Абдумамадовой Муслиме Абдумамадовне в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого выселить Абдумамадову Муслиму Абдумамадовну, Дехконова Ниёзмамаду Мавланазаровича, ФИО1, <дата> года рождения, из квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, что является основанием для снятия их с регистрационного учёта по указанному адресу.
Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска в иске в части определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение отказать.
Абдумамадовой Муслиме Абдумамадовне во встречном иске к администрации города Красноярска о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 октября 2023 года