УИД № 21RS0019-01-2024-000109-17

№2-155/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2024 года г. Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Петровой Ю.Е., при секретаре судебного заседания Анисимовой Е.Н., с участием представителя истца помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики Можаева А.В., представителя ответчика МВД по Чувашской Республике Ильина А.В., ответчика Ильина А.В., его представителя Григорьев В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ядринского района Чувашской Республики к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, Ильин А.В. об изменении основания и формулировки увольнения,

установил:

<адрес> Чувашской Республики с учетом последующего уточнения обратился в суд в интересах Российской Федерации с исковыми требованиями к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее – МВД по Чувашской Республике, Министерство), Ильину А.В. об изменении основания и формулировки увольнения на увольнение по п.2 ч.1 ст. 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возложении на Ильина А.В. обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство трудовую книжку для внесения изменений в части основания увольнения.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики на основании поступивших из МВД по Чувашской Республике материалов в соответствии со ст.13.5 Федерального закона о 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» проведена проверка, в ходе которой установлен факт непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год Ильиным А.В., занимавшим должность заместителя начальника отдела МВД России – начальника СО ОМВД России по <адрес>, который был уволен со службы в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ года на основании приказа министра МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № л/с по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Установлено, что в отсутствие уважительных причин справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей за 2022 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в кадровое подразделение ОМВД России по Ядринскому району не представлены. Допущенное Ильиным А.В. коррупционное правонарушение явилось следствием игнорирования им требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, и расценивается как значительное. Кроме того, в ходе проверки полноты и достоверности сведений, отраженных в справках за 2020-2021 годы, установлено, что в справке о доходах несовершеннолетней дочери Ильина А.В. за 2020 год, не указан счет, открытый в 2019 году в ПАО Сбербанк. Основываясь на изложенных в иске обстоятельствах, со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.9 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», прокурор Ядринского района Чувашской Республики обратился в суд с требованием об изменении основания и формулировки увольнения Ильина А.В.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ядринского района Можаев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему, вновь привел их суду.

Ответчик Ильин А.В., его представитель Григорьев В.П. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что в марте 2023 года Ильиным А.В. был подан рапорт о предоставлении неиспользованных отпусков с последующем увольнением, но данный рапорт в части увольнения начальником ОМВД по <адрес> реализован не был, после выхода из отпуска Ильин А.В. продолжил службу до декабря 2023 года. Ему известно, что в рамках ежегодной декларационной компании сведения о доходах за 2022 год должны были быть представлены им не позднее ДД.ММ.ГГГГ, но поскольку в марте 2023 года Ильин А.В. собирался увольняться со службы, то необходимости представлять справки о доходах не было. Окончательно из отпуска Ильин А.В. вышел в конце июня 2023 года. О том, что нужно представить справки о доходах за 2022 год, он забыл, представил их в конце октября 2023 года, направив заказным письмом в ОМВД России по <адрес>. Умысла на сокрытие информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей не было. <данные изъяты>

Указывают, что со стороны ответчика МВД по Чувашской Республике усматриваются признаки злоупотребления правом. В частности, факт непредставления Ильиным А.В. в кадровое подразделение сведений о доходах и расходах стал известен работодателю – министру внутренних дел Чувашской Республики – ДД.ММ.ГГГГ после представления рапорта должностного лица Управления по работе с личным составом Министерства. Данный рапорт послужил основанием для проведения проверки соблюдения Ильиным А.В. антикоррупционного законодательства. Несмотря на то, что у работодателя имелась возможность проверки всех обстоятельств проступка и выбора оснований для увольнения, на основании рапорта Ильина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ последний был уволен не в связи с утратой доверия, а на основании п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.е. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Кроме того, при рассмотрении вопроса об инициировании процесса изменения основания увольнения Ильина А.В. имело место неприязненное отношение к нему со стороны должностных лиц Министерства, не были учтены характеристика служащего, его исполнительская дисциплина, соблюдение им нравственно-этических норм.

Представитель ответчика МВД по Чувашской Республике Ильин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного задания от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого врио начальника УРЛС МВД по Чувашской Республике ФИО2, осуществлена выездная проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства сотрудниками ОМВД России по <адрес>. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела МВД России - начальником СО ОМВД России по <адрес> подполковником юстиции Ильиным А.В. в установленный законом срок не представлены сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2022 год. ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по <адрес> от Ильина А.В. поступило заказное письмо, которое содержало сведения о доходах и расходах за 2022 год Ильина А.В., а также членов его семьи.

По результатам служебной проверки представленных сведений грубых нарушений не выявлено. Не был отражен один счет, открытый на имя несовершеннолетней дочери Ильина А.В. на сумму 500 руб. Однако данное нарушение не является грубым и не влечет увольнение из органов МВД по такому основанию как утрата доверием. Как указывает законодатель, при наложении дисциплинарного взыскания, в том числе в виде увольнения за утрату доверия, необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка. Из представленных сведений управлением по работе с личным составом грубых нарушений Ильиным А.В. в части несоблюдения коррупционного законодательства не установлено.

Мера, которую предлагает применить к Ильину А.В. прокуратура, не соответствует тяжести совершенного проступка, который выразился в несвоевременном предоставлении сведений о доходах. Ильин А.В. не утаивал недвижимое имущество и счета, на которых бы числились денежные средства. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел и порядок ее прекращения регулируется Федеральным законом №342-ФЗ, в силу части 3 статьи 3 которого в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Ильин А.В. был уволен со службы в органах внутренних дел на основании приказа министра МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №л/с по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В связи с отсутствием доклада о результатах проверки на момент увольнения Ильина А.В. привлечение его к ответственности за непредставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своей супруги и несовершеннолетних детей за 2022 год, не представилось возможным. Однако в любом случае допущенное Ильиным А.В. нарушение не является грубым нарушением служебной дисциплины, и могло повлечь наложение дисциплинарного взыскания в виде выговора или строгого выговора, но не увольнение.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОМВД России «Ядринский» ФИО1 в судебное не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному отзыву считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку поступая на службу в органы внутренних дел, Ильин А.В. принял на себя обязательства, связанные с ее прохождением, в том числе по соблюдению служебной дисциплины и требований к служебному поведению, установленных ст.13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о доходах за 2022 год Ильиным А.В. не представлены. С заявлением о невозможности предоставления данных сведений Ильин А.В. не обращался. Поскольку сотрудник органов внутренних дел обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги), несовершеннолетних детей, нарушение указанной обязанности является грубым нарушением служебной дисциплины, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).

Закрепляя особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел, федеральный законодатель определяет и правовые последствия несоблюдения предъявляемых к ним требований, включая прекращение служебных отношений.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №342-ФЗ) на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.ст.17, 18 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности.

Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника органов внутренних дел положениями п.9 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в ч.1 ст.50 Федерального закона №342-ФЗ. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

Согласно ст.50.1 названного Федерального закона за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ч.1 ст.50 данного Федерального закона.

В силу п.13 ч.3 ст.82 Федерального закона №342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ст. 82.1 названного Федерального закона, в частности, в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п.2 ч.1 ст.82.1 Закона).

В силу пп.«а» п.10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В соответствии с п.6 Порядка представления в Министерстве внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о доходах, расходах представляются в соответствующие кадровые подразделения (подразделения по работе с личным составом, помощникам начальников по кадрам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, а также организаций, в которых планируется назначение гражданина на должность государственной службы (прием на работу), работает работник либо в которых осуществляется постоянное хранение личных дел сотрудников и гражданских служащих, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Порядка.

В соответствии с пп. «в» и «з» ст. 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, сотрудник обязан соблюдать требования к служебному поведению, а также соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что законодатель предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции. Увольнение сотрудника из органов внутренних дел в связи с утратой доверия при совершении им коррупционного правонарушения является предусмотренным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Данные нормативные положения направлены на профилактику коррупционных правонарушений и борьбу с выявленными проступками коррупционного характера, что является одним из приоритетных направлений деятельности государства.

Коррупционное правонарушение определяется как противоправное деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с ч.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

В соответствии с ч.2 ст.13.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в ходе осуществления такой проверки лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности завершения такой проверки в отношении указанного проверяемого лица.

В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, материалы, полученные соответственно после завершения проверки, предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи, и в ходе ее осуществления в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, направляются лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации (ч.3 ст.13.5 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

В соответствии с ч.17 ст.13.5 указанного выше Федерального закона генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в части 3 настоящей статьи материалы в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи.

Ч.18 ст.13.5 Федерльного закона «О противодействии коррупции» установлено, что в случае удовлетворения судом заявления генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров, указанного в части 16 или 17 настоящей статьи, суд изменяет основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) в точном соответствии с формулировками настоящего Федерального закона или другого федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт, иную структурную единицу статьи настоящего Федерального закона или другого федерального закона.

Судом установлено, что Ильин А.В. проходил службу в органах внутренних дел в должности заместителя начальника отдела МВД России – начальника <адрес>, имеет специальное звание <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Ильиным А.В. подан рапорт о расторжении служебного контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Приказом МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №л/с Ильин А.В. уволен с занимаемой должности по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного задания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного врио начальника ФИО2., осуществлена выездная проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства сотрудниками ОМВД России по <адрес>.

По результатам проведенной проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела МВД России – начальником СО ОМВД России по <адрес> Ильиным А.В. в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ в кадровое подразделение ОМВД не представлены сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2022 год, что подтверждается актом об отсутствии и непредоставлении названных сведений.

В ходе проведения проверки были отобраны объяснения Ильина А.В., который не оспаривал факт непредставления справки в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ. В своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГ Ильин А.В. указал, что он пропустил установленный законом срок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку у него были <данные изъяты>. Впоследствии им подан рапорт на отпуск с последующим увольнением по выслуге лет, дающей право на пенсию. Однако уволен Ильин А.В. не был, продолжил исполнение служебных обязанностей. О том, что не сдал декларацию о доходах за 2022 год, забыл и не вспоминал.

В соответствии с п.10 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №-б/10/П-2479), при анализе обстоятельств, при которых совершено коррупционное правонарушение, учету подлежат обстоятельства, которые имеют причинно-следственную связь с коррупционным правонарушением. В то же время обстоятельства (например, жизненная ситуация), не влияющие на возможность (невозможность) соблюдения антикоррупционных стандартов, учету не подлежат.

Согласно п.1 приложения № Обзора правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ) нахождение в ссоре супругов, которые не поддерживают связь и не планируют развод, признавалось объективной и уважительной причиной непредставления служащим (работником) сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей в случае, если служащим (работником) предоставлялись следующие копии документов и материалы, в частности выписка из домовой книги, свидетельствующая о раздельном проживании супругов и несовершеннолетних детей. Нахождение в бракоразводном процессе, а также планирование развода признавалось объективной и уважительной причиной при предоставлении таких копий документов как: копия заявления о расторжении брака, поданного в органы ЗАГС, с отметкой о его принятии; копия искового заявления о расторжении брака, поданного в суд, с отметкой о его принятии; копия определения о принятии искового заявления о расторжении брака; копия определения о назначении дела к судебному разбирательству; копия повестки в суд.

Поскольку в соответствии с приказом МВД России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №л/с начальник СО ОМВД России по <адрес> Ильин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии), завершить проверку соблюдения требований антикоррупционного законодательства в отношении Ильина А.В не представилось возможным, что оформлено соответствующим докладом, который был утвержден врио министра внутренних дел по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ МВД по Чувашской Республике в адрес прокуратуры Чувашской Республики направлены материалы, полученные в ходе проведения проверки по факту непредставления Ильиным А.В. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2022 год, и доклад о невозможности завершения проверки.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> Чувашской Республики во исполнение поручения от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение № о проведении проверки достоверности и полноты представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год в отношении Ильина А.В.

Проверка проводилась в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что справка о доходах, расходах, об имуществе обязательствах имущественного характера начальником СО ОМВД России по <адрес> Ильиным А.В. за 2022 год, датированная ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного срока (до ДД.ММ.ГГГГ) направлена заказным письмом в ОМВД России по <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ, получена кадровой службой ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Ильиным А.В. заявление о невозможности представить сведения о доходах и обязательствах имущественного характера своих, своей супруги и несовершеннолетних детей за 2022 год в кадровую службу не предоставлялись, равно как и документы, подтверждающие невозможность представления или уважительность причин непредставления данных сведений.

При проведении прокуратурой <адрес> проверки, а также при рассмотрении настоящего гражданского дела судом были проверены доводы ответчика Ильина А.В. об уважительных причинах несвоевременного предоставления справки, в частности о <данные изъяты>, препятствовавших представлению сведений.

Так, в материалах дела имеется сообщение отдела ЗАГС <адрес>, согласно которому в ЕГР ЗАГС России записи <данные изъяты>., не найдены. Мировыми судьями Ядринского района Чувашской Республики, Ядринским районным судом Чувашской Республики гражданские дела <данные изъяты> не рассматривались.

Из выписки из похозяйственной книги № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Ильин А.В. и ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Таким образом, исходя из изложенных выше разъяснений законодательства, суд приходит к выводу, что доводы Ильина А.В. о невозможности представить сведения о доходах, обязательствах имущественного характера своих, своей супруги и несовершеннолетних детей за 2022 год в силу <данные изъяты>, являются голословными, материалами дела не подтверждаются. При том, что Ильин А.В. имел возможность представить соответствующие сведения в отношении себя и своих несовершеннолетних детей, с объяснением причин невозможности предоставления данных сведений в отношении своей супруги.

Оценивая доводы ответчика Ильина А.В. о том, что ДД.ММ.ГГГГ им подан рапорт о предоставлении отпусков с последующим увольнением, ввиду чего отсутствовала необходимость предоставления сведений в рамках декларационной компании за 2022 год, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ильиным А.В. в ОМВД России по <адрес> подан рапорт, в соответствии с которым он просит предоставить ему с ДД.ММ.ГГГГ неиспользованные основной и дополнительные отпуска за 2022 год и 2023 год, с последующим увольнением со службы в органах внутренних дел.

Согласно уведомлению начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что поданный Ильиным А.В. рапорт не соответствовал требованиям ст.84 Федерального закона №342-ФЗ, в части увольнения он не реализован.

На основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ приказом ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №л/с Ильину А.В. предоставлен отпуск на 49 календарных дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №л/с отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ №л/с в части предоставления Ильину А.В. отпуска.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №л/с вышеуказанный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №л/с также отменен.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ильину А.В. предоставлен отпуск (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №л/с).

С ДД.ММ.ГГГГ Ильин А.В. приступил к исполнению служебных обязанностей, что не оспаривалось сторонами.

Таким образом, анализ периода нахождения ответчика Ильина А.В. в отпусках, показал, что он имел реальную возможность представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2022 год в рамках декларационной компании 2023 года в кадровое подразделение ОМВД России по <адрес> своевременно, однако не исполнил своей обязанности.

При этом доводы ответчика о том, что необходимости представления сведений о доходах не было, поскольку он подал рапорт об увольнении, и о том, что он не реализован узнал лишь после выхода из отпуска, не могут быть признаны судом уважительной причиной несвоевременного представления соответствующих сведений, поскольку к исполнению служебных обязанностей Ильин А.В. приступил с ДД.ММ.ГГГГ, при этом сведения о доходах им поданы только в ноябре 2023 года после начала проведения проверки.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.82.1 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с действующими нормативными актами, приведенными выше, ситуация, когда не представлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расценивается как значительный поступок, влекущий увольнение сотрудника органов внутренних дел в связи с утратой доверия. Проступок, совершенный ответчиком Ильиным А.В., вопреки позиции ответчика МВД по Чувашской Республики и самого Ильина А.В., относится к категории значимых.

Неуказание в справке о доходах несовершеннолетней дочери Ильина А.В. за 2020 год, счета, открытого в 2019 году в ПАО Сбербанк, свидетельствует о неполноте представленных Ильиным А.В. сведений, но не расценивается судом как значительное нарушение. Непредставление указанных сведений, как следует из пояснений ответчика, не носило умышленный характер. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о коррупционной составляющей данного нарушения, истцом не представлено.

Доводы стороны ответчика о том, что за время службы в органах внутренних дел Ильиным А.В. не совершались коррупционные нарушения, не имеет правового значения, поскольку законодательством не предусмотрена неоднократность их совершения в качестве основания для увольнения сотрудника в связи с утратой доверия.

Ильиным А.В. совершено коррупционное правонарушение (непредставление в установленный срок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), за которое он подлежал привлечению к ответственности в виде увольнения по п.13 ч.3 ст.82, п.2 ч.1 ст.82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ (в связи с утратой доверия), однако в связи с изданием работодателем приказа от ДД.ММ.ГГГГ №л/с он в нарушение требований антикоррупционного законодательства избежал этой ответственности.

Учитывая изложенное, поскольку имелись основания для увольнения Ильина А.В. по п.2 ч.1 ст.82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а он приказом МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №л/с был уволен по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона №342-ФЗ, то имеются основания для удовлетворения требований истца и изменении оснований и формулировки увольнения ответчика Ильина А.В.

В связи с этим доводы ответчика МВД по Чувашской Республике о том, что с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу п.13 ч.2 ст.49 Федерального закона №342-ФЗ, в связи с которым непредставление сведений о доходах считалось грубым нарушением служебной дисциплины со стороны сотрудника, не влияет на выводу суда, т.к. Ильин А.В. подлежит увольнению в связи с утратой доверия на основании п.2 ч.1 ст.82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ, а не в соответствии с п.13 ч.2 ст.49 названного закона.

Заявленные прокурором в интересах Российской Федерации требования основаны на полномочиях, предоставленных ему Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в сфере противодействия коррупции.

При этом не имеет значения то обстоятельство, что Ильин А.В. был уволен до окончания проведения проверки по факту непредставления справки, поскольку Ильин А.В. знал о проводимой в отношении него проверке.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым возложить на МВД по Чувашской Республике обязанность изменить основание и формулировку увольнения на увольнение со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия по п.2 ч.1 ст.82.1 Федерального закона № 342-ФЗ, на Ильина А.В. – обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в МВД по Чувашской Республике трудовую книжку для внесения изменений в части основания увольнения.

В соответствии с ч. 3 ст. 82.1 Федерального закона №342-ФЗ сведения о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором сотрудник проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░.4 ░.2 ░░.82 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №342-░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░.1 ░░. 82.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №342-░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-155/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ядринского района
Ответчики
МВД по Чувашской республике
Ильин Алексей Валериевич
Другие
ОМВД Россиии "Ядринский"
Григорьев Валерий Петрович
Суд
Ядринский районный суд Чувашии
Судья
Петрова Ю.Е.
Дело на сайте суда
yadrinsky.chv.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее