Дело №2-3052/2020
Изготовлено 17 сентября 2020 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 сентября 2020 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева А.Ю. к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Мурманской области, ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский Вестник» о взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Макеев А.Ю. обратился в суд с иском к СУ СК РФ по мурманской области, ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский Вестник» о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что без согласия истца в средствах массовой информации – газете «Мурманский вестник» до вынесения судом обвинительного приговора была опубликована статья «<данные изъяты>», тем самым нарушив его конституционные права, в том числе честь и достоинство. В результате чего ему был причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, нарушении душевного равновесия, переживаниях.
Просит суд взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей.
Истец Макеев А.Ю., а также его представитель Стельмах И.В., принимавшие участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, заявленные требования поддержали в полном объеме; указали, что редакцией газеты до вступления приговора в законную силу был сделан вывод о виновности истца в совершении преступления.
Представить ответчика СУ СК России по Мурманской области Васильева М.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что 16.05.2014 в отношении обвиняемых <данные изъяты>, Макеева А.Ю. был вынесен обвинительный приговор, в соответствии с которым Макееву А.Ю. назначено наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В тот же день соответствующая информация была размещена на официальном сайте следственного управления. На момент публикации информация, размещенная на официальном сайте следственного управления и в газете «Мурманский вестник», соответствовала предъявленному истцу обвинению, проведенным в отношении него следственным мероприятиям, направленным на раскрытие преступления и вынесенному обвинительному приговору. Полагает, что истцом не доказано причинение ему каких-либо нравственных страданий, подлежащих компенсации. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» Глубокая О.В. в судебном заседании с заявленных требованиями не согласилась, указала, что заметка в газете опубликована 21.05.2014, информация была получена с официального сайта Следственного управления СК России по Мурманской области. Целью публикации редакцией газеты, как средства массовой информации, явилось доведение информации. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель СО по Кольскому району СУ СК РФ по МО в судебное заседание не явился, мнения по иску не представил, о рассмотрении дела извещался в установленном порядке.
Неявка указанного лица, согласно положений ст. 167 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено, что в производстве следователя следственного отдела по Кольскому району следственного управления Следственного комитета РФ по Мурманской области находилось уголовное дело №, возбужденное 24.11.2012 по обвинению <данные изъяты> и Макеева А.Ю. в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ.
14.01.2014 уголовное дело с обвинительным заключением направлено прокурору, а затем в суд.
Приговором Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в том числе Макеев А.Ю. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев. Установлены ограничения и обязанности не изменять место жительства и работы без согласия специализированного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по последнему месту жительства (г.Мурманск); являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы два раза в месяц для регистрации; по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы; по части <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> году лишения свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний назначено <данные изъяты> лет лишения свободы с ограничением свободы на 01 год 06 месяцев. Установлены приведенные выше ограничения и обязанности.
В соответствии со статьей 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору от <данные изъяты> окончательно назначено <данные изъяты> лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев. Установлены приведенные выше ограничения и обязанности.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ действия Макеева А.Ю. переквалифицированы с <данные изъяты> УК РФ:
- по <данные изъяты> на п. <данные изъяты> УК РФ, по которой назначено наказание <данные изъяты> лет лишения свободы с ограничением свободы на 1 год;
- по <данные изъяты> на часть <данные изъяты> УК РФ, по которой назначено наказание <данные изъяты> лет лишения свободы с ограничением свободы 1 год.
В соответствии с частью 3 статьи 69, статьей 70 УК РФ Макееву А.Ю. ( с учетом приговора от <данные изъяты>) окончательно назначено наказание по п. <данные изъяты> УК РФ в виде <данные изъяты> лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев. Установлены ограничения и обязанности не изменять место жительства и работы без согласия специализированного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по последнему месту жительства (г.Мурманск); являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы два раза в месяц для регистрации.
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
16.05.2014 на официальном интернет-сайте Следственного комитета РФ опубликована информация о вынесении приговора в отношении <данные изъяты> и Макеева А.Ю.
На основании указанной информации 21.05.2014 редакцией газеты «Мурманский вестник» опубликована заметка «<данные изъяты>» аналогичного содержания.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
Исходя из анализа положений статьи 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», регулирующей порядок обеспечения конфиденциальности информации, распространение информации о совершении преступления совершеннолетним лицом действующим законодательством не запрещено.
При этом статьей 57 указанного выше Закона Российской Федерации предусмотрено, что редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста: 1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях; 2) если они получены от информационных агентств; 3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами и представленными доказательствами, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку освещение результатов расследования уголовного дела, в частности вынесения обвинительного приговора, редакцией газеты «Мурманский вестник» является ее правом в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», при этом доказательств злоупотребления редакцией газеты своим правом, то есть намерения причинить вред другому лицу, представлено не было.
Учитывая, что источником полученной информации явился пресс-релиз Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области о вынесении приговора по обвинению Макеева А.Ю., <данные изъяты> в совершении ряда преступлений, а также то, что распространенные ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» сведения соответствуют действительности, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда истцу.
Представленными стороной ответчика СУ СК России по Мурманской области доказательствами подтверждено, что распространенная информация о виновности истца в совершении преступлений соответствовала действительности и была основана на официальных документах следствия по уголовному делу.
При этом доводы стороны истца о том, что Верховным Судом РФ приговор в отношении него был изменен, в связи с чем информацией, опубликованной ранее вступления приговора в законную силу, ему причинен моральный вред, суд находит несостоятельными, поскольку переквалификация действий Макеева А.Ю. по убийству двух лиц (исключение одного из квалифицирующих признаков, квалификация убийства, как двух самостоятельных преступлений), фактически не изменила сути изложенной в заметке информации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом при предъявлении настоящего иска не подтвержден факт совершения ответчиками каких-либо неправомерных действий, нарушающих его личные и неимущественные права либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд считает, что в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Макеева А.Ю. к СУ СК РФ по МО, ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский Вестник» о взыскании денежной компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий: О.Н. Матвеева