Судья Королева А. А. Дело № 33-4621/2022
№ 2-681/2022
64RS0047-01-2022-000032-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной С.В.,
судей Аракчеевой С.В., Голубева И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Шпановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в защиту неопределенного круга потребителей к товариществу собственников жилья «Телецентр» о возложении обязанности организовать места накопления твердых коммунальных отходов по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Телецентр» на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 09 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аракчеевой С.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация Октябрьского района МО «Город Саратов») обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ) «Телецентр» о возложении обязанности организовать места накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что специалистами отдела благоустройства администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» осуществлен осмотр территории по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет
ТСЖ «Телецентр».
Согласно акту обследования территории (объекта) от 08 октября 2021 года на прилегающей территории по вышеуказанному адресу контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова.
16 ноября 2021 года в адрес председателя ТСЖ «Телецентр» направлено письмо с требованием принять меры по обустройству контейнерной площадки на дворовой территории многоквартирного дома, которое не было исполнено.
Ссылаясь на изложенное, администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц обратилась с иском в суд и просила обязать ТСЖ «Телецентр» в течение двух месяцев с момента вынесения решения организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также обеспечить их содержание.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 09 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ТСЖ «Телецентр» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению автора жалобы, обязанность оборудовать площадку для сбора твердых коммунальных отходов у ТСЖ отсутствует, поскольку земельный участок под спорным многоквартирным домом не сформирован, собственники помещений многоквартирного дома решений об оборудовании контейнерной площадки, приобретении контейнеров, порядке и размере финансирования данных мероприятий не принимали. Выражает свое несогласие с тем, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица администрацию МО «Город Саратов».
Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. От администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
Согласно акту обследования территории (объекта) от 08 октября 2021 года на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов, не включены в реестр мест накопления ТКО на территории МО «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова.
Из ответа комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации
МО «Город Саратов» № от 25 октября 2021 года следует, что в комитет по управлению имуществом г. Саратова от ТСЖ «Телецентр» заявка на согласование создания мест (площадок) накопления ТКО не подавалась.
Положением об администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, определено, что администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации МО «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации МО «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Октябрьского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1).
Согласно п. 2.1.8 указанного Положения основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются, в том силе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе реальному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Решением Саратовской городской Думы от 26 февраля 2021 года № 84-662 в Положение об администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, внесены изменения, пп. 3.1.4 дополнен абзацем следующего содержания: «- осуществляет содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах».
Таким образом, администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в ее обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории района, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
16 ноября 2021 года в адрес председателя ТСЖ «Телецентр» направлено письмо с требованием принять меры по обустройству контейнерной площадки на дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, которое не было исполнено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно определил значимые по делу обстоятельства, применил к спорным правоотношениям нормы ст. 161 ЖК РФ, положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, оценил представленные в дело доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено, а потому требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491).
Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил № 491, ст. 36 ЖК РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В пункте 3.7.1 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил № 170).
Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Поскольку многоквартирный <адрес> находится под управлением ТСЖ «Телецентр», именно данная организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку.
Именно ТСЖ «Телецентр» обязано поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние, поскольку в силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.
При этом отсутствие сформированного под многоквартирным домом
<адрес> земельного участка, на котором он расположен, не освобождает ответчика от проведения мероприятий, предусмотренных Минимальным перечнем, поскольку содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч. ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Довод жалобы об отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об оборудовании на территории земельного участка контейнерной площадки не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность по организации контейнерной площадки для накопления бытовых отходов возложена на управляющую организацию императивными нормами действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации МО «Город Саратов» о незаконности решения районного суда не свидетельствует, поскольку на правильность выводов суда не влияет. Кроме того, в силу закона право определения круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, и обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░
2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░