Решение по делу № 2а-3568/2020 от 07.09.2020

Дело №2а-3568/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2020 года г. Смоленск

Ленинский районный суд гор. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.,

при секретаре Крыловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Департамента Смоленской области по образованию и науке к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Наталии Сергеевне, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Ларисе Владимировне, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Смоленской области по образованию и науке обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С., МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанности по осуществлению финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией МО «Хиславичский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Старостенковой В.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления, ссылаясь на принятие исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете необходимых для этого денежных средств.

Департамент Смоленской области по образованию и науке со ссылкой на аналогичные обстоятельства обратился в суд с административными исками к тем же административным ответчикам об освобождении от уплаты исполнительских сборов, взысканных на основании постановлений названного судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительных документов о возложении на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанности по осуществлению финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией г.Смоленска, Администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области, Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области, Администрацией МО «Духовщинский район» Смоленской области, Администрацией МО «Шумячский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Николаевой М.Н., Шалдамбоевой А.А., Выходцева В.Н. Володенкова А.В., Мишуринского К.А., Луканиной А.П. (соответственно), как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Определением суда от 21.09.2020г. указанные административные дела объединены в одно производство.

Определением суда от 28.10.2020г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В.

Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новикова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие; в письменных возражениях на иск указала на отсутствие оснований для освобождения должника от исполнительского сбора.

Представитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель прокуратуры Хиславичского района Смоленской области Маркова Е.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Старостенкова В.В., Николаева М.Н., Шалдамбоева А.А., Выходцев В.Н. Володенков А.В., Мишуринский К.А., Луканина А.П., прокурор Шумячского района Смоленской области, Вяземский межрайонный прокурор, Ярцевский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Вяземский межрайонный прокурор просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований.

Представители Администрации МО «Шумячский район» Смоленской области, Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, Администрации г. Смоленска, Администрации МО «Хиславичский район» Смоленской области, Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч.ч.1-2, 6-7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в частности, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии со ст.1, ч.1 ст.2, ст.3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, а также п.3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 №820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

По делу установлено, что судебными актами Монастырщинского районного суда Смоленской области, Ленинского районного суда г.Смоленска, Вяземского районного суда Смоленской области, Ярцевского городского суда Смоленской области, Духовщинского районного суда Смоленской области, Шумячского районного суда Смоленской области на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией МО «Хиславичский район» Смоленской области, Администрацией г.Смоленска, Администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области, Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области, Администрацией МО «Духовщинский район» Смоленской области, Администрацией МО «Шумячский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Старостенковой В.В., Николаевой М.Н., Шалдамбоевой А.А., Выходцева В.Н. Володенкова А.В., Мишуринского К.А., Луканиной А.П., как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления соответственно.

В соответствии с упомянутыми решениями названными судами выданы исполнительные листы, на основании которых в отношении административного истца постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства № соответственно; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов с момента получения должником копий этих постановлений.

Поскольку предусмотренных Законом Смоленской области об областном бюджете денежных средств было недостаточно для выделения бюджетам муниципальных образований Смоленской области субвенций в целях исполнения всех постановленных судебных актов о приобретении жилых помещений для лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 17.03.2020г. Департаментом Смоленской области по образованию и науке в адрес начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области направлено письмо с просьбой о выделении в 2020г. дополнительных средств из областного бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в сумме 324177,1 руб. со ссылкой на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не исполнены решения судов, касающиеся предоставления жилых помещений 305 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. В ответ на данное письмо начальник Департамента бюджета и финансов Смоленской области сообщил о том, что вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований Департаменту Смоленской области по образованию и науке на указанные цели может быть рассмотрен при очередном внесении изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. ДД.ММ.ГГГГ. Департамент Смоленской области по образованию и науке обратился с письмом в адрес начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении в 2021г. дополнительных средств из областного бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в сумме 411 324,3 руб. со ссылкой на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не исполнены решения судов, касающиеся предоставления жилых помещений 383 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Аналогичные обращения в адрес начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области имели место в 2019 году (ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом Смоленской области по образованию и науке направлялось Заместителю Губернатора Смоленской области предложение по внесению изменений в показатели сводной бюджетной росписи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, содержащее просьбу о выделении в 2019 году дополнительных средств из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области по субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями в целях исполнения судебных решений об обеспечении жилыми помещениями указанной категории лиц в сумме 377 754,75 тыс. руб., которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. числилось 350 лиц.

Вместе с тем, решение о выделении Департаменту Смоленской области по образованию и науке в 2019-2020гг. дополнительных бюджетных ассигнований принято не было.

До настоящего времени постановленные судебные решения административным истцом не исполнены.

Ввиду нарушения должником установленного для добровольного исполнения требований исполнительных документов срока, постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ. с Департамента Смоленской области по образованию и науке взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству.

Анализ положений ч.ч.6-7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет прийти к выводу о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний упомянутых норм Закона, которые должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту Смоленской области по образованию и науке добровольно исполнить требования названных исполнительных документов, суд находит их уважительными.

Административный истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а увеличение суммы расходов областного бюджета возможно только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.

Своевременное исполнение Департаментом возложенной на него указанными выше судебными актами обязанности было невозможным ввиду недостаточности выделенных из областного бюджета в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа денежных средств, тогда как предоставленный судебным приставом-исполнителем административному истцу срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов являлся неоправданно коротким и не позволил Департаменту положительно разрешить вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

На момент вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должником требований исполнительного документа, не отпали.

При таких установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объеме выделяемых из бюджета Смоленской области денежных средств и не зависит исключительно от должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение решений судов, вина административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительных документов отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительских сборов.

При этом суд отмечает, что освобождение должника от исполнительских сборов, не означает освобождение его от исполнения вступивших в законную силу решений судов.

Руководствуясь ст.ст.175,179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные иски Департамента Смоленской области по образованию и науке удовлетворить.

Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от уплаты исполнительских сборов в сумме 50 000 руб. каждый, взысканных на основании постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Наталии Сергеевны от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках возбужденных ДД.ММ.ГГГГ исполнительных производств № (соответственно).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 30.11.2020г.

2а-3568/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Ответчики
УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новикова Наталия Сергеевна
МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области
Другие
Прокурор Шумячского района
Шалдамбоева Анна Андреевна
Луканина Анжела Павловна
Володенков Александр Владимирович
администрация г. Смоленска
Администрация МО "Шумячского района"
Старостенкова Валерия Валерьевна
Мишуринский Кирилл Александрович
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области
Администрация МО "Духовщинский район"
Николаева Марина Николаевна
Администрация МО "Хиславичский район" Смоленской области
Выходцев Виктор Николаевич
Администрация МО "Вяземский район" Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Шевцова Н.Г.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
07.09.2020Регистрация административного искового заявления
07.09.2020Передача материалов судье
09.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
25.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее