Решение по делу № 2а-510/2022 (2а-5205/2021;) от 29.11.2021

14 января 2022 года Дело № 2а-510/2022

29RS0018-01-2021-007569-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при помощнике судьи Легойда М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овсянникова В. А. к Призывной комиссии Городского округа «Город Архангельск», военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области», военному комиссару городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонову А. А.овичу, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врачу-терапевту военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Калантар К. Г. об оспаривании заключения о категории годности к военной службе, решения призывной комиссии от 19.10.2021, возложении обязанности отменить решение и освободить от призыва на военную службу.

установил:

Овсянников В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании заключения о категории годности к военной службе; решения призывной комиссии городского округа «Город Архангельск», далее – призывная комиссия) от 19.10.2021 о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В обоснование требований указал, что оспариваемыми заключением, решением был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Заявителю была выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы и назначена явка с вещами для последующей отправки к месту службы. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку специалистами призывной комиссии не были учтены его жалобы на состояние здоровья. Полагает, что у него имеется серьезное заболевание, которое препятствует прохождению военной службы по призыву («варикозная болезнь нижних конечностей. Хроническая венозная недостаточность 2 ст.»). Исходя из этого, считает, что у него имеет место быть непризывное заболевание, с которым надлежит определить категорию годности «В» - ограниченно годен к прохождению военной службы, в силу п. «в» ст. 45 Расписания болезней (прил. к Положению о военно-врачебной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565), и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» должен быть освобождён от призыва на военную службу. Просил суд признать незаконным и отменить заключение о категории годности к военной службе, решение в части определения ему категории годности к военной службе «Б» (годен с незначительными ограничениями), и освободить от призыва на военную службу.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области», военный комиссар городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонов А.А., врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врач-терапевт военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Калантар К.Г.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия, направил своего представителя.

Представитель административного истца Д.В. Прохоров на удовлетворении иска настаивал, с учётом дополнительных письменных пояснений. Полагал, что врач-хирург вышел за рамки своих должностных обязанностей, изменив диагноз, привел его в с «соответствие» с Расписанием болезней, а врач, руководящий медицинским освидетельствованием, вынесла неверное итоговое заключение, и как следствие, призывная комиссия руководствуясь итоговым заключением, приняла незаконное решение о призыве административного истца на военную службу.

Представитель административных ответчиков призывной комиссии Городского округа «Город Архангельск», Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» Попова Т.Н. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Указала, что при проведении призыва весной 2021 года Овсянников В.А. прошел медицинское освидетельствование, по итогам которого направлен для дополнительного обследования в поликлинику по месту жительства по предъявленным жалобам. В связи с окончанием сроков проведения призыва, мероприятия по призыву Овсянникова В.А. были перенесены на осенний призыв.

Учитывая результаты предыдущего медицинского освидетельствования и предъявленные результаты дополнительного обследования ГБУЗ Архангельской области «АГКП № 1» № 3/413189, где установлен диагноз «<данные изъяты>», врачом-хирургом Долининым А.А. проведён осмотр, изучены результаты УЗИ вен, и в соответствии с требованиями по диагностике заболевания на основании п. «г» ст. 45 Расписания болезней, утверждённого постановлением Правительства № 565 от 04.07.2013, установлен диагноз «<данные изъяты> ст.». Исследовав результаты освидетельствования, дополнительного обследования и амбулаторную карту, было вынесено итоговое заключение о категории годности, а именно «Б-3» - годен для прохождения военной службы с незначительными ограничениями. Документов, являющихся основаниями для освобождения или представления отсрочки, Овсянников В.А. призывной комиссии не представил, в связи с чем, призывной комиссией принято оспариваемое решение (протокол от 19.10.2021 № 11). Полагала, что оспариваемые заключение, решение приняты уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленной процедуры, соответствуют положениям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Административный ответчик врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врач-терапевт военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Калантар К.Г. в судебное заседание не явилась. Ранее с административным иском не согласилась. Обращала внимание суда, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Категория годности призывнику устанавливается в строгом соответствии с Расписанием болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

Административный ответчик военный комиссар городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонов А.А. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Заслушав представителей административного истца и административных ответчиков, специалиста, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет венную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон).

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 25 Закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом Овсянников В.А. состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области с 16.01.2017.

Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, предусмотрено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Как установлено, в ходе судебного разбирательства, Указом Президента РФ от 30.09.2021 № 556 «О призыве в октябре - декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» предписано осуществить с 1 октября по 31 декабря 2021 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу.

Распоряжением Губернатора Архангельской области от 28.09.2021 № 758-р создана призывная комиссия ГО «Город Архангельск» на время проведения осеннего призыва граждан на военную службу и направления граждан на альтернативную гражданскую службу осенью 2021 года, утверждён ее состав.

В период весеннего призыва 2021 года Овсянников В.А. проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого был направлен для дополнительного обследования.

При призыве осенью 2021 года, пройдя медицинское освидетельствование, в связи с непредставлением всех необходимых обследований, вновь был направлен в поликлинику по месту жительства для обследования заболевания «Варикозная болезнь нижней конечности», который прослеживается у Овсянникова В.А. с даты первоначальной постановки на воинский учет с 2017 года.

В период времени с 08.10.2021 по 15.10.2021 административный истец был осмотрен врачом ГБУЗ АО «АГКП № 1», проведено цветовое дуплексное сканирование вен нижних конечностей, где были выставлены диагнозы: <данные изъяты>, соответственно.

Представив результаты дополнительных обследований, по результатам изучения медицинских документов, имеющихся в личном деле призывника с 2017 года, амбулаторной карты № ГБУЗ Архангельской области «АГКП № 1», непосредственном осмотре врачом-хирургом 19.10.2021, врачом, руководящей работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врачом-терапевтом военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Калантар К.Г. вынесено итоговое заключение о категории годности, а именно «Б-3», то есть, годен для прохождения военной службы с незначительными ограничениями.

Сведений о наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в материалах личного дела не имеется.

Решением призывной комиссии городского округа «Город Архангельск» от 19.10.2021 Овсянников В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан годным к военной службе по категории Б (годен к военной службе с незначительными ограничениями) и призван на военную службу, о чем призывнику объявлено лично.

Полагая данное решение незаконным, Овсянников В.А., обратился с настоящим административным иском в суд, в установленный законом срок.

Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 13 «Положения о призыве на военную службу граждан РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 организация освидетельствования возлагается: при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию. Организация проведения в медицинской организации обследования, в том числе обязательных диагностических исследований, гражданам при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу возлагается на руководителей медицинских организаций, в которые указанные граждане направлены на обследование.

В случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

... В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе (п. 20 Положения).

Доводы стороны административного истца о том, что заключение о категории годности и решение призывной комиссии Городского округа «Город Архангельск» вынесено без учета объективных данных о состоянии здоровья Овсянникова В.А., врачами-специалистами не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию начиная с 16.01.2017 (даты постановки на воинский учет), а врачом-хирургом Долининым А.А. был изменен диагноз, являются несостоятельными, доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, не подтверждены.

Главой 9 Расписания болезней установлено, что при заболеваниях системы кровообращения сердечная недостаточность оценивается по функциональным классам (ФК) в соответствии с классификацией Нью-Йоркской ассоциации сердца (N YHA, 1964), стенокардия - в соответствии с Канадской классификацией (1976), нарушения ритма и проводимости сердца оцениваются по данным анализа электрокардиографии в покое (по показаниям - другими методами оценки сердечного ритма и проводимости) с обязательной оценкой интервала PQ и расчетом корригированного интервала QT.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец прошел медицинское освидетельствование и был направлен в поликлинику по месту жительства для дополнительного обследования.

В связи с окончанием сроков весеннего призыва, мероприятия по призыву административного истца были перенесены на осенний призыв.

Как указывалось выше, в период с 08.10.2021 по 15.10.2021 административный истец был осмотрен врачом ГБУЗ АО «АГКП № 1», проведено цветовое дуплексное сканирование вен нижних конечностей, где были выставлены диагнозы: <данные изъяты>, соответственно.

Данные медицинские документы были представлены, в том числе и врачу-хирургу Долинину А.А. при освидетельствовании Овсянникова В.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенный в судебный заседании врач-хирург Долинин А.А. показал, что осматривал в октябре 2021 года призывника Овсянникова В.А. Каких-либо жалоб на состояние здоровья со стороны последнего не поступало, что было зафиксировано в листе медицинского освидетельствования. При визуальном осмотре им было установлено, что подкожные вены нижних конечностей не визуализируются, сосудистые звездочки «не просматриваются», отеков нижних конечностей нет. При выставлении диагноза были учеты данные УЗИ нижних конечностей, медицинское заключение ГБУЗ АО «АГКП № 1», заключение ангиохирурга из ООО «Университетская клиника» С.П. Буторина, где был выставлен диагноз «<данные изъяты> (по СЕАР).

В судебном заседании специалист Быстров Д.О., врач сердечно-сосудистый хирург V хирургического отделения ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» Быстров Д.О. пояснил, что в лечебных учреждениях Российской Федерации в настоящее время используются две основные классификации хронической венозной недостаточности: по Савельеву В.С. (2001) или СЕАР. В Классификации Савельева В.С. основополагающий принцип – сопоставление стадии заболевания со степенью функциональных нарушений, т.к. между ними существует последовательная связь. В классификации СЕАР клинический класс не является стадией заболевания, поскольку между ними нет прямой причинной связи.

Оснований не доверять показаниям свидетеля, имеющего высшее медицинское образование, работающего практикующим врачом-хирургом в ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич», имеющим стаж работы 25 лет, у суда не имеется, поскольку они согласуются с письменными материалами дела, свидетель лично не заинтересован в исходе дела. Освидетельствование призывника, имеющиеся заболевание, им было обосновано квалифицировано с учетом требований Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 04 июля 2013 года № 565.

При этом заключение из ООО «Университетская клиника» С.П. Буторина первоопределяющего значения для установления диагноза призывнику не имеет, поскольку данная медицинская организация не входит в Перечень медицинских организаций, осуществляющих обследование (лечение) граждан, подлежащих призыву, утвержденного Распоряжением от 28.09.2021 № 504-рд и.о. Министра здравоохранения Архангельской области А.С. Герштанского.

К статье 45 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» относятся болезни, врожденные аномалии развития и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов: а) со значительным нарушением кровообращения и функций; б) с умеренными нарушениями кровообращения и функций; в) с незначительным нарушением кровообращения и функций; г) при нарушении объективных данных без нарушения кровообращения и функций.

При наличии показаний лицам, освидетельствуемым по графам I, II, III расписания болезней, предлагается хирургическое лечение. При неудовлетворительных результатах лечения или отказе от него категория годности к военной службе определяется в зависимости от выраженности патологического процесса

К пункту «в» относятся:

облитерирующий атеросклероз, тромбангиит сосудов конечностей II и I стадии;

посттромботическая или варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венной недостаточности II степени (периодическая отечность стоп и голеней после длительной ходьбы или стояния, исчезающая за период ночного или дневного отдыха);

слоновость II степени;

ангиотрофоневрозы II стадии;

рецидивное (после повторного хирургического лечения) варикозное расширение вен семенного канатика II степени, если освидетельствуемый отказывается от дальнейшего лечения (для лиц, освидетельствуемых по графе III расписания болезней, применяется пункт «г»). Однократный рецидив варикозного расширения вен семенного канатика не является основанием для применения пункта «в». При варикозном расширении вен семенного канатика II степени канатик опускается ниже верхнего полюса яичка, атрофии яичка нет.

К пункту «г» относятся:

варикозная болезнь нижних конечностей без венной недостаточности (I степень); слоновость I степени (незначительный отек тыла стопы, уменьшающийся или исчезающий за период ночного или дневного отдыха); варикозное расширение вен семенного канатика II степени; ангиотрофоневрозы I стадии без трофических нарушений.

Расширение вен нижних конечностей на отдельных участках в виде цилиндрических или извитых эластических выпячиваний без признаков венной недостаточности, варикоцеле I степени не являются основанием для применения этой статьи и не препятствуют прохождению военной службы или поступлению в военно-учебные заведения.

После ранений и других повреждений крупных магистральных артерий с полным восстановлением кровообращения и функций при освидетельствовании по графам I, II расписания болезней применяется пункт «в», а по графе III расписания болезней - пункт «г».

Диагноз заболевания и последствий повреждений сосудов должен отражать стадию процесса и степень функциональных нарушений. Экспертное заключение выносится после обследования с применением методов, дающих объективные показатели (реовазография с нитроглицериновой пробой, ангио-, флебо-, лимфография и другие методы исследования).

Атеросклероз магистральных артерий без гемодинамических нарушений не ограничивает годность к военной службе.

Также из медицинской карты амбулаторного больного, пояснений врача-хирурга Долинина А.А. следует, что варикозное расширение вен нижних конечностей без язв или воспалений.

Указанные обстоятельства были приняты во внимание при прохождении административным истцом медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, для установления степени годности призывника к военной службе. Наличие у Овсянникова В.А. заболеваний, диагностированных в рамках проведённого весеннего, осеннего призыва 2021 г., никем не оспаривается. Соответствующие медицинские документы в подтверждение какого-либо иного заболевания, препятствующего прохождению военной службы, не были представлены ни призывной комиссии, ни в суд первой инстанции. О проведении по делу медицинской экспертизы с целью подтверждения наличия у административного истца на момент принятия оспариваемого решения заболевания, препятствующего призыву на военную службу, сторона административного истца не просила, ссылаясь не ее нецелесообразность.

Учитывая имеющиеся заболевания у административного истца (хроническая венозная недостаточность) военно-врачебной комиссией обоснованно в соответствии с требованиями Расписания болезней (на основании п. «г» ст. 45) присвоена категория годности «Б-3».

Оснований для признания заключения, решения призывной комиссии незаконным и их отмене не имеется, поскольку из представленных медицинских документов заявителя и копии его личного дела усматривается, что заявителю установлен диагноз - варикозное расширение вен нижних конечностей и указание на нарушение кровообращения и функций (периодическая отечность стоп и голеней после длительной ходьбы или стояния, исчезающая за период ночного или дневного отдыха) отсутствует, то есть венозная недостаточность не установлена.

Само по себе несогласие административного истца с решением призывной комиссии не свидетельствует о допущенном со стороны каждого из административных ответчиков незаконного действия или бездействия. Все выявленные у Овсянникова В.А. заболевания учтены призывной комиссией при принятии решения о степени годности к военной службе, однако не предоставляют последнему право на освобождение от призыва на военную службу, в связи с чем, оснований для признания незаконным указанного решения не имеется.

Не применение классификации СЕАР, как ошибочно полагает сторона административного истца, не противоречит установленным требованиям ст. 45 Расписания болезней системы кровообращения, при которых подлежит установлению категория годности «Б».

Предусмотренных законом оснований для определения административному истцу категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе на основании ст. 45 п. «В» Расписания болезней, не имеется.

Доказательств, объективно подтверждающих наличие у административного истца предусмотренных законом оснований для не прохождения военной службы по призыву в обозначенный период, освобождение от призыва на военную службу, административным истцом суду не представлено.

Таким образом, наличие у призывника заболеваний, из числа указанных, в ст. ст. 45 Расписания болезней, в той степени их тяжести и выраженности, которые бы свидетельствовали о том, что Овсянников В.А. является ограниченно годным к военной службе (категория В) не установлено; оснований же полагать, что при определении категории годности призывника к военной службе административным ответчиком не были должным образом приняты во внимание все собранные объективные медицинские данные о его состоянии здоровья с учетом жалоб и полученных медицинских заключений ГБУЗ Архангельской области «АГКП № 1», не имеется. Применение пункта «г» статьи 45 Расписания болезней соответствует установленному Овсянникову В.А. диагнозу заболевания, указанному в медицинском заключении. По итогам изучения и оценки состояния здоровья Овсянникова В.А. последнему правомерно установлена категория годности «Б» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).

Учитывая приведённые нормы права и обстоятельства, обжалуемые заключение о категории годности и решение от 19.10.2021 Призывной комиссии Городского округа «Город Архангельск» принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностных лиц.

Фактически комплекс всех необходимых и возможных действий, направленных на призыв административного истца на военную службу административным ответчиком производился надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий с его стороны в этой части не установлено.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом установлено не было.

Административными ответчиками были совершены действия в пределах предоставленных им законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, создания ему препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, основания для признания их действий незаконными отсутствуют.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушает, соответственно, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Овсянникова В. А. к Призывной комиссии Городского округа «Город Архангельск», военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области», военному комиссару городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонову А. А.овичу, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врачу-терапевту военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Калантар К. Г. об оспаривании заключения о категории годности к военной службе, решения призывной комиссии от 19.10.2021, возложении обязанности отменить решение и освободить от призыва на военную службу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                              И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 года.

2а-510/2022 (2а-5205/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Овсянников Владислав Андреевич
Ответчики
Врач-терапевту военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов военного комиссариата Архангельской области» Калантар Карина Георгиевна
Призывная комиссия ГО "Город Архангельск"
ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области"
Военный комиссар городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонов Алексей Александрович
Военный комиссариат городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкгго районов Архангельской области
Другие
Прохоров Дмитрий Викторович
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Машутинская И.В.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация административного искового заявления
29.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2021Предварительное судебное заседание
27.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее