Решение по делу № 3а-425/2016 от 18.03.2016

Дело № 3а-425/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 мая 2016 года                 г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при секретаре Дроздовой Н.А.,

с участием

представителя административного истца ОАО «Донаэродорстрой» Компаниец А.Р.,

представителя административного ответчика Правительства Ростовской области Венецкой Е.И.,

представителя заинтересованного лица Администрации Красносулинского района Ростовской области Пальчиковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Открытого акционерного общества по строительству и реконструкции дорог и аэродромов (ОАО «Донэародорстрой») об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

ОАО «Донаэродорстрой» (далее также Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка площадью ... кв.метров, находящего по адресу: ... Кадастровая стоимость земельного участка, по мнению административного истца, превышает рыночную стоимость участка, что приводит к необоснованному увеличению земельного налога. Общество просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере ... рублей.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области, в качестве заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области, Администрация Красносулинского района Ростовской области.

В судебном заседании представитель ОАО «Донаэродорстрой» Компаниец А.Р. поддержала требования, уточнив, что просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в сумме, определенной по заключению судебной оценочной экспертизы – ... рублей.

Представитель Правительства Ростовской области Венецкая Е.И. не возражала против удовлетворения требований в уточненной редакции.

Представитель Администрации Красносулинского района Ростовской области Пальчикова Н.В. возражала против удовлетворения административного иска.

Представители остальных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, принимая во внимание наличие в деле доказательств их надлежащего извещения и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Ростовской области от 11 ноября 2014 года № 750 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Ростовской области, по состоянию на 1 января 2014 года.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.

Судом установлено, что ОАО «Донаэродорстрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование – для ведения производственной деятельности, площадью 86 000 кв.метров, расположенного по адресу: ... что подтверждено выпиской из ЕГРП и свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 13-14, 15).

Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 11 ноября 2014 года № 750 по состоянию на 1 января 2014 года, составляет ... рублей, о чем свидетельствует кадастровая справка (л.д. 12).

Общество, являясь плательщиком земельного налога, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

В обоснование первоначально заявленных требований административным истцом был представлен отчет об оценке от 9 декабря 2015 года № ..., составленный оценщиком ... Согласно выводам оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляла ... рублей (л.д. 22-83).

На этот отчет представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков ... от 16 декабря 2015 года (л.д. 84-104).

28 декабря 2015 года ОАО «Донаэродорстрой» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области. Решением Комиссии от 25 января 2016 года (л.д. 19-21) заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по отчету об оценке от 9 декабря 2015 года отклонено со ссылкой на несоответствие отчета требованиям ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

В целях проверки сведений о рыночной стоимости земельного участка судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы от 28 апреля 2016 года № ..., выполненной экспертом ...., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года с учетом его индивидуальных особенностей составляла ... рублей (л.д. 171-122).

После получения данного заключения представитель административного истца не настаивала на выводах о размере рыночной стоимости, изложенных в отчете об оценке.

Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на заключение судебной экспертизы не представлены.

Проанализировав представленные доказательства, суд считает возможным положить в основу своего решения выводы, содержащиеся в заключении судебной экспертизы.

Это заключение соответствует требованиям, предъявляемым ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость в заключении судебной оценочной экспертизы определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. В качестве объектов-аналогов эксперт отобрал объекты, характеристики которых приближены к характеристикам оцениваемого объекта. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Необходимость применения корректировок или отказ от их применения по тем или иным факторам объяснены экспертом. Допущения по признакам объектов, сведения о которых отсутствуют в текстах объявлений, сделаны экспертом корректно. Использованная информация соответствует критериям достаточности и проверяемости.

С учетом изложенного, суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, определенный в заключении судебной экспертизы, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этому размеру.

Ссылка представителя Администрации Красносулинского района Ростовской области Пальчиковой Н.В. на то, что удовлетворение административного иска повлечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, принимая во внимание, что право собственника требовать установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости предусмотрено законом и не ставится в зависимость от обстоятельств, на которые сослался представитель заинтересованного лица. Доказательства иной, более высокой рыночной стоимости земельного участка, чем та, что определена в заключении судебной экспертизы, суду не представлены.

Настоящее решение является основанием для внесения сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 25 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что поскольку Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи ими заявления об оспаривании кадастровой стоимости считается дата обращения в Комиссию.

Следовательно, датой обращения Общества с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости надлежит считать 28 декабря 2015 года.

Административные ответчики не оспаривали право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости, не оспаривали и размер рыночной стоимости, установленный в результате проведения судебной экспертизы и признанный судом экономически обоснованным. Первичные возражения Правительства Ростовской области относительно размера рыночной стоимости, указанной согласно отчету об оценке, являлись обоснованными. Удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке права Общества на установление кадастровой стоимости объекта в размере рыночной стоимости, определенной с учетом его индивидуальных особенностей. Неправомерность действий или решений административных ответчиков при утверждении результатов определения кадастровой стоимости, определенной путем массовой оценки объектов, судам в рамках настоящего дела не устанавливалась.

С учетом этого решение суда в данном деле не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов (глава 10 КАС РФ, п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

Следовательно, судебные расходы в полном объеме должны быть возложены на административного истца и основания для возмещения понесенных им расходов, в том числе, на проведение судебной экспертизы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... площадью 86 000 кв.метров, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для ведения производственной деятельности, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере ... рублей.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 28 декабря 2015 года.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 23 мая 2016 года

Судья                         О.А.Руднева

3а-425/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "Донаэродорстрой"
Ответчики
Правительство РО
Управление Росреестра по РО
Другие
Компаниец А.Р.
Администрация Красносулинского района
ФГБУ ФКП Росреестра
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
18.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
21.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
28.04.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
28.04.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2016[Адм.] Судебное заседание
23.05.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее