Дело № 2а-1178/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.
при секретаре судебного заседания Аюшевой Н.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карпенко Владимира Викторовича к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в оформлении представления о назначении пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Карпенко В.В. обратился в суд с указанным иском к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, мотивируя тем, что он с 01 сентября 2005 года по 21 декабря 2007 года являлся депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе, то есть замещал государственную должность Республики Калмыкия.
Решением Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 22 февраля 2008 года № 157 административному истцу назначена пенсия за выслугу лет с 22 декабря 2007 года в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, указанный Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Соответственно, Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», во исполнение указанных судебных постановлений, Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З признан утратившим силу. В этой связи с 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет (за замещение государственной должности Республики Калмыкия) Карпенко В.В. прекращена. 01 июля 2019 года вступил в силу Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее по тексту – Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З). 29 января 2020 года Карпенко В.В. обратился в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия № 51-VI-З, приложив к заявлению все предусмотренные п. 1 Порядка обращения за пенсией за выслугу лет, её назначения и выплаты, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2019 года № 187, необходимые документы. 11 февраля 2020 года письмом за исх. № 0160 Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия сообщил, что действие Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З на административного истца не распространяется, так как согласно представленным документам стаж работы Карпенко В.В. депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе составляет менее требуемых трех лет. Карпенко В.В. полагает, что Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, не имея законных оснований и полномочий на принятие решения о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении, незаконно отказал ему в оформлении представления о назначении пенсии за выслугу лет, в передаче представления, справки о размере ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания), заявления о назначении пенсии за выслугу лет с приложенными к нему необходимыми документами в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия для принятия решения о назначении ему пенсии за выслугу лет.
Административный истец просит признать незаконным действие Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, выразившееся в письменном отказе в оформлении представления, справки о размере ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания), направления заявления о назначении пенсии за выслугу лет с приложенными к нему необходимыми документами в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, не соответствующим нормативным правовым актам Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы Карпенко В.В.; возложить на Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Карпенко В.В.; взыскать с Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в пользу Карпенко В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Административный истец Карпенко В.В. и его представитель Корнусова Д.С., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель административного истца Бембеева А.В. согласно телефонограмме просила отложить судебное заседание на более позднюю дату, указав на состояние здоровья.
Представитель административного ответчика Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Доржиев Э.Н. в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, указав, что с требования административного истца не согласен по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела, просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении от указанного лица в суд не поступало.
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Данное административное дело находится в производстве Элистинского городского суда Республики Калмыкия с 10 апреля 2020 года.
С учетом положения ст. 150 КАС РФ, с целью соблюдения сроков рассмотрения данного административного дела суд, оставив ходатайство представителя административного истца об отложении судебного заседания без удовлетворения, счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Огласив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, представленные доказательства, обозрев учётное дело Карпенко В.В., суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Социальная зашита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.)
В этой связи субъекты Российской Федерации не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств гражданам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Законом Республики Калмыкия от 07 февраля 2005 года № 181-III-3 «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия», определяющим правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Республики Калмыкия, к числу основных государственных гарантий гражданских служащих отнесено государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подпункт 11 пункта 1 статьи 18 данного закона).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-3) пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, согласно Перечню государственных должностей Республики Калмыкия, утверждаемому Главой Республики Калмыкия (далее - Перечень) при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.
Судом установлено, что 29 января 2020 года Карпенко В.В. подано в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия заявление о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З, в связи с тем, что он в период с 01 сентября 2005 года по 21 декабря 2007 года являлся депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе, то есть замещал государственную должность Республики Калмыкия.
11 февраля 2020 года председателем Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Козачко А.В. письмом (исходящий номер 0160) было разъяснено Карпенко В.В. о том, что согласно представленным документам стаж работы административного истца депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе составляет менее трех лет, поскольку в соответствии со ст.2 данного Закона, лица, замещавшие государственные должности Республики Калмыкия, имеют право на пенсию за выслугу лет лишь при замещении суммарно указанных государственных должностей Республики Калмыкия от трех лет. В связи с чем, действие Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З на него не распространяется.
Частями 1 и 3 раздела II Порядка обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2019 г. №187, предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность, подает в государственный орган Республики Калмыкия, в котором данное лицо замещало государственную должность Республики Калмыкия, письменное заявление о назначении пенсии с приложением справки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной (досрочно оформленной) страховой пенсии по старости (инвалидности) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, и размера назначенной пенсии на дату подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет и заверенную копию трудовой книжки. Соответственно государственный орган, не позднее 14 календарных дней со дня регистрации заявления лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы, о назначении пенсии за выслугу лет и документов, указанных в пункте 1 настоящего раздела, рассматривает их, оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет по форме согласно Приложению № 3 и направляет его в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Таким образом, из содержания приведенных выше норм следует, что на государственный орган Республики Калмыкия, в котором данное лицо замещало государственную должность Республики Калмыкия, возложена обязанность не позднее 14 календарных дней со дня регистрации заявления лица о назначении пенсии за выслугу лет с приложенными к нему необходимыми документами, оформить представление о назначении пенсии за выслугу лет и направить указанное заявление вместе с представлением и справкой о размере ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания) в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Вместе с тем, в силу приведенных норм презюмируются, что государственный орган Республики Калмыкия, в котором данное лицо замещало государственную должность, при поступлении заявления такого лица о назначении пенсии за выслугу лет уполномочен проверить обоснованность заявления о назначении пенсии за выслугу лет, полноту и правильность оформления представленных документов, и, соответственно, наличие оснований для оформления соответствующего представления о назначении пенсии за выслугу лет, и последующего направления такого представления с заявлением и иными документами, указанными в п.1 раздела II Порядка обращения за пенсией за выслугу лет лиц, ее назначении и выплаты, в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия для назначения пенсии за выслугу лет.
Также, согласно Закону Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» лица, замещавшие государственные должности Республики Калмыкия, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на пенсию за выслугу лет лишь при замещении суммарно указанных государственных должностей Республики Калмыкия от трех лет.
Как следует из записей в трудовой книжке Карпенко В.В., период замещения им государственной должности Республики Калмыкия - депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе с 01 сентября 2005 года по 21 декабря 2007 года составил 2 года 3 месяца 20 дней. Карпенко В.В. с 10 ноября 2002 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона «О страховых пенсиях».
Судом установлено и подтверждается материалами учетного дела стаж работы административного истца депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной постоянной основе составляет 2 года 3 месяца 20 дней, то есть менее требуемых законодательством трех лет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 года № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» на Карпенко В.В. не распространяется,
При таких обстоятельствах, не направление Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия документов для назначения административному истцу пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, не может быть расценено как незаконное бездействие, как и не свидетельствует о нарушении прав Карпенко В.В. на пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик - Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия вправе был отказать административному истцу в оформлении представления о назначении Карпенко В.В. пенсии за выслугу лет и направлении заявления Карпенко В.В. от 29 января 2020 года с приложенными к нему документами в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, поскольку действовал в рамках предоставленных полномочий и у административного ответчика отсутствовали правовые основания для выполнения требуемых административным истцом действий.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Карпенко В.В. административного требования к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным. Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, не подлежат удовлетворению производные от него требования о взыскании судебных расходов, понесенных административным истцом в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Карпенко Владимира Викторовича к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, выразившиеся в отказе (письмо от 11 февраля 2020 года исходящий номер 0160) оформления представления о назначении пенсии за выслугу лет, направлении заявления Карпенко Владимира Викторовича от 29 января 2020 года с приложенными к нему документами в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2020 года изготовлено в окончательной форме 18 сентября 2020 года.