Решение по делу № 33-6129/2022 от 29.07.2022

Дело № 2-301/2022

Дело № 33-6129/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей: Устьянцевой С.А., Данилевского Р.А.,

при секретаре Мустафиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Габдуллиной Виктории Александровны, к государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская больница № 5» г. Орска, министерству здравоохранения Оренбургской области, государственному автономному учреждению здравоохранения «Областная детская клиническая больница», министерству финансов Оренбургской области, территориальному фонду обязательного медицинского страхования Оренбургской области, федеральному фонду обязательного медицинского страхования об обязании принять меры к надлежащему, полному и своевременному обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами    

по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Оренбургской области

    на решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 мая 2022 года,

    заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

    прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что по обращению Габдуллиной В.А., выступающей в интересах несовершеннолетней ФИО1 о нарушении прав на лекарственное обеспечение её дочери, которой выставлен диагноз: сахарный диабет I тип, включённый в перечень социально значимых заболеваний, проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО1 решением бюро СМЭ от (дата) признана ребёнком-инвалидом. Дети-инвалиды, страдающие заболеванием «диабет», вправе по рецептам врачей получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости, а также инсулиновые шприцы, иглы к ним и средства диагностики. Процедура получения лекарственных препаратов не содержит условий о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Дети-инвалиды, страдающие заболеванием «диабет», вправе по рецептам врачей получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости, а также инсулиновые шприцы, иглы к ним и средства диагностики. Процедура получения лекарственных препаратов не содержит условий о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Исходя из стандарта медицинской помощи детям, страдающим заболеванием «сахарный диабет I тип», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 января 2021 года № 22н, усреднённый показатель кратности исследования глюкозы в крови составляет 1 672, а годовая потребность в тест-полосках - 33 упаковки (по 50 шт.) в год. ФИО1 в 2021 году было назначено и выдано 26 упаковок тест-полосок (по 50 шт. в каждой), т.е. в совокупности - 1 300 тест-полосок, что недостаточно для проведения ежедневных процедур. В соответствии со стандартом медицинской помощи ФИО1 необходимы тест-полоски для определения глюкозы и кетоновых тел в моче, а также лекарственный препарат «Глюкагон», которыми она не обеспечивается. Кроме того, ФИО1 в 2018 году в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, была установлена инсулиновая помпа Акку-Чек Спирит Комбо, которая ею используется до настоящего времени. Однако необходимые принадлежности, включая сервисный набор, несовершеннолетней не выдаются. Бездействие ответчиков ущемляет интересы ФИО1, как социально-незащищённого гражданина, вынуждает её законного представителя приобретать лекарственные изделия за счёт собственных средств, что не допустимо. Просил суд обязать ответчика обеспечить ребёнка-инвалида медицинскими изделиями, а именно: сенсором системы непрерывного мониторинга гликемии в количестве 24 шт. в год, сервисным набором ФИО3 мини в количестве 12 шт. в год; тест-полосками для исследования уровня глюкозы в крови (в количестве не менее 33 упаковок в год), тест-полосками для определения глюкозы и кетоновых тел в моче (в количестве 1 упаковки), лекарственным препаратом «Глюкагон», исходя из режима дозирования.

Определением суда от 9 февраля 2022 года к участию в деле в порядке части 3 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечена несовершеннолетняя ФИО1

Определением суда от 1 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальный фонд ОМС Оренбургской области, ФОМС, в качестве соответчиков - ГАУЗ «ОДКБ», министерство финансов Оренбургской области. Впоследствии статус указанных выше лиц был изменён на соответчиков.

    В судебном заседании помощник прокурора Корчагина А.О. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

ФИО1, ее законный представитель Габдуллина В.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска Фрейз Т.В., действующая на основании доверенности от (дата) , в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным отзыве на исковое заявление.

В судебное заседание представители ответчиков министерства здравоохранения Оренбургской области, Территориального фонда ОМС Оренбургской области, министерства финансов Оренбургской области, ГАУЗ «ОДКБ», ФОМС не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 мая 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, (дата) года рождения, в лице законного представителя Габдуллиной В.А., к ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска, министерству здравоохранения Оренбургской области удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на министерство здравоохранения Оренбургской области, ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска обеспечить несовершеннолетнюю ФИО1, (дата) года рождения, за счёт средств областного бюджета датчиками (сенсорами) «Фристайл Либра» в объеме, назначенном ГАУЗ «ОДКБ» (дата) (выписной эпикриз из стационара ), сервисным набором Акку-Чек Спирит Комбо мини (включая адаптер, батарею, крышку отсека для батареи, ключ для отсека с батареей). В удовлетворении остальной части исковых требований отказал. В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, (дата) года рождения, в лице законного представителя Габдуллиной В.А., к ГАУЗ «ОДКБ», министерству финансов Оренбургской области, территориальному фонду ОМС Оренбургской области, федеральному фонду ОМС - отказал. Взыскал солидарно с министерства здравоохранения Оренбургской области, ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска в доход муниципального бюджета «Город Орск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

    В апелляционной жалобе представитель министерства здравоохранения Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

    Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области Дмитриевой Е.С., действующей на основании доверенности от (дата) , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Поповой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований к ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска, а также в части отказа в удовлетворении исковых требований лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем в силу положений абзаца первого части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не проверяется.

    Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, (дата) года рождения, является ребенком-инвалидом с подтвержденным диагнозом: сахарный диабет I типа. Согласно справке от (дата) инвалидность установлена на срок до (дата).

Заключением врачебной комиссии ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска от 14 февраля 2022 года несовершеннолетней ФИО1 рекомендованы ланцеты и тест-полоски (при использовании НМГ количество измерений уровня глюкозы в крови снижено до 4 раз в день), тест-полоски на ацетон, лекарственный препарат «Глюкагон», инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе (согласно выписному эпикризу и годовой потребности). Показаний к установке НМГ не установлено.

    17 марта 2022 года ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска на имя ФИО1, (дата) года рождения, выдано направление на госпитализацию .

    Согласно выписному эпикризу из ГАУЗ «ОДКБ» от 25 марта 2022 года ФИО1 показано применение НМГ (флеш-мониторинга «Фристайл Либра») в течение 3 месяцев, для чего пациента необходимо обеспечить 6 датчиками (сенсорами) «Фристайл Либра» с последующим контролем врача-эндокринолога ГАУЗ «ОДКБ» для решения вопроса о необходимости дальнейшего использования системы НМГ. Ребёнок также нуждается в обеспечении тест-полосками для определения гликемии глюкометром в количестве 6 шт. в день (2 190 шт. в год), а при применении НМГ в количестве 4 шт. в день (1 460 шт. в год), препаратом «Глюкагон» 1 мг. (1 упаковка) до использования или до истечения срока годности.

    Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска, министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить несовершеннолетнею ФИО1 датчиками (сенсорами) «Фристайл Либра», а также сервисным набором Акку-Чек Спирит Комбо мини, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации (статьи 39, 41), положениями статей 4, 19, 29, 43, 70, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», постановления Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 гола № 3053-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», исходил из того, что ФИО1 в связи с имеющимся заболеванием сахарный диабет I типа нуждается в непрерывном мониторировании глюкозы, при этом датчиками (сенсорами) «Фристайл Либра», а также расходными материалами к инсулиновой помпе «Акку-Чек Спирит Комбо» она обеспечена не в полном объеме, не обеспечена также сервисным набором к инсулиновой помпе.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

    Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения ФИО15 медицинскими изделиями, не входящими в Перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, а также о том, что спорные расходы не являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

    Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505, (далее также – Федеральная программа) определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

    В соответствии с Федеральной программой при оказании высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом в качестве средства суточного мониторирования гликемии могут применяться системы флэш-мониторирования глюкозы и иные системы непрерывного мониторирования глюкозы.

Согласно разделу VIII Федеральной программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Разделом V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Оренбургской области, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, в котором предусмотрено терапевтическое лечение сахарного диабета 1 типа в детском возрасте, сопровождающегося высокой вариабельностью гликемии в виде подтвержденных эпизодов частой легкой или тяжелой гипогликемии.

    Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет собственного бюджета данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.

    Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

    Система для мониторинга уровня глюкозы, сервисные наборы в указанный Перечень не включены.

    Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

    Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

    В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

    Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно Стандарту медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утверждённому Приказом Минздрава России от 22 января 2021 года № 22н лечение сахарного диабета 1 типа у детей включает в себя исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

    В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

    Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

ФИО1 относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Материалами дела подтверждено, что ребенок-инвалид ФИО1 нуждается в непрерывном мониторинге глюкозы, который невозможен без датчика (сенсора) для мониторирования глюкозы, не предоставляемого ей бесплатно в настоящее время в назначенном объеме. Кроме того в связи с тем, что ФИО1 переведена на помповую инсулинотерапию, ей также должен быть предоставлен сервисный набор к инсулиновой помпе.

    При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части удовлетворения исковых требований об обеспечении несовершеннолетнего ФИО1, (дата) года рождения, за счёт средств областного бюджета датчиками (сенсорами) «Фристайл Либра», сервисным набором Акку-Чек Спирит Комбо мини по доводам апелляционной жалобы.

Учитывая положения статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании в солидарном порядке государственной пошлины с ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска, министерства здравоохранения Оренбургской области

Данный вывод судебная коллегия признает ошибочным в силу следующего.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно пункту 2 Положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года № 184-ук, министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции в части взыскания с министерства здравоохранения Оренбургской области в солидарном порядке государственной пошлины в размере 300 рублей в доход муниципального бюджета город Орск, поскольку ответчик как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 мая 2022 года отменить в части взыскания солидарно с министерства здравоохранения Оренбургской области, государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская больница № 5» г. Орска в доход муниципального бюджета «Город Орск» государственной пошлины в сумме 300 рублей. Абзац пятый резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: «Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская больница № 5» г. Орска в доход бюджета муниципального образования «Город Орск» государственную пошлину в сумме 300 рублей». В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

    

01.08.2022Передача дела судье
31.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2022Передано в экспедицию
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее