Решение от 20.04.2023 по делу № 2-99/2023 от 05.04.2023

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 20 апреля 2023 года

<адрес>

Мантуровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Коростелевой Н.А.,

с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО1,

при секретаре                                      ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» Комитета здравоохранения <адрес>,

у с т а н о в и л:

<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Мантуровский районный суд с иском к ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» Комитета здравоохранения <адрес> указав, что в ходе поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», в ходе которой были выявлены нарушения норм названного законодательства, в связи с чем прокурор просит обязать ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оснастить Репецкий фельдшерско-акушерский пункт ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», оборудованием), определенным Стандартом оснащения врачебной амбулатории - бактерицидным облучателем, экспресс-анализатором уровня холестерина в крови, спирометром, в также обязать ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в Репецком фельдшерско-акушерском пункте.

В судебном зам.прокурора ФИО1 заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» Комитета здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

Одними из основных принципов охраны здоровья, согласно положениям ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ, являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.

Статья 5 Федерального закона №323-ФЗ закрепляет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, среди прочего: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Согласно ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ, основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона №61-ФЗ, фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно положениям ст. 55 Федерального закона №61-ФЗ, розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензионные требования, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности, содержатся в п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – Правила), согласно п.п. «и» п. 7 которых руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов. Согласно п.п. «б» п. 8 Правил, руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.

Приказом Комитета здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении лекарственных средств», во исполнение ч.5 ст. 55 Федерального закона №61-ФЗ, утвержден перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах <адрес>, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, осуществляющих продажу лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации на территории <адрес>.

Мероприятия по развитию фельдшерско-акушерских пунктов предусмотрены реализуемыми в рамках национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) федеральной программой "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", государственной программой <адрес> "Развитие здравоохранения в <адрес>", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 699-па (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в ходе прокурорской проверки в январе 2023 года было установлено, что в условиях отсутствия на территории населенных пунктов по месту расположения ФАПов аптечных организаций и значительной удаленности населенных пунктов района, на территории которых имеются аптеки, в нарушение положений ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.п. «и» п. 7, п.п. «б» п. 8 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в ФАПах ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» фармацевтическая деятельность, связанная с розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, препаратами, не осуществляется, что существо нарушает права граждан.

Кроме того, приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, согласно п. 2 которого организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к настоящему Положению. Согласно п. 5 Положения, первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» осуществляет деятельность на основании бессрочной лицензии № ЛО-46-01-002253 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности. Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе Репецкий фельдшерско-акушерский пункт ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>.

Кроме того, у ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» имеется лицензия №ЛО-46-02-001449 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление фармацевтической деятельности, а именно на отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения; хранение лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно лицензии, осуществление фармацевтической деятельности предусмотрено в структурных подразделениях больницы – фельдшерско-акушерских пунктах, в том числе по адресу: <адрес>ёжная, <адрес>.

Репецкий фельдшерско-акушерский пункт ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, осуществляющих продажу лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации на территории <адрес>, утвержденный приказом Комитета здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 9 Положения, первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Согласно п. 10 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»), оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.

ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» осуществляет деятельность на основании бессрочной лицензии № ЛО-46-01-002253 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности. Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе Репецкий фельдшерско-акушерский пункт ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 2.3 Устава ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», для достижения целей деятельности бюджетное учреждение осуществляет, среди прочих, следующие виды деятельности: оказание населению первичной медико-санитарной помощи, участие в реализации государственных программ в сфере здравоохранения.

Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой достаточности оснащения фельдшерско-акушерских пунктов необходимым оборудованием установлено, что в нарушение п.10 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, действующие ФАПы ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» не оснащены в полном объеме оборудованием (оснащением), определенным Стандартом оснащения врачебной амбулатории (ФАП, фельдшерского здравпункта).

Так, установлено, что в Репецком ФАПе по адресу: <адрес>, отсутствуют: бактерицидный облучатель (очиститель воздуха), экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный (п. 36 Стандарта), спирометр (п. 46 Стандарта).

Отсутствие в фельдшерско-акушерском пункте необходимого медицинского оборудования делает невозможным оказание первичной медицинской помощи населению в гарантированных государством объемах.

В Репецком фельдшерско-акушерский пункте ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес> котором, согласно лицензии №ЛО-46-02-00138 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено осуществление фармацевтической деятельности по отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения; розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения; хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения не осуществляет. При этом, на территории населенных пунктов Репецкого сельсовета, территорию которого обслуживает Репецкий ФАП, организаций, осуществляющих розничную продажу лекарственных средств, изделий медицинского назначения, не имеется. Данные обстоятельства указывают на нарушение ч. 1 ст. 52 Федерального закона №61-ФЗ.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» прокуратурой района внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Согласно ответу на представление, данному ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, ФАПы частично оснащены медицинским оборудованием, для дооснащения ФАПов необходимым оборудованием на ФАПах, больницей направлено письмо в Министерство здравоохранения <адрес> с просьбой о выделении дополнительного финансирования. Осуществление фарм. деятельности планируется к выполнению в 2025 году.

Административным ответчиком доказательств, того, что изложенные в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ в части организации розничной реализации лекарственных препаратов для медицинского применения в ФАПах, а также надлежащего их оснащения медицинским оборудованием, не представлено.

Указанные нарушения в деятельности структурного подразделения ОБУЗ «Мантуровская ЦРБ», влекут нарушение закрепленных Конституцией РФ и определенных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прав граждан на доступность и качество медицинской помощи в гарантированных государством объемах.

С учётом изложенного, суд находит заявленные административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) (░. 20 ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░. 36 ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ (░. 46 ░░░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-99/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Мантуровского района Курской области
Ответчики
ОБУЗ "Мантуровская ЦРБ" Комитет здравоохранения Курской области
Суд
Мантуровский районный суд Курской области
Дело на сайте суда
manturovsky.krs.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено
20.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее