ЧЕТВЁРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 77-2952/2024
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 ноября 2024 года
Судебная коллегия по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Коротаева С.К.,
судей Григорьевой О.Ю., Маслова О.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Чанба А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Краснодарского края Табельского С.В. на приговор Каневского районного суда Краснодарского края от 15 апреля 2024 года и постановление Каневского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2024 года в отношении Зосидзе А.А.
Заслушав доклад судьи Коротаева С.К., выслушав выступление прокурора Демьяненко В.А., предлагавшего приговор и постановление отменить по доводам кассационного представления; возражения адвоката Алексеенко А.А., судебная коллегия
установила:
согласно приговору Каневского районного суда Краснодарского края от 15 апреля 2024 года
Зосидзе А.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>, судимая:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
На основании ч. 5 ст. 82 УК РФ отменена отсрочка отбывания наказания по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путём частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ Зосидзе А.А. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком 9 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. «б» ч. 31 ст. 72 УК РФ в срок лишения свободы засчитано время содержания Зосидзе А.А. под стражей с 9 января 2024 года до вступления приговора в законную силу из расчёта один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Этим же приговором осуждён Долгушев А.С.
В приговоре решён вопрос о вещественных доказательствах.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу 3 мая 2024 года.
Постановлением Каневского районного суда от 15 мая 2024 года в резолютивную часть обжалуемого приговора внесены уточнения: в соответствии с ч. 32 ст. 72 УК РФ Зосидзе А.А. в срок лишения свободы засчитано время содержания её под стражей с 9 января 2024 года до дня вступления приговора в законную силу из расчёта один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Согласно приговору Зосидзе А.А. признана виновной и осуждена за покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере группой лиц по предварительному сговору с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Преступление совершено Зосидзе А.А. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Постановлением судьи Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2024 года кассационное представление прокурора Краснодарского края Табельского С.В. на приговор Каневского районного суда Краснодарского края от 15 апреля 2024 года и постановление Каневского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2024 года в отношении Зосидзе А.А. передано с материалами уголовного дела для рассмотрения в судебном заседании Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края Табельский С.В., не оспаривая доказанность вины Зосидзе А.А. и квалификацию её действий, ставит вопрос об отмене приговора в части зачёта времени содержания осужденной под стражей в срок лишения свободы. Указывает, что по настоящему уголовному делу первоначально в приговоре в нарушение ч. 32 ст. 72 УК РФ указан неверный порядок зачёта, необоснованно улучшающий положение осуждённой, а при вынесении постановления в порядке исполнения приговора суд не принял во внимание, что подобные изменения влекут ухудшение положения осуждённой. Просит состоявшиеся судебные акты в части решения о зачёте Зосидзе А.А. в срок лишения свободы времени содержания её под стражей отменить, уголовное дело в этой части передать на новое рассмотрение в порядке ст. 397, 399 Уголовно-процессуального закона Российской Федерации (далее – УПК РФ).
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов уголовного дела следует, что обстоятельства совершения осуждённой Зосидзе А.А. преступления установлены на основании исследованных доказательств, с достаточной полнотой приведённых в приговоре.
Вина осуждённой в совершении преступления подтверждена собранными по делу доказательствами, в том числе: показаниями самой Зосидзе А.А., данными на следствии, в которых она полностью признала вину и рассказала об обстоятельствах преступления; показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 и других об известных ему обстоятельствах обнаружения и изъятия наркотических средств; иными доказательствами, приведёнными в приговоре, в том числе экспертными заключениями.
Все изложенные в приговоре доказательства, которым суд дал оценку, получены в установленном законом порядке, существенно не противоречат друг другу, не вызывают сомнений, а их совокупность достаточна для принятия решения о виновности осуждённой в совершении преступления.
Действия осуждённой Зосидзе А.А. квалифицированы правильно.
Наказание назначено ей с учётом характера и степени общественной опасности содеянного, всех данных о личности виновной, влияния наказания на исправление осуждённой и на условия жизни её семьи, обстоятельств, смягчающих наказание, указанных в приговоре.
Данные о том, что суд оставил без внимания какие-либо обстоятельства, которые в соответствии с положениями ч. 1 ст. 61 УК РФ подлежали обязательному учёту, отсутствуют, а в силу положений ч. 2 указанной статьи признание других обстоятельств смягчающими отнесено к компетенции суда и, соответственно, является его правом, а не обязанностью.
Обстоятельства, отягчающие наказание Зосидзе А.А., не установлены.
Выводы суда о назначении Зосидзе А.А. наказания в виде лишения свободы, которое должно быть связано с его реальным отбыванием, об отмене отсрочки отбывания наказания по предыдущему приговору в силу ч. 5 ст. 82 УК РФ, о применении положений ст. 70 УК РФ, а также мотивы, по которым не применены положения ч. 6 ст. 15, ст. 64, 73 УК РФ, соответствуют закону и сомнений не вызывают.
Положения ч. 1 ст. 62, ч. 3 ст. 66 УК РФ применены правильно.
Назначенное Зосидзе А.А. наказание является справедливым.
Вид исправительной колонии, в которой её надлежит отбывать лишение свободы, назначен в соответствии со ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 40115 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному уголовному делу в отношении Зосидзе А.А. допущены такие нарушения.
Как следует из обжалованного приговора, в срок наказания Зосидзе А.А. засчитано время содержания её под стражей с 9 января 2024 года до вступления приговора в законную силу из расчёта один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. При этом суд руководствовался положениями п. «б» ч. 31 ст. 72 УК РФ.
Однако суд не учёл, что в соответствии с ч. 31 ст. 72 УК РФ коэффициенты кратности, предусмотренные пп. «а», «б», «в» ч. 31 ст. 72 УК РФ, не применяются в случаях, предусмотренных ч. 32 и ч. 33 указанной нормы уголовного закона.
Согласно ч. 32 ст. 72 УК РФ в отношении осуждённого за совершение преступления, предусмотренного ст. 2281 УК РФ, время содержания его под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчёта один день за один день.
Таким образом, поскольку Зосидзе А.А. осуждена за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ, то время содержания под стражей подлежало зачёту из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Допущенное судом нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела, так как искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку неправильное применение правил зачёта наказания и, как следствие, необоснованное сокращение времени фактического содержания Зосидзе А.А. в исправительной колонии препятствуют достижению указанных в ч. 2 ст. 43 УК РФ целей наказания.
Данные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 40115 УПК РФ влекут отмену приговора в отношении Зосидзе А.А. в части решения вопроса о зачёте времени содержания под стражей по основаниям, ухудшающим положение осуждённой.
Согласно ст. 4016 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осуждённого, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Обжалуемый приговор в отношении Зосидзе А.А. вступил в законную силу 3 мая 2024 года, следовательно, предусмотренный ст. 4016 УПК РФ срок для пересмотра в кассационном порядке судебного решения по основаниям, влекущим ухудшение положения Зосидзе А.А., не истёк.
На основании ч. 1 ст. 396 УПК РФ вопросы, указанные в п. 11 ст. 397 УПК РФ (о зачёте времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении в соответствии со ст. 72, 103 и 104 УК РФ), разрешаются судом, постановившим приговор.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым приговор Каневского районного суда Краснодарского края от 15 апреля 2024 года в отношении Зосидзе А.А. в части решения вопроса о зачёте времени её содержания под стражей до вступления приговора в законную силу отменить, уголовное дело в этой части передать на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. 397, 399 УПК РФ, в Каневской районный суд Краснодарского края, но иным составом суда.
Кроме того, как следует из постановления того же суда от 15 мая 2024 года, вынесенного в порядке ст. 397, 399 УПК РФ, время нахождения Зосидзе А.А. под стражей в период с 9 января 2024 года до дня вступления приговора в законную силу засчитано в срок лишения свободы из расчёта один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Указанное постановление вынесено с существенным нарушением уголовно-процессуального закона, искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поэтому также подлежит отмене по следующим основаниям.
Как указано в ч. 1 ст. 4012 УПК РФ, вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 471 УПК РФ, в суд кассационной инстанции осуждённым, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.
В кассационном представлении правильно указано, что вопреки данным положениям закона Каневской районный суд Краснодарского края в непредусмотренном законом порядке и вопреки своей компетенции вынес названное постановление по вопросу, который уже был решён во вступившем в законную силу приговоре суда, чем фактически пересмотрел его. Однако такие полномочия для районного суда закон не предусматривает, и пересмотр вопроса о зачёте времени нахождения осуждённой Зосидзе А.А. под стражей не относился к компетенции суда первой инстанции. В связи с этим наряду с отменой приговора постановление суда подлежит безусловной отмене.
Другие нарушения закона не допущены.
Руководствуясь ст. 40114, 40115 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
постановление Каневского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2024 года, вынесенное в порядке ст. 397, 399 УПК РФ в отношении Зосидзе А.А., отменить.
Приговор Каневского районного суда Краснодарского края от 15 апреля 2024 года в отношении Зосилзе А.А. в части решения вопроса о зачёте времени содержания её под стражей отменить и передать уголовное дело в этой части на новое судебное рассмотрение в Каневской районный суд Краснодарского края в порядке, предусмотренном ст. 397, 399 УПК РФ, но иным составом суда.
В остальном приговор в отношении Зосидзе А.А. оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой 471 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи