Изготовлено 10.10.2022 года
Дело № 2-1496/2022
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 октября 2022 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Панюшкиной А.В.,
с участием прокурора Муравьевой А.М.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, Акционерному обществу «Яргорэлектротранс» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, Акционерному обществу «Яргорэлектротранс» о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в части исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений.
В рамках проверки установлено, что МДОУ «Детский сад № 204» осуществляет деятельность в двух зданиях, в том числе, в здании, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, дом 28 (первый этаж жилого дома). Согласно паспорту дорожной безопасности образовательной организации, маршрут движения воспитанников проходит, в том числе, через ул. Чехова г. Ярославля.
МОУ «Средняя школа № 74» осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Тургенева, д. 14. Согласно паспорту дорожной безопасности образовательной организации маршрут движения школьников проходит, в том числе, через ул. Чехова г. Ярославля.
Актом проверки улично-дорожной сети ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля 24.05.2022 установлены многочисленные нарушения требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, при содержании автомобильной дороги.
Прокурор просил обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, а именно:
- продублировать над проезжей частью ул. Чехова г. Ярославля в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Угличской г. Ярославля знаки 5.19.1 «Пешеходный переход»,
- восстановить светотехнические характеристики дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» ул. Чехова г. Ярославля в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Кудрявцева г. Ярославля,
- нанести горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТ на проезжую часть ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля.
Также прокурор просил обязать Акционерное общество «Яргорэлектротранс» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, а именно:
устранить отклонение головки рельса по вертикали (завышение) относительно поверхности проезжей части на величину более 1 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Чкалова г. Ярославля,
устранить многочисленные повреждения покрытия в виде выбоин, продольных, поперечных не обработанных трещин, глубиной более 7 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Чкалова г. Ярославля,
устранить отклонение головки рельса по вертикали (завышение) относительно поверхности проезжей части на величину более 1 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и пр-та Октября г. Ярославля,
- устранить многочисленные повреждения покрытия в виде выбоин, продольных, поперечных не обработанных трещин, глубиной более 6 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и пр-та Октября г. Ярославля.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района города Ярославля Муравьева А.М. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, неявка представителя ответчика, являющегося юридическим лицом, признана судом неуважительной.
Представитель ответчика АО «Яргорэлектротранс» по доверенности Иванова Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в настоящее время состоялся конкурс, подрядная организация на проведение ремонтных работ выбрана, недостатки будут устранены в ближайшее время, просила отложить рассмотрения дела.
Суд с учетом мнения представителя истца в удовлетворении ходатайства отказал, поскольку недостатки выявлены в мае 2022 года, у ответчика имелось достаточно времени для устранения недостатков в досудебном порядке.
Представители третьих лиц Мэрии г. Ярославля, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, Центра дорожного и технического надзора пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по городу Ярославлю в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка", органы исполнительной власти реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны их здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования обязана обеспечить безопасность дорожного движения в пределах муниципального образования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных, дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе, в целях поддержания безопасных условий такого движения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст устанавливаются требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пункт 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Пункт 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что дорожная разметка не должна иметь дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Пунктами 6.2.1 - 6.2.4 ГОСТ Р50597-2017 предусмотрено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденный Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В соответствии с пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24 (номера знаков по ГОСТ Р 52290-2004), установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе.
На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение
осуществляется по одной или двум полосам;
- над проезжей частью в случаях, когда встречное движение
осуществляется по трем или более полосам.
При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.
На дорогах с тремя и более полосами для движения во встречном направлении допускается дублирование временных дорожных знаков на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2, при ее отсутствии временные знаки дублируются слева от проезжей части.
В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, в данном случае требования ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан.
Согласно статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения "О Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля", утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 06 июля 2007 г. №492, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.
Согласно уставу Акционерного общества «Яргорэлектротранс» к компетенции общества относится, в том числе, строительство новых объектов, в том числе новых трамвайных путей, троллейбусной контактной сети, их содержание, капитальный и текущий ремонт.
В настоящее время ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля вблизи МОУ «Средняя школа № 74» г. Ярославля, МДОУ «Детский сад № 204» находится в опасном для дорожного движения состоянии, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью воспитанников школы, а также иных категорий граждан.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что выявленные нарушения могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровья пешеходов, в том числе несовершеннолетних, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом мнения прокурора, данным в судебном заседании, в соответствии со статьей 204 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения – 9 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля (ИНН 7604008189, ОГРН 1027600688917) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН 7601001097, ОГРН 1027600677994) в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, а именно:
- продублировать над проезжей частью ул. Чехова г. Ярославля в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Угличской г. Ярославля знаки 5.19.1 «Пешеходный переход»,
- восстановить светотехнические характеристики дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» ул. Чехова г. Ярославля в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Кудрявцева г. Ярославля,
- нанести горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТ на проезжую часть ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля.
Обязать Акционерное общество «Яргорэлектротранс» (ИНН 7602082331, ОГРН 1117602000064) в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Чехова г. Ярославля на участке от ул. Угличской г. Ярославля до пр-та Октября г. Ярославля в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, а именно:
устранить отклонение головки рельса по вертикали (завышение) относительно поверхности проезжей части на величину более 1 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Чкалова г. Ярославля,
устранить многочисленные повреждения покрытия в виде выбоин, продольных, поперечных не обработанных трещин, глубиной более 7 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и ул. Чкалова г. Ярославля,
устранить отклонение головки рельса по вертикали (завышение) относительно поверхности проезжей части на величину более 1 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и пр-та Октября г. Ярославля,
- устранить многочисленные повреждения покрытия в виде выбоин, продольных, поперечных не обработанных трещин, глубиной более 6 см в границах трамвайного переезда в районе пересечения ул. Чехова г. Ярославля и пр-та Октября г. Ярославля.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья А.В. Панюшкина