Дело № 2а-5193/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд города Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.
при секретаре Зварич Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление П к УМВД России по Калининградской области, заместителю начальника полиции УМВД России по Калининградской области В, начальнику Управления уголовного розыска УМВД России по Калининградской области Н, Управлению уголовного розыска УМВД России по Калининградской области о признании незаконным ответа,
У С Т А Н О В И Л:
П обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в котором просит суд признать незаконным ответ заместителя начальника полиции УМВД России по Калининградской области В от < Дата > №, обязать административных ответчиков предоставить заявителю сведения о полученной информации.
В обоснование заявленных требований ссылается, что в отношении нее сотрудниками 6 отдела УУР УМВД России по Калининградской области проводились оперативно-розыскные мероприятия, при этом в отношении нее уголовное дело не возбуждено. Постановлением следователя второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области от < Дата > возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «б, з» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ в отношении П (муж административного истца). Ленинградским районным судом г. Калининграда разрешен вопрос об избрании меры пресечения в отношении П Следователем в обоснование заявленного ходатайства, в том числе, был положен рапорт старшего оперуполномоченного по ОВД 6 отдела УУР УМВД России по Калининградской области капитана полиции С, в котором указано на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых задокументирована деятельность организованной преступной группы, участником которой является П Последняя < Дата > обратилась в дежурную часть УМВД России по Калининградской области с заявлением на имя начальника УУР Н Д.И. о предоставлении для ознакомления сведений, полученных о ней в результате оперативно-розыскных мероприятий. Ответом заместителя начальника полиции от < Дата > в предоставлении сведений, полученных в результате проведения ОРМ, было отказано. Считает такой отказ не соответствующим требованиям ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», нарушающим права и законные интересы заявителя.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Р административные исковые требования поддержала, на удовлетворении требований настаивала.
Представитель УМВД России по Калининградской области – Л, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, представила письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в производстве первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной опасности) следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области находится уголовное дело №, возбужденное < Дата > во втором отделе по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) СУ СК России по Калининградской области по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «б, з» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми), в отношении П.
< Дата > П предъявлено обвинение, < Дата > избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, < Дата > на основании постановления Ленинградского районного суда г. Калининграда срок содержания обвиняемого под стражей продлен до 11 месяцев, то есть до < Дата >.
В ходе предварительного следствия по данному уголовному делу П < Дата > была допрошена в качестве свидетеля.
Полагая, что в отношении неё осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, П обратилась в дежурную часть УМВД России по Калининградской области с заявлением о предоставлении для ознакомления сведений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий.
В ответе на обращение П в предоставлении запрашиваемой информации заместителем начальника полиции УМВД России по Калининградской области В было отказано, со ссылкой на то, что уголовное дело расследуется, материалы, полученные в результате проведения ОРМ являются государственной тайной и их предоставление может затрагивать права, свободы и законные интересы других лиц.
По мнению административного истца, таким ответом нарушены её права, с чем нельзя согласиться.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от < Дата > № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В силу ст. 10 названного Федерального закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от < Дата > № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1). Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Пунктом 4 ст. 5 Закона РФ от < Дата > «О государственной тайне» предусмотрено, что государственную тайну, в частности, составляют сведения в области оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Аналогичные сведения отнесены к государственной тайне пунктами 85, 89 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от < Дата > №.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ст. 11 указанного Федерального закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из материалов административного дела следует, что П обращаясь в УМВД России по Калининградской области, просила предоставить для ознакомления полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий сведения, составляющие, согласно закону, государственную тайну.
На обращение П, в соответствии с заключением проверки по заявлению от < Дата >, направлен ответ за подписью заместителя начальника полиции ФИО4 по Калининградской области В о том, что уголовное дело № не прекращено, находится в процессе предварительного следствия, в ходе которого возможно установление иных подозреваемых лиц, а также в связи с тем, что материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, являются государственной тайной, а их предоставление может затрагивать права, свободы и законные интересы, других лиц, то в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и в соответствии с п. 9.2 приказа МВД ФИО4 № от < Дата >, принято решение об отказе в предоставлении сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на документирование фактов преступной деятельности организованной группы, причастной к совершению преступления, предусмотренного п. «б», «з» ч. 1 ст. 127.1 УК РФ.
Заявление П рассмотрено административным ответчиком с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных ст.ст. 10, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Уголовное дело в отношении П не возбуждалось. Поскольку заявитель не относится к числу лиц, перечисленных в ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые вправе требовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, предоставления сведений о полученной о них информации, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления П сведений о проведении оперативно-розыскной деятельности и полученной в итоге информации, в том числе в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
Ссылка на рапорт старшего оперуполномоченного о ОВД 6 отдела УУР УМВД России по Калининградской области С от < Дата > не свидетельствует о проведении непосредственно в отношении П оперативно-розыскных мероприятий.
По сообщению следователя по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Калининградской области, в ходе предварительного следствия по уголовному делу № оперативно-розыскные мероприятия в отношении П не проводились.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что обращение П рассмотрено в установленном законом порядке, уполномоченным лицом, в предоставлении запрашиваемой информации ей правомерно отказано, поскольку сведения об оперативно-розыскных мероприятиях составляют государственную тайну.
Таким образом, права, свободы и законные интересы П ответом на обращение не нарушены, препятствия к их осуществлению не созданы.
Исходя из того, что вышеуказанной совокупности обстоятельств по настоящему административному делу не установлено, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.10.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░