Дело № 2-2368/2024

18RS0003-01-2024-000888-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2024 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи                 Салова А.А.,

при секретаре                         Галкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХНИ к ОСФР по Удмуртской Республике о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по старости,

установил:

ХНИ (далее – истец) обратился в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что пенсионным органом ему назначена страховая пенсия по старости. Однако 10 марта 2023 года ответчиком вынесено незаконное решение о прекращении выплаты пенсии на основании ст. 25 Федерального закона № 400-ФЗ.

На основании изложенного истец просил суд:

- признать незаконным решение № 315904/22 от 10 марта 2023 года о прекращении выплаты страховой пенсии по старости;

- обязать ответчика возобновить выплату страховой пенсии по старости с момента прекращения выплаты;

- взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебное заседание ХНИ, уведомленный надлежащим образом, не явился, в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Камалова З.Г. на исковых требованиях настаивала.

Представитель пенсионного органа Гарипова Н.И. в судебном заседании исковые требования просила оставить без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в решении о прекращении выплаты пенсии.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

24 июля 2008 года ХНИ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, что следует из письма ответчика от 13 февраля 2024 года № СБ-24-05/3598.

21 октября 2022 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в г. Душанбе 15 сентября 2021 года (ратифицирован Федеральным законом от 14.07.2022 N 242-ФЗ).

31 октября 2022 года ХНИ обратился в ОСФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В связи с решением вопроса о назначении ХНИ пенсии на территории Российской Федерации Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в Аштском районе Согдийской области письмом от 02 декабря 2022 года в адрес ОСФР по Удмуртской Республике направлено пенсионное (выплатное) дело ХНИ

Из указанного письма также следует, что выплата пенсии по возрасту прекращена ХНИ с 01 ноября 2022 года в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерации.

Решением ОСФР по Удмуртской Республике от 17 января 2023 года истцу на основании ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с 01 ноября 2022 года бессрочно назначена страховая пенсия по старости.

10 марта 2023 года ОСФР по Удмуртской Республике вынесено решение № 315904/22 о прекращении выплаты пенсии ХНИ мотивированное отсутствием страхового стажа на территории Российской Федерации и РСФСР.

10 марта 2023 года ОСФР по Удмуртской Республике вынесено решение № 13222/2023 о прекращении выплаты пенсии ХНИ на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" и пункта 22 Правил осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии (утв. Приказом Минтруда России от 27.07.2021 N 512н).

Письмом от 27 сентября 2023 года ОСФР по Удмуртской Республике сообщило Управлению Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в Аштском районе Согдийской области о прекращении выплаты пенсии истцу с 01 апреля 2023 года и выдаче истцу пенсионного дела.

На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по состоянию на 01 января 2024 года имеются сведения о работе ХНИ на территории Российской Федерации в период времени с 09 октября 2023 года по 31 декабря 2023 года, что следует из выписки из ИЛС и из письма ответчика от 13 февраля 2024 года № СБ-24-05/3598.

В трудовой книжке ХНИ имеются сведения о трудовой деятельности на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан:

- с 30 августа 1977 года по 07 апреля 1978 года;

- с 19 июня 1980 года по 01 апреля 2008 года.

Согласно военному билету ХНИ проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии с 19 апреля 1978 года по 22 апреля 1980 года.

Указанные обстоятельства установлены на основании представленных суду доказательств и сторонами по делу не оспариваются.

Вопросы установления и прекращения страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: 1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим; 2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона; 3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); 4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство; 5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства. В случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзацы 1, 4 пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Из положений Федерального закона "О страховых пенсиях" и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом, и другие значимые обстоятельства.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 указанного закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

15.09.2021 подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

Российской Федерацией данный документ был ратифицирован Федеральным законом от 14.07.2022 N 242-ФЗ, вступившим в силу с 21.10.2022.

По материалам дела выплата страховой пенсии по возрасту ХНИ производилась на территории Республики Таджикистан по 31 октября 2022 года, в этот же день он обратился в ОСФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд находит возможным применить к спорным правоотношениям положения указанного выше международного договора.

Согласно п.п. 1, 2, 4, 6, 8 ст. 9 Договора между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:

в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.

В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.

Истец не претендует и не имеет права на назначение страховой пенсии по старости досрочно, что установлено судом в ходе рассмотрения дела.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ условиями для назначения страховой пенсии по старости для мужчин являются достижение возраста 65 лет, наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Отсутствие какого-либо из указанных выше значений, а также страхового стажа на территории Российской Федерации продолжительностью 12 месяцев, влечет невозможность назначения страховой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 31 октября 2022 года значение указанных показателей в том числе с учетом положений ст. 9 Договора между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения истцом не достигнуто, поскольку отсутствует страховой стаж на территории Российской Федерации продолжительностью 12 месяцев.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком правомерно принято решение о прекращении выплаты пенсии истцу, в связи с чем исковые требования ХНИ подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении иска, суд учитывает возраст истца, а также небольшую продолжительность периода между принятием решения о назначении пенсии (17 января 2023 года) и принятием решения о прекращении выплаты пенсии (10 марта 2023 года).

Кроме того, суд учитывает и положения п.п. 1, 3 ст. 5 Договора между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, согласно которым, по заявлению застрахованного лица назначенные пенсии могут выплачиваться ему на территории Договаривающейся Стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны. При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

Поскольку истцу на территории Республики Таджикистан была назначена страховая пенсия по возрасту, то ХНИ не лишен права на ее получение за счет уполномоченных органов Республики Таджикистан, в том числе на территории Российской Федерации.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ оснований для возмещения истцу расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ <░░░░░>) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 1833005196) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2368/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хаитов Ниматжон Ибрагимович
Ответчики
Отделение фона пенсионного и социального страхования РФ по УР
Другие
Камалова Зульфия Гафиятовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.04.2024Предварительное судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
02.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее