Дело №2а-365/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 02 сентября 2020 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Кельм Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рассоленко И.В. и Рассоленко И.И. к администрации г. Красноярска и Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
Рассоленко И.В. и Рассоленко И.И. обратились в суд с административным иском (с учетом уточнений) в котором просят признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 00.00.0000 года У-недв «об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (южнее земельного участка с кадастровым номером У)» и распоряжение администрации г. Красноярска У-недв от 00.00.0000 года «о внесении изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 11.03.2019г. У-недв», возложить на администрацию г. Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность внести изменения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, которые позволят обеспечить доступ на земельный участок с кадастровым номером У, принадлежащий административным истцам, шириной не менее 3,5 метров.
Свои требования мотивировали тем, что им на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли у каждого в праве) принадлежит земельный участок с кадастровым номером У, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная застройка (ИЖС, код -2.1), общей площадью 717 кв.м. по адресу: Х, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права У и У от 08.07.2016г. 27.02.2019г. на официальном портале Красноярского края в сети интернет по адресу: Z был опубликован перечень, имеющихся в наличии земельных участков которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований Х, в границах муниципального образования г. Красноярск, в соответствии с которыми предполагается предоставление в собственность иным лицам земельного участка адрес местоположения: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У; кадастровый номер земельного участка : отсутствует (участок не сформирован); разрешенное использование : для строительства индивидуального жилого дома; площадь 650 кв.м. 11.03.2019г. в результате опубликования указанного перечня распоряжением администрации г. Красноярска У-недв была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, адрес местоположения: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, площадью 650 кв.м., сформирован земельный участок и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером У. В связи с нарушениями противопожарных и градостроительных норм, административными истцами направлено обращение в прокуратуру Октябрьского района, в ходе проведения проверки приняты меры прокурорского реагирования, в адрес главы администрации внесен протест на распоряжение администрации г. Красноярска от 11.03.2019г. У-недв в связи выявленными нарушениями допущенными при образовании земельного участка, обращено внимание на невозможность рационального использования в случае его предоставления для ИЖС многодетной семье. Указанный протест был рассмотрен по существу, в результате чего административным ответчиком издано распоряжение администрации г. Красноярска У-недв от 00.00.0000 года «о внесении изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 11.03.2019г. У-недв» с изложением схемы расположения земельного участка в измененном варианте, с целью обеспечения доступа на земельный участок У с изменением местоположения границ образуемого земельного участка и с сохранением его площади. Однако, истцы полагают, что оспариваемыми распоряжениями их права на использование принадлежащего им земельного участка У нарушены, поскольку согласно данным заключения кадастрового инженера Валеева Р.И. свободный доступ на него после постановки на кадастровый учет земельного участка У отсутствует, не обеспечен проезд шириной не менее 3,5 метров, существуют ограничения (препятствия) при строительстве объекта ИЖС на данном участке.
В судебное заседание административные истцы Рассоленко И.В. и Рассоленко И.И. не явились, были уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали заявленные требований в уточненной редакции, предоставив каталог координат характерных точек границ земельного участка У которые просят внести в качестве изменения местоположения границ образованного земельного участка с целью обеспечения доступа и проезда на принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером У
Представители административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, ранее представили письменный отзыв (возражения), в которых полагали, что распоряжение администрации г. Красноярска 00.00.0000 года У-недв «об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (южнее земельного участка с кадастровым номером У)» с учетом внесенных в него изменений Распоряжением администрации г. Красноярска У-недв от 00.00.0000 года «о внесении изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 11.03.2019г. У-недв» не нарушает прав и законных интересов административных истцов, поскольку позволяет обеспечить возможность доступа на принадлежащий истцам земельный участок земельный участок с кадастровым номером У, заключений кадастрового инженера, актов обследования в порядке ст. 62 КАС РФ не представили, ходатайств о проведении и судебной экспертизы не заявляли.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по красноярского краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Х, КГКУ Красноярский детский Х для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имени Пономарева И.А., Цалко Р.Ф., Гранина Г.В. в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом путем судебных извещений направленных по почте, представителей в суд не направили, ходатайств и письменных отзывов не представили.
Поскольку участие сторон и заинтересованных лиц не признано судом обязательным, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на
кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом в силу ч.2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Судом установлено, что Рассоленко И.В. и Рассоленко И.И. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером У, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная застройка (ИЖС, код -2.1), общей площадью 717 кв.м. по адресу: Х, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права Х и Х от 08.07.2016г.
11.03.2019г. в результате опубликования указанного перечня распоряжением администрации г. Красноярска У-недв была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, адрес местоположения: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У площадью 650 кв.м. Образованный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером У890 (л.д.168-175).
В соответствии с обращением административных истцов в прокуратуру Октябрьского района г. Красноярска, была проведена проверка по вопросу нарушения земельного законодательства и вынесения распоряжения администрацией г. Красноярска от 11.03.2020г. У-недв, по результатам которой в адрес главы города руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска внесен протест об отмене указанного распоряжения. В ходе проведенной проверки по формированию земельного участка установлено, что доступ на земельный участок с кадастровым номером У осуществляется через существующий проем в кирпичном заборе, расположенном на расстоянии 24 метров южнее земельного участка, ширина проема 3 метра. Доступ на земельный участок вдоль восточной границы участка с кадастровым номером У (металлическая конструкция) невозможен, поскольку указанный участок обнесен сплошным забором, въезд закрывается на ключ собственником. Согласно выноса границ земельного участка с кадастровым номером У и образуемого земельного участке (согласно распоряжения от 11.03.2020г.). визуального осмотра и анализа градостроительного плана установлено, что в границы образуемого участка входит кирпичный забор, в том числе проем шириной 3 метра, который является единственным путем доступа к земельному участку У, с западной стороны образуемого земельного участка имеется трансформаторная подстанция Z расстояние от которой до границы образуемого участка составляет 1,08 м, от ТП до границы каменного забора земельного участка с кадастровым номером У составляет 1,12м, таким образом при постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка доступ на земельный участок с кадастровым номером У будет ограничен, так как кирпичный забор и расположенный в нем проем будет входить в границы образуемого участка. Кроме того, учитывая расположение ТП-3017, границ образуемого участка и границ земельного участка с кадастровым номером У возможный доступ через земли общего пользования (при демонтаже кирпичного забора) будет составлять ширину 1,12 м., кроме того следует учитывать, что образуемый участок имеет неблагоприятные особенности рельефа – большая часть участка находится в овраге, на территории размещены две опоры линии электропередач, 273 кв.м. составляет охранная зона электросетей, где строительство объектов капитального строительства запрещено (л.д.48-51).
В процессе рассмотрения протеста прокурора Октябрьского района г. Красноярска Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска дан ответ. Согласно которому департаментом внесены изменения в Распоряжение администрации г. Красноярска от 11.03.2019г. 31216-недв в части местоположения границ образуемого участка с целью обеспечения доступа на земельный участок с кадастровым номером У и с сохранением площади образованного участка (650 кв.м.) согласно схеме:.
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Разрешая по существу заявленные административные исковые требования Рассоленко И.В. и Рассоленко И.И. суд полагает их обоснованными, и подлежащими частичному удовлетворению, поскольку органом местного самоуправления при издании оспариваемых распоряжений не были учтены наличие территории общего пользования, местоположение границ соседних земельных участков, местоположения зданий, сооружений, ЛЭП и охранных зон для их использования, расположенных на них по следующим основаниям.
Как следует из заключения кадастрового инженера Валеева Р.И. от 27.07.2020г., в связи с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым
номером У свободного доступа на земельный участок с кадастровым
номером У через земли общего пользования не имеется, так как существующий проем в кирпичной стене, который был единственным путем доступа,
стал входить в границы земельного участка с кадастровым номером
У, иных путей доступа через земли общего пользования на земельный участок с кадастровым номером У не выявлено. Доступ на земельный участок с кадастровым номером Уюго-западной стороны, в случае использования существующего проема в кирпичной
стене, невозможен из-за многолетних насаждений (деревьев). При использовании существующего проема в кирпичной стене доступ на земельный участок с кадастровым
номером У возможен только с его южной стороны, при этом расстояние от многолетних насаждений (деревьев) до границы с земельным участком с кадастровым номером У составляет 1,12 метра. Земельный участок с кадастровым номером У должен быть обеспечен в соответствии с градостроительными нормами проездом (шириной не менее 3,5 метров), однако после постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым У, свободный доступ на земельный участок с кадастровым номером У отсутствует, в том числе отсутствует возможность организации свободного проезда шириной не менее 3,5 метров, следовательно, существу
ют ограничения (препятствия) при использовании данного земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе ограничения (препятствия) при строительстве Объекта индивидуального жилищного строительства на
данном участке. Земельный участок с кадастровым номером У имеет охранную зону инженерных сетей площадью 273 кв.м., в том числе 257 кв.м охранная зона
инженерных сетей сведения о которой содержатся в ЕГРН и 16 кв.м охранная зона
инженерных выявленная в результате выноса в натуру границ участка. С учетом границ охранной зоны инженерных сетей ширина земельного участка с кадастровым номером У составляет от 13,1 метров до 16,7 метров. Кроме того,
установлено наличие линий электропередач, в том числе две опоры ЛЭП, одна из которых находится прямо посреди участка. Также установлено, что в границы данного
участка входит существующий кирпичный забор с имеющимся в нем проемом.
Указанное заключение административными ответчиками не оспорено, и иными доказательствами не опровергнуто.
В соответствии с требованиями ст.1 Земельного кодекса российской Федерации, - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, следовательно, возможность образования земельного участка с последующим его предоставлением многодетному гражданину не должна нарушать права и законные интересы других граждан (истцом в данном случае), в собственность которых предоставлены земельный участок, доступ на который фактически будет ограничен.
Проанализировав Распоряжение от 11.03.2019г. с учетом внесенного в него изменений распоряжением от 28.05.2019г., протест прокурора, в том числе исследовав план границ в совокупности с иными обстоятельствами дела и доказательствами, суд полагает, что наличие фактического проезда обеспечивающего доступ к земельному участку административных истцов, ширина которого составляет не менее 3,5 метров. с учетом наличия древесной растительности, трансформаторной подстанции и кирпичного забора не имеется, следовательно транспортный проезд, в мом числе возможность обеспечения противопожарного беспрепятственного проезда на земельный участок с кадастровым номером У принадлежащий истцам, при формировании и образовании участка с кадастровым номером У, не была учтена и обеспечена муниципальным органом, кроме того, при внесении изменений в оспариваемое распоряжение от 11.03.2019г. распоряжением от 28.05.2019г. не соблюдены по мнению суда требования ст. 11.9 ЗК РФ при которых образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Распоряжения администрации г. Красноярска от 00.00.0000 года У-недв «об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (южнее земельного участка с кадастровым номером У) » и распоряжение администрации г. Красноярска У-недв от 00.00.0000 года «о внесении изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 11.03.2019г. У-недв» являются не законными.
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований в качестве восстановительной меры по возложению на администрацию г. Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности внести изменения в Распоряжения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, которые позволят обеспечить доступ на земельный участок с кадастровым номером У, принадлежащий административным истцам, шириной не менее 3,5 метров, поскольку указанные действия при признании распоряжений незаконными в данном случае восстановительной мерой не являются и действующим законодательством не предусмотрены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 00.00.0000 ░░░░ ░-░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░-░░░░ ░░ 00.00.0000 ░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 11.03.2019░. ░-░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.09.2020░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░