№ 2-744/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг.Ишим 31 июля 2019 года
Ишимский городской суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи Клишевой И.В.
с участием истца Пузыревой Светланы Андреевны, представителя истца адвоката Рачевой Елены Владимировны, представителя ответчика – администрации г.Ишима Тюменской области Бичевой Ксении Борисовны, представителя ответчика Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области Щекиной Людмилы Юрьевны, третьего лица Пузырева Виталия Николаевича
при секретаре: Карповой В.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пузыревой Светланы Андреевны к администрации г.Ишима Тюменской области о признании незаконным отказа в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и возложении обязанности по выдаче справки, к администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности предоставить в адрес администрации г.Ишима Тюменской области информацию о соответствии жилого помещения установленным требованиям благоустроенности
У С Т А Н О В И Л:
Пузырева С.А. обратилась в суд с иском с учетом изменения иска ( л.д.3-7,161-164) к администрации г. Ишима Тюменской области о признании незаконным отказа в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и возложении обязанности по выдаче справки, к администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности предоставить в адрес администрации г.Ишима Тюменской области информацию о соответствии жилого помещения установленным требованиям благоустроенности.
Требования мотивированы тем, что с 29 октября 2011года она состоит в браке с Пузырёвым Виталием Николаевичем, имеет двоих несовершеннолетних детей ПДВ, (…) года рождения, и ПВВ, (…) года рождения. На основании приказа Главного управления строительства Тюменской области от 10 декабря 2018года №(…) от 25 марта 2019года №(…) ее семья была включена в список молодых семей на получение социальной выплаты в 2019 году в соответствии с ведомственной целевой программой «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020году и имеющих доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты». 30 апреля 2019 года администрацией г.Ишима Тюменской области им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства сроком действия до 30 ноября 2019года на состав семьи из трех человек, включая ее, супруга Пузырёва В.Н. и несовершеннолетнего ребенка П.Д.В.
22 октября 2018года они приобрели по договору купли-продажи в общую совместную собственность благоустроенный жилой дом, общей площадью 131 кв.м. за 1891000руб. с земельным участком стоимостью 44000руб., расположенные по адресу: (…). Оплата за дом частично в сумме 1451250руб. производилась за счет целевых кредитных денежных средств, полученных по кредитному договору от 22.10.2018года, заключенному с ПАО «Сбербанк России» сроком на 20 лет.
После получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, для погашения долга по кредитному договору, она обратилась в администрацию г.Ишима с заявлением о выдаче справки о соответствии приобретенного жилого помещения требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. В выдаче справки согласно уведомлению от 29 мая 2019года было отказано, так как согласно информации из администрации Ишимского муниципального района от 21.05.2019 года дом не входит в границы населенных пунктов Ишимского района Тюменской области и расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Данный отказ она считает незаконным, поскольку он препятствует реализации права молодой семьи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №(…) от 17 декабря 2010 года «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение субсидии. Все требования, предъявляемые к жилому помещению, предусмотренные настоящим Порядком, соблюдены, и оснований для отказа в выдаче справки о соответствии жилого помещения требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с целью получения социальной выплаты, в силу закона, не имеется. Данным отказом созданы препятствия к реализации права на получение социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору на основании действующего свидетельства о праве на выплату.
В части требований к администрации Ишимского муниципального района, которой отказано в выдаче администрации г.Ишима справки о благоустроенности их жилого дома, считает также отказ незаконным, так как установить уровень благоустроенности возможно в соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № (…). Приобретенный ими жилой дом расположен на территории Тюменской области, отвечает требованиям ст.ст.15,16 Жилищного кодекса РФ, пригоден для постоянного проживания, отвечает требованиям благоустроенности, физический износ составляет 5%, общая площадь дома 131 кв.м., что соответствует учетной норме жилья, установленный органом местного самоуправления в расчете на каждого члена семьи.
Истец Пузырева С.А., представитель истца Рачева Е.В.,третье лицо на стороне истца Пузырев В.Н. требования, изложенные в иске, в судебном заседании поддержали.
Представитель ответчика - администрации г.Ишима Тюменской области, Бичева К.Б., действующая по письменной доверенности ( л.д. 50), с иском не согласна, из пояснений в суде и письменных возражений на исковое заявление ( л.д. 113)следует, согласно информации администрации Ишимского муниципального района от 21 мая 2019 года № (…), жилое помещение по адресу : (…) не входит в границу населенных пунктов, расположено на землях сельскохозяйственного назначения, в связи с чем невозможно предоставить информацию о соответствии или несоответствии требованиям благоустроенности, в связи с тем, что указанный жилой дом не находится в черте населенного пункта, дать оценку благоустроенности невозможно, также невозможно определить учетную ставку на каждого члена семьи, основания для выдачи справки отсутствуют.
Представитель ответчика-администрации Ишимского муниципального района Щекина Л.Ю., действующая по письменной доверенности( л.д. 183), с иском не согласна, считает что администрация не может предоставить справку о благоустроенности жилого дома, поскольку невозможно установить степень благоустроенности применительно к населенному пункту.
Представитель третьего лица – Главного управления строительства Тюменской области в суд при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явился, в суд представил возражения ( л.д. 54-59) на исковое заявление, в которых просит в иске отказать, поскольку земельный участок, на котором расположен дом не относится к землям населенных пунктов, он относится к землям сельхозназначения с разрешенным использованием – для садоводства, установить степень благоустроенности не представляется возможным, указанный жилой дом является садовым домом и может быть признан жилым домом только в порядке, установленном Правительством РФ.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, считает требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №(…) от 17 декабря 2010 года «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», реализация Программы и входящих в ее состав основных мероприятий, федеральных проектов (мероприятий федеральных проектов) и ведомственных целевых программ предусматривает участие в этом процессе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат определяются в соответствии с установленными Правилами.
Социальные выплаты могут быть использованы, в том числе: для гашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области №78-п от 23 марта 2011 года «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области по реализации Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства определено Главное управление строительства Тюменской области.
В соответствии с п.1.2 Порядка право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, форма свидетельства и срок его действия установлены Правилами.
В соответствии с п.1.6 Порядка, приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства), создаваемый объект
индивидуального жилищного строительства должны:
-находиться в Тюменской области (территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа не включаются);
-отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (износ приобретаемого по договорам купли-продажи жилого помещения не должен превышать 25 процентов на дату последнего обследования), быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение или строится жилой дом для постоянного проживания (в случае приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме посредством участия в долевом строительстве или многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после 1 марта 2008 года, такое жилое помещение признается соответствующим требованиям, предусмотренным настоящим абзацем);
-быть общей площадью в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения (строительства жилого дома) в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж" пункта 2 Правил.
Жилое помещение (строящийся жилой дом) должно отвечать требованиям благоустроенности, определенным пунктом 12 раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006года №(…).
В случае если приобретаемое жилое помещение (строящийся жилой дом) находится вне территории муниципального образования, орган местного самоуправления, которого выдал молодой семье свидетельство, информация о соответствии либо несоответствии жилого помещения установленным требованиям благоустроенности оформляется органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тюменской области, на территории которого находится приобретаемое жилое помещение (строящийся жилой дом). Информация о соответствии либо несоответствии жилого помещения установленным требованиям благоустроенности направляется органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тюменской области, на территории которого находится приобретаемое жилое помещение (строящийся жилой дом), по установленной форме, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса от органа местного самоуправления, выдавшего свидетельство.
Судом установлено, что молодая семья Пузыревых, состоящая из Пузыревой С.А., Пузырева В.Н., П.Д.В. (…)года получили свидетельство о праве на получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства ( л.д. 31), которое подтверждает, что семья является участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программ РФ» Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»
Свидетельством о заключении брака подтверждается, что Пузырев В.Н., Пузырева С.А. состоят в браке с 29 октября 2011 года. От брака имеется двое детей ПД, (…) года рождения, ПВ, (…) года рождения ( л.д.12-14).
Согласно договора купли-продажи от 22 октября 2018 года (л.д. 20-21) Пузырева С.А., Пузырев В.Н. купили жилой, (…) и земельный участок общей площадью (…) кв.м., категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: ведение садоводства, расположенный по адресу: (…), указанные объекты недвижимости приобретены за 1891000 рублей, из них 1451250 рублей - деньги, полученные по кредитному договору №(…) от 22 октября 2018 года.
Кредитным договором, заключенным с ПАО Сбербанк от 22 октября 2018 года № (…), подтверждается получение денежных средств в сумме 1451250 рублей, дом и земельный участок находятся по данному кредиту в залоге.
Все члены семьи Пузыревых зарегистрированы по месту жительства по адресу: (…) (л.д.8-11,15,16).
Согласно расписок Пузырев В.Н. 18 апреля 2019 года, 16 мая 2019 года ( л.д. 28,29) сдал необходимые документы в Департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации г.Ишима для реализации права молодой семьи на получение субсидии.
Согласно обращению заместителя Главы г.Ишима О.В.Афонасьева к Главе Ишимского муниципального района С.Н.Ломовцеву необходимо предоставить информацию о соответствии или несоответствии жилого помещения по адресу : (…) ( л.д. 65).
Во исполнение запроса Администрация Ишимского муниципального района направляет ответ от 29 мая 2019 года № (…), в котором сообщает, что предоставить справку о соответствии либо несоответствии приобретаемого жилого помещения установленным требованиям благоустроенности, не представляется возможным, поскольку жилое помещение по адресу: (…) не входит в границы населенных пунктов.
Из ответа администрации г.Ишима истцам от 29 мая 2019 года № (…) ( л.д. 32) следует, что в выдаче справки соответствия жилого помещения отказано на основании информации администрации Ишимского муниципального района о невозможности установить соответствие помещения благоустроенности определенного населенного пункта, поскольку жилой дом находится не в населенном пункте.
Согласно техническому паспорту домовладения № (…) установлено, что жилой дом состоит из двух этажей, общей площадью131 кв.м., имеет электрическое печное отопление, электричество, водопровод, канализацию.
Ранее земельный участок принадлежал Л.Н.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 16 декабря 1992 года ( л.д. 98), адрес участка указан (…), на основании указанного свидетельства было зарегистрировано право собственности на уч. (…) в Росреестре за Л. Н.И., категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: ведение садоводства ( л.д. 131), после смерти Лузина Н.И. на указанный земельный участок вступила в право наследования Егорова И.И.( л.д.121).Из договора купли-продажи от 22 октября 2018 года следует, что право собственности прежнего собственника на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 21 марта 2014 года, право на жилой дом возникло на основании договора купли продажи земельного участка от 21 марта 2014 года и декларации об объекте недвижимости от 04 июня 2014 года.
Указанное подтверждает, что земельный участок является объектом недвижимости с 1992 года, а жилой дом с 17 июня 2014 года с момента регистрации в Росреестре.
Согласно п.12 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом на момент обращения Пузыревых в администрацию г.Ишима о получении справки о соответствии жилого дома требованиям программ, они предоставили сведения о том, что дом, в котором они проживают является жилым домом и право на него, как жилой дом зарегистрировано в реестре, расположение жилого дома вне населенного пункта не запрещено действующим законодательством.
Пункт 1.6 Порядка при определении соответствия благоустроенности жилого помещения отсылает к п.12 раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006года №47, согласно которого установлены общие требования к благоустроенности жилого помещения, а именно, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Указанный пункт Положения допускает возможность установления уровня благоустроенности жилых помещений вне поселений- на территории ведения гражданами садоводства и огородничества.
Учитывая, что законодатель рассматривает два указанных нормативных акта во взаимосвязи, суд считает, что в данной ситуации возможно установление благоустройства жилого помещения, расположенного вне населенного пункта, в соответствии с п.1.6 Порядка и п.12 Положения.
В противном случае при признании законного права на жилой дом и земельный участок, находящийся вне населенного пункта, граждане, проживающие в таких домах, лишаются права на участие в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения..
Поскольку информацию о соответствии жилого помещения требованиям благоустроенности должна была направить в адрес администрации г.Ишима- администрация Ишимского муниципального района, но не направила, именно Администрация Ишимского муниципального района нарушила права истцов.
Действия администрации г.Ишима являются произвольными от действий администрации Ишимского муниципального района, самостоятельно определить благоустроенность администрация г.Ишима на территории Ишимского района не может, так как это будет противоречить п.1.6 Порядка, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания действий администрации г.Ишима незаконными, также как нельзя возложить на нее обязанность выдать справку о соответствии жилого помещения, поскольку не известен результат информации, которая должна поступить от администрации Ишимского муниципального района при рассмотрении запроса по существу.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению только в отношении администрации Ишимского муниципального района, на которую надлежит возложить обязанность предоставить информацию администрации г.Ишима о соответствии жилого помещения, расположенного по адресу : (…), установленным требованиям благоустроенности, в остальной части иска отказать.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ в разумных пределах с ответчика взыскать в пользу истца расходы на представителя в сумме 10000 рублей, при этом суд учитывает, что данное дело является сложным, подготовку представителя и участие в судебном заседании.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56,98, 100, 194-198 ГПК РФ, п.1.6 Постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п (ред. от 04.03.2019) "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства", п.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 24.12.2018) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пузыревой Светланы Андреевны удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области предоставить в адрес администрации г.Ишима Тюменской области информацию о соответствии жилого помещения, расположенного по адресу : (…), установленным требованиям благоустроенности.
Взыскать с администрации Ишимского муниципального района Тюменской области в пользу Пузыревой Светланы Андреевны расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца с момента написания решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 05 августа 2019 года.
Согласовано:
Судья Ишимского городского суда И.В. Клишева