Дело № 2-823/2018
Поступило в суд 09.07.2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 г. <адрес>
Первомайский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зотовой Ю.В.,
при секретаре Дяденко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гринченко Л. Ф. к Территориальному управлению Росимущества по <адрес>, мэрии <адрес> о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Гринченко Л.Ф. обратилась в суд с иском, просила признать за ней право собственности на ? долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 36,8 кв.м., с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> приобретена в собственность в равных долях квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 36 кв.м., жилой площадью 23 кв.м. на основании договора № на передачу (продажу) квартир в совместную (долевую) собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. М и Г совместно проживали в указанном выше жилом помещении, однако в зарегистрированном браке не состояли. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Оставшееся после <данные изъяты> наследство в виде ? доли в праве собственности на указанную выше квартиру перешло в порядке наследования ее единственной дочери - Гринченко Л. Ф. После <данные изъяты>. принято решение подарить свою долю в спорной квартире Гринченко Л.Ф., в связи с тем, что родственников у него не осталось, а к истцу он относился как к родной дочери и желал, чтобы после смерти вся квартира принадлежала ей. ДД.ММ.ГГГГ между М и истицей заключен договор дарения ? доли в указанной выше квартире. Однако, зарегистрировать указанный договор в органах технической инвентаризации сторонам не представилось возможным в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ М <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано свидетельство о праве на наследство на № доли в праве собственности на спорную квартиру, оставшееся после смерти матери и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности. Впоследствии ? доля указанной квартиры была подарена <данные изъяты> по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время зарегистрировать право собственности на ? доли в праве общей собственности на указанную выше квартиру, приобретенную на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты>. не представляется возможным по причине отсутствия проведения регистрации данной сделки в органах технической инвентаризации. <данные изъяты> препятствует регистрации сделки дарения в установленном законом порядке, в связи с чем, истец вынуждена обратиться в суд с иском.
Истица – Гринченко Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель истца - Рязанова И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме. Также пояснила, что до смерти <данные изъяты>. никаких мер для передачи документов для регистрации договора дарения, стороны не предпринимали.
Представитель ответчика – Территориального управления Росимущества по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск (л.д.25-27,45-47), в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель привлеченного для участия в деле в качестве соответчика – мэрии <адрес> Степанова М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что согласно ч. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо волеизъявление. Договор дарения был ДД.ММ.ГГГГ однако не был зарегистрирован, несмотря на то, что действующее законодательство предусматривает обязательную регистрацию.
Третье лицо – Федорова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что на основании договора на передачу (продажу) квартиры в совместную (долевую) собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> приобрели в общую долевую собственность по № доли каждый двухкомнатную квартиру, общей площадью 36,0 кв.м., жилой площадью 23,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Договор зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.11)
Как указала сторона истца, <данные изъяты> проживали совместно <данные изъяты>
Из выписки из домовой книги (л.д.34) следует, что в <адрес> по адресу: <адрес> <данные изъяты> были зарегистрированы и проживали с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> наследственное имущество, открывшееся после смерти в № в праве общей долевой собственности на <адрес> наследовала по закону её дочь - Гринченко Л.Ф., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности зарегистрировано за Гринченко Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.13).
В последствие, ДД.ММ.ГГГГ Гринченко Л.Ф. подарила принадлежащую ей № долю после <адрес> <адрес> <данные изъяты> что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,16-17). Право собственности на указанную долю зарегистрировано за <данные изъяты>.ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.15), выпиской из ЕГРН (л.д.9-10).
Согласно выписке из домовой книги с ДД.ММ.ГГГГ Ф зарегистрирована в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
В материалы дела истицей представлен договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <данные изъяты> подарил принадлежащую ему по договору приватизации ? долю в праве общей долевой собственности на <адрес> Гринченко Л.Ф. (л.д.7).
Как указывает истица, данный договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке зарегистрирован не был, <данные изъяты>.
В связи с этим, истица просит признать за ней право собственности на ? долю квартиры, подаренную ей <данные изъяты> при жизни.
По мнению суда, исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 статьи 574 Гражданского кодекса РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Таким образом, для перехода права собственности на имущество договор дарения недвижимости должен был пройти процедуру регистрации в соответствии с п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса РФ, поскольку договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации в силу Гражданского кодекса РФ.
В данном случае договор дарения составлен и подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ, то есть обе стороны, в том числе даритель, выразили свою волю (даритель еще при жизни - на передачу ? доли, а одаряемый - на получение этого дома).
Однако обязательная процедура регистрации договора, предусмотренная действующим законодательством РФ, не была проведена сторонами.
Следует отметить, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей в редакции на день составления договора) связывает наступление правовых последствий не с заключением договора и даже не с представлением необходимых документов на регистрацию сделки, а с моментом внесения записи о сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ранее регистрация проходила в БТИ).
Безусловно, воля дарителя, отраженная в договоре, является основанием для проведения регистрационных действий, но не является основанием перехода права собственности одаряемому.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поэтому в случае смерти дарителя все принадлежащее ему имущество в виде недвижимости становится наследственным в соответствии с вышеуказанной статьей Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, договор дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на дату смерти дарителя <данные изъяты> считается незаключенным. Соответственно, одаряемый Гринченко Л.Ф. может стать собственником недвижимости только в случае, если на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ она является наследником по закону или по завещанию (согласно ст. 1111 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из ответа нотариуса нотариального округа <адрес> Бирк Е.А. на запрос суда (л.д.57), после <данные изъяты> в нотариальную палату никто не обращался, наследственное дело не заводилось.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Гринченко Л.Ф. о признании за ней права общей долевой собственности на ? долю квартиры по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гринченко Л. Ф. к Территориальному управлению Росимущества по <адрес>, мэрии <адрес> о признании права собственности в полном объеме – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Ю.В.Зотова