УИД 66RS0058-01-2019-000062-87
Решение в окончательной форме изготовлено 07 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Тугулым 04 марта 2019 года
Тугулымский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Субботина В.Н.,
при секретаре Сауковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа», администрации Тугулымского городского округа об организации доступа к объектам социальной инфраструктуры маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа», администрации Тугулымского городского округа об организации доступа к объектам социальной инфраструктуры маломобильных групп населения.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой района в рамках надзорной мероприятий проведенных по информации Счетной палаты <адрес> выявлены нарушения в деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа» выразившиеся в нарушении условий организации беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - Луговскому дому культуры.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУК «ЦСДК Тугулымского городского округа» и ООО «Талицкая Строительная компания» заключен муниципальный контракт № предметом которого является строительство культурно - досугового учреждения модульного типа <адрес>.
Указанный объект социальной инфраструктуры принят ДД.ММ.ГГГГ заказчиками, и ДД.ММ.ГГГГ веден в эксплуатацию.
В ходе осмотра указанного объекта специалистами Счетной палаты <адрес> выявлено, что туалетная комната, предназначенная для маломобильных групп населения не оснащена поручнями, что не позволяет инвалидам самостоятельно ей пользоваться.
Как полагает прокурор, администрацией МКУК «ЦСДК Тугулымского городского округа» нарушаются права неограниченного круга лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
По мнению прокурора, допущенные нарушения стали возможны, ввиду несоблюдения администрацией Тугулымского городского округа обязанности по финансированию подведомственных учреждений.
В связи с чем, обращаясь в суд, прокурор просит возложить обязанность на муниципальное казанное учреждение культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа» обеспечить доступ к зданию, расположенному по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения путем оборудования туалетной комнаты, предназначенной для использования маломобильными группами населения, поручнями в соответствии с требованием ГОСТ Р 51261 - 99 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Администрацию Тугулымского городского округа обязанность осуществить финансирование из местного бюджета деятельности муниципального казанного учреждения культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа» по обеспечению доступа к зданию, расположенному по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения путем оборудования туалетной комнаты, предназначенной для использования маломобильными группами населения, поручнями в соответствии с требованием ГОСТ Р 51261 -99.
Процессуальный истец - прокурор <адрес> Битюков Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МКУК «ЦСДК Тугулымского городского округа» Решетникова Т.А. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что в настоящее время уже заключен договор на поставку оборудования для туалетных комнат, а именно поручней.
Представитель ответчика администрации Тугулымского городского Испирян Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения закреплены в «ГОСТ Р 51261-99. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования».
В п. 5.4.4 ГОСТ Р 51261-99 установлено, что в туалетной комнате или в туалетной кабине, доступной для инвалидов в кресле-коляске, должны быть установлены, как минимум, два горизонтальных поручня, один из которых размещают сбоку от унитаза со стороны ближайшей к унитазу стены, а другой - позади унитаза или с другого бока унитаза.
В соответствии со «Сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012» требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, согласно отчета № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки Счетной палаты <адрес>, в здании Луговского дома культуры обнаружены следующие несоответствия требования законодательства о социальной защите инвалидов: проектной документацией предусмотрено устройство пандусов с двухсторонним ограждением. Согласно пункту 5.2.3 ГОСТ Р 51261-99 поручни пандусов должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длинны наклонного участка пандуса на примыкающие к этому участку горизонтальные площадки протяженностью 300 мм каждый. Фактически поручни устроены только с одной стороны пандусов и не выходят за пределы наклонного участка в нижней части, что не позволяет самостоятельно пользоваться ими лицами с ограниченными физическими возможностями; проектной документацией не предусмотрено обеспечение доступа лиц с ограниченными физическими возможностями в помещении санузла для инвалидов части дополнительных требований к опорным устройствам в туалетных комнатах в соответствии с пунктами 5.4.1. – 5.4.6., 5.4.10. ГОСТ Р 51261-99. Фактически в построенном здании культурно – досугового учреждения поручни в санузле отсутствуют, что не позволяет инвалидам самостоятельно пользоваться туалетной комнатой (л.д.8-16).
Согласно Уставу МКУК «ЦСДК Тугулымского городского округа» учредителем является Тугулымский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Тугулымского городского округа.
В соответствии с пунктом 6 указанного Устава, собственником имущества, передаваемого в оперативное управление, является Тугулымский городской округ. Уставом определено, что финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу пункта 9 статьи 31 Устава Тугулымского городского округа, принятого решением Думы Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям администрации Тугулымского городского округа относится, в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Поскольку здание Луговского дома культуры является объектом социальной инфраструктуры, и, вместе с тем, не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, что не соответствует требованиям статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», при разрешении заявленного спора, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчиков обязанности создать условия для инвалидов и маломобильных групп населения путем оборудования туалетной комнаты поручнями в соответствии с требованием ГОСТ Р 51261-99 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа», администрации Тугулымского городского округа об организации доступа к объектам социальной инфраструктуры маломобильных групп населения – удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное казанное учреждение культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа» обеспечить доступ к зданию, расположенному по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения путем оборудования туалетной комнаты, предназначенной для использования маломобильными группами населения, поручнями в соответствии с требованием ГОСТ Р 51261 - 99 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Администрацию Тугулымского городского округа обязанность осуществить финансирование из местного бюджета деятельности муниципального казанного учреждения культуры «Централизованная система домов культуры Тугулымского городского округа» по обеспечению доступа к зданию, расположенному по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения путем оборудования туалетной комнаты, предназначенной для использования маломобильными группами населения, поручнями в соответствии с требованием ГОСТ Р 51261 - 99.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд <адрес>.
Решение принято, и его резолютивная часть изготовлена в совещательной комнате с помощью компьютерной техники ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Субботин В.Н.