Судья Туаршев А.Р. Дело № 33-1893/23
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 декабря 2023 года г. Черкесск.
Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.,
при секретаре: Тагалековой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-43/20, УИД – 09RS0008-01-2019-000852-46, по частным жалобам представителя Гошоковой М.Н. – Кенчешаова З.Ф., Дышековой О.Ш., лица, не привлеченного к участию в деле, Джужуева Р.Б., на определение Хабезского районного суда КЧР от 20 июня 2023 года об отмене обеспечительных мер,
УСТАНОВИЛ:
Гозгешева С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР о признании недействительными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 09:03:0021119:330, 09:03:0021119:317, 09:03:0021119:60, 09:03:0021119:130, 09603:0000000:11754, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков, а также просил принять обеспечительные меры в виде запрета регистрационных действий, связанных с отчуждением данных земельных участков.
Определением судьи Хабезского районного суда КЧР от 25 декабря 2019 года в удовлетворении заявления об обеспечении иска отказано.
Определением суда от 20 февраля 2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика на Китова К.М., Гошокову М.Н., Гозгешева Х.О., Тлимахову М.Х. и Дышекову О.Ш.
21 февраля 2020 года Гозгешева С.А. вновь обратилась с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета регистрационных действий, связанных с отчуждением и оформлением прав собственности на спорные земельные участки.
Определением судьи Хабезского районного суда КЧР от 25 февраля 2020 года (ошибочно указано 2019) заявление было удовлетворено. Суд запретил совершать кому-либо какие-либо действия по реализации прав на государственную регистрацию в отношении спорных земельных участков.
Решением Хабезского районного суда КЧР от 22 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований Гозгешевой С.А. было отказано.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 29 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено. Производство по делу в части исковых требований к Гозгешеву Х.О. прекращено, исковые требования Гозгешева Х.О. (правопреемника Гозгешевой С.А.) к Китову К.М., Гошоковой М.Н., Тлимаховой М.Х. и Дышековой О.Ш. удовлетворены.
8 мая 2023 года представитель Гозгешева Х.О. Чагаров Т.С.-А. обратился с заявлением об отмене обеспечительных мер.
Определением Хабезского районного суда КЧР от 20 июня 2023 года обеспечительные меры, принятые по делу, были отменены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 октября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 29 марта 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В частной жалобе представитель ответчика Гошоковой М.Н. Кенчешаов З.Ф. просит отменить определение суда об отмене обеспечительных мер, ссылаясь на положения ч.3 ст. 144 ГПК РФ, устанавливающей, что при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
В частной жалобе ответчик Дышекова О.Ш. просит отменить судебный акт по аналогичным основаниям.
На определение суда от 20 июня 2023 года подана жалоба Джужуева Р.Б., лица, не являющегося лицом, участвующим в деле, в которой также ставится вопрос об отмене определения суда первой инстанции, со ссылкой на принадлежность ему земельного участка с кадастровыми номерами 09:03:0021119:330 и рассмотрение заявления об отмене ареста земельного участка в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, суд считает определение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
Так, согласно положениям части 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение суда первой инстанции об отмене обеспечительных мер должно быть мотивировано (пункт 21).
В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда (часть 3).
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" суд вправе отменить обеспечительные меры, в том числе если после принятия таких мер появились обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии необходимости их сохранения, если принятые меры стали несоразмерны заявленному требованию, нарушают права лиц, участвующих в деле, истребуемая денежная сумма внесена на лицевой (депозитный) счет суда или управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей.
В соответствии с пунктом 37 Постановления N 15 при удовлетворении иска принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. Вместе с тем, исходя из характера заявленных требований и фактических обстоятельств конкретного дела, суд вправе отменить обеспечительные меры одновременно с вынесением решения суда или после его вынесения, независимо от момента исполнения данного судебного решения, например, в случае, если принятые обеспечительные меры препятствуют его исполнению.
Следовательно, в случае удовлетворения иска обеспечительные меры по общему правилу сохраняют свое действие до исполнения судебного акта, их отмена возможна в конкретном случае исходя из характера заявленных требований и фактических обстоятельств конкретного дела.
Между тем, обращаясь в суд с заявлением об отмене обеспечительных мер, представитель истца не привел оснований для такой отмены.
Удовлетворяя заявление об отмене обеспечения иска, суд первой инстанции сослался лишь на вступление в силу судебного акта об удовлетворении заявленных требований и не указал основания и мотивы принятия решения об отмене обеспечительных мер до исполнения судебного постановления.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Разрешая заявление представителя истца об отмене обеспечительных мер, суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку по делу отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, принятый по существу спора.
Руководствуясь статьями 329, 330, 334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Хабезского районного суда КЧР от 20 июня 2023 года об отмене обеспечительных мер отменить и разрешить вопрос по существу.
Отказать в удовлетворении заявления представителя Гозгешева Х.О. Чагарова Т.С.-А. об отмене обеспечительных мер, принятых по гражданскому делу по иску Гозгешева Х.О. к Китову К.М., Гошоковой М.Н., Тлимаховой М.Х. и Дышековой О.Ш. о признании недействительными результатов межевания земельных участков, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков.
Председательствующий: