Судья Аман А.Я. Дело № 33-994/2021(2-1872/2020)
22RS0069-01-2020-003062-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Шипунова И.В.,
при секретаре Подлужной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Сырмолотовой Т.В. на решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 октября 2020 года по делу по иску Сырмолотовой Т.В. к акционерному обществу «ЭКО-Комплекс» о возложении обязанности заключить договор на индивидуальных условиях.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сырмолотова Т.В. обратилась с иском в суд к АО «ЭКО-Комплекс» о возложении обязанности заключить с ней договор о вывозе мусора на следующих индивидуальных условиях.
Заменить в договоре пункт 2.1. следующим содержанием: «2.1. При оказании услуг по вывозу мусора, Региональный оператор подписывает у Потребителя акт, о фактическом объеме вывезенного мусора. Акт составляется в двух экземплярах для каждой стороны. Оплата Услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на услугу регионального оператора и утвержденных норм накопления твердых коммунальных отходов утверждённых управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов действующих на момент оказания услуги». Заменить в договоре п. 2.2. следующим содержанием «2.2. Потребитель в жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, согласно актам оказанных услуг, подписанным сторонами договора, с указанием объема вывезенного мусора, в течение 10 дней с момента получения счета от Регионального оператора». Заменить в договоре п. 2.3. следующим содержанием «2.3. Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется Региональным оператором в соответствии с актами оказания услуг за фактически вывезенный мусор, составленными в одном расчетном периоде. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц». Заменить в договоре п. 3.3.1. следующим содержанием «3.3.1. осуществлять складирование ТКО в месте определенном Приложением №1 к Договору на оказание услуг по обращению с ТКО». Исключить пункты 3.3.4, 3.3.8. и 3.3.9. из договора. Добавить в договор пункт 3.4.3. следующего содержания «3.4.3. осуществлять иные права, предоставленные Потребителю, по настоящему Договору и нормативными правовыми актами Российской Федерации». Заменить в договоре пункт 4.1. следующим содержанием «Стороны согласились производить учет твердых коммунальных отходов путем составления акта оказанных услуг с фиксацией объема вывозимого мусора». Заменить в договоре пункт 6.2. следующим содержанием «6.2. Потребитель несет ответственность за предоставление неверных сведений, применяемых при учете объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов, определенного в п. 4.1. настоящего Договора. В случае выявления факта предоставления Потребителем неверных сведений, применяемых при учете объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов, цена договора подлежит перерасчету за прошлый расчетный период». Заменить в договоре пункт 8.1. следующим содержанием «8.1. Настоящий договор считается заключенным с момента подписания его сторонами». Исключить из договора пункт 8.3.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого дома <адрес>.
В июне 2020 года истцу стало известно о том, что у нее имеется задолженность перед АО «ЭКО-Комплекс» в размере 1 183 руб. 66 коп. за вывоз мусора, поскольку с декабря 2018 года ответчиком ей начисляется плата за услугу по вывозу ТКО.
Истец обратилась в АО «ЭКО-Комплекс», чтобы ей произвели перерасчет, так как услугой она не пользовалась, а также просила заключить с ней индивидуальный договор, по условиям которого плата за вывоз мусора должна производиться исходя из фактического объема вывезенного мусора.
Однако в удовлетворении данного требования ей было отказано.
Вместе с тем, истец пенсионерка, живет одна в своем доме, где нет газа, только печное отопление. Все пищевые отходы идут в компостную яму на удобрение, все что горит - горит в печи или в бане.
Истец не отказывается оплачивать услуги регионального оператора, однако только за фактически вывезенный мусор, для этого нужно уточнить некоторые пункты договора.
Считает, что АО «ЭКО-Комплекс» нарушил ее права, отказав в заключении договора на индивидуальных условиях.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 октября 2020 года в удовлетворении иска Сырмолотовой Т.В. к акционерному обществу «ЭКО-Комплекс» о возложении обязанности заключить договор на индивидуальных условиях отказано.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения, принятии нового об удовлетворении заявленных ею требований, в том числе заявленных ею в уточненном иске, об отмене начисления за услуги по вывозу мусора с декабря 2018 по ноябрь 2019 в размере 1183,66 руб. Суд в нарушение ст.39 ГПК РФ отказал принятии уточненного иска. За указанный период услуга не оказывалась ей вообще, о чем имеются доказательства в деле. В остальном приводит те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
В письменных возражениях ответчик просит оставить жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец настаивала на удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
Согласно ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1, 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пп. 1, 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ч.6 ст.13.4. этого ФЗ, накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (ч.ч.1,2 ст.24.6. ФЗ).
Частью 1 ст.24.7. ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч.2 ст.24.7. ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч.4 ст.24.7. ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч.5 ст.24.7. ФЗ).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ч.2 ст.24.10. ФЗ).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.24.10. ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.24.10. ФЗ Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", которым утверждена и форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами(далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, истец Сырмолотова Т.В. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>.
Функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами исполняет АО «ЭКО-Комплекс», что подтверждается письмом ТОС «Сибирская долина» № 33 от 07 октября 2020 года и не оспаривалось сторонами.
предложение, о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещено региональным оператором в газете Алтайская правда от 09 октября 2018 года № 188 и на своем официальном сайте http://www.eco- HYPERLINK "http://komplex22.ro/" komplex22.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вместе с типовым договором.
В дополнение к предложению о заключении договора размещен типовой договор в газете Алтайская правда от 13 октября 2018 года № 192.
Региональный оператор АО «ЭКО-Комплекс» приступил к оказанию услуг в г. Барнауле с 15 декабря 2018 года.
В установленный срок, а именно в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Сырмолотовой Т.В. не были направлены региональному оператору документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
В связи с этим, суд пришел к верному выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с истцом на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
В силу действующего законодательства договор может быть дополнен, но не изменен и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон.
Договор на оказание услуг, подготовленный ответчиком, соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и требованиям гражданского законодательства, не нарушает права истца, тогда как условия договора, предложенные истцом, сформулированы в редакции, отличной от условий типового договора, и по своему существу прямо противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Доводы жалобы о том, что суд в нарушение ст.39 ГПК РФ отказал принятии уточненного иска, в котором она просила и об отмене начисления за услуги по вывозу мусора с декабря 2018 по ноябрь 2019 в размере 1183,66 руб. подлежат отклонению.
В силу ст.39 ГПК РФ, истец не может одновременно изменять и основание и предмет иска, в связи с чем, отказ суда в принятии указанного уточненного искового заявления соответствует закону и не нарушает прав истца, которая может предъявить эти новые требования в отдельном иске.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: