Дело (УИД) 57RS0022-01-2022-000303-90
Производство № 2-874/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
с участием истца Ивановой Е.А.,
представителя истца Огуреевой Ю.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – Аверичева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Камзоловой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда (адрес обезличен) гражданское дело по исковому заявлению Ивановой ФИО16 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова ФИО17 (далее – Иванова Е.А., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что она (дата обезличена) обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано в связи, что период ее проживания с (дата обезличена) по ноябрь (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Отказ ответчика в назначении пенсии считает незаконным, поскольку в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) обучалась в «Орловском техникуме железнодорожного транспорта» и на выходные постоянно приезжала к родителям и проживала в (адрес обезличен)
С учетом уточнения исковых требований просила установить факт проживания в (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), признать за ней право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 год, обязать ответчика назначить ей пенсию с (дата обезличена).
В судебном заседании истец Иванова Е.А. и ее представитель Огуреева Ю.А. уточненные исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ГУ - ОПФР по Орловской области по доверенности Аверичев С.Н. исковые требования не признал, по обстоятельствам, указанным в отказе.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р действовавшем до 01.02.1998 г., указан населенный пункт – (адрес обезличен), как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Истец ФИО1 (до брака ФИО15) родилась (дата обезличена) в (адрес обезличен)
Родителями истца являются ФИО2 и ФИО3.
(дата обезличена) истец обратилась в ГУ - ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением (номер обезличен) от (дата обезличена) ГУ - ОПФ РФ по Орловской области ФИО1 отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием права.
В письме от (дата обезличена) указано, что период проживания на загрязненной территории не подтвержден регистрацией по месту жительства, в связи с чем права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона РФ от (дата обезличена) истец не имеет.
Не согласившись с отказом пенсионного органа, истец обратилась в суд с иском.
Судом установлено, что отец истца ФИО2 имеет удостоверение проживающего в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена).
Согласно справки Новопетровского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области от (дата обезличена) ФИО1, (дата обезличена) г.р. постоянно с (дата обезличена) по сентябрь 1987 фактически проживала в д.(адрес обезличен) Орловской области. Данный населенный пункт с (дата обезличена) по настоящее время находится в зоне с льготным социально-экономическим статусом в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из похозяйственной книги д.Озерки Новопетровского с/с за (дата обезличена)., главой семьи является ФИО4, (дата обезличена) г.р., членами семьи являются: сын ФИО2, (дата обезличена) г.р., невестка ФИО3, (дата обезличена) г.р., внучка ФИО5, (дата обезличена) г.р.
Согласно архивной справки (номер обезличен) от (дата обезличена) ФГБОУВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС) ФИО1 (ФИО15) ФИО6, (дата обезличена) г.р. действительно поступила в Орловский техникум железнодорожного транспорта Московской железной дороги на очное отделение по специальности «Эксплуатация железных дорог» Приказ о зачислении (номер обезличен) от (дата обезличена). ФИО5 был выдан диплом ИТ-509125 с выпиской об окончании (номер обезличен) от (дата обезличена). период обучения по программе среднего профессионального образования с (дата обезличена) по (дата обезличена). Личное дело ФИО1 (ФИО15) Е.А. не содержит документов, подтверждающих регистрацию и факт проживания в общежитии техникума за период обучения.
С (дата обезличена). ФИО1 являлась членом ВЛКСМ, что подтверждается комсомольским билетом (номер обезличен), выданным Свердловским райкомом.
Свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 подтвердили факт проживания ФИО1 в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен). Пояснили, что несмотря на то, что в период обучения истца в Орловском техникуме железнодорожного транспорта и проживания в общежитии техникума, Иванова Е.А. постоянно на все выходные дни и праздники приезжала к родителям в (адрес обезличен) и проживала у них в дни приезда.
Оценив представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, об установлении факта проживания истца с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе показаниями свидетелей, не доверять которым у суда нет оснований, и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 1 (один) год.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истец с заявлением о назначении пенсии обратилась (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения, то есть с (дата обезличена)
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░19 ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ (░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░20 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 1 (░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░21 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░22 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░