Решение от 19.09.2019 по делу № 2-662/2019 от 26.06.2019

11RS0016-01-2019-000934-05

дело № 2-662/2019

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 19 сентября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Гудовских Н. В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить земельный участок и осуществить кадастровые работы, взыскании убытков, компенсации морального вреда,

установил:

Гудовских Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО МР «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м. в кадастровом квартале , исходя из наличия у нее права на земельные участки площадью 750 кв.м. и 248 кв.м., возложении обязанности провести межевание земельного участка, который будет предоставлен органом местного самоуправления, возмещении материального ущерба с применением индексации в размере 7 379 рублей, компенсации морального вреда в размере 24 МРОТ. В обоснование требований указано, что родителям истца, как работникам Сыктывкарской птицефабрики, были предоставлены земельные участки в с. Выльгорт площадью 750 кв.м. и 248 кв.м. Право собственности на указанные земельные участки оформлено не было. После смерти отца Гудовских Н.В. один земельный участок был изъят. Ссылаясь на наличие у ее родителей права на земельный участок общей площадью 1000 кв.м., истец просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей земельный участок испрашиваемой площадью на территории с. Выльгорт, провести его межевание, а также возместить материальный ущерб, связанный с проведенными в отношении земельного участка с кадастровым номером межевыми работами, уплатой земельного налога и государственных пошлин, с выплатой компенсации морального вреда за длительные судебные тяжбы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратилась в суд с настоящим иском.

На основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения «Выльгорт».

Истец Гудовских Н.В. в судебном заседании заявленные требования уточнила, сформулировав их как требования о возложении на ответчика обязанности предоставить земельный участок общей площадью 1350 кв.м. в с. Выльгорт в кадастровом квартале , возместить материальный ущерб в размере 16 551 рубля, связанный с уплатой земельного налога и проведением кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером , возмещении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 1044 рубля с учетом инфляции, а также компенсации морального вреда в размере 24 МРОТ.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Кашкар Ю.Н., уполномоченная доверенностью, в судебном заседании требованиям истца возражала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу земельного участка испрашиваемой площадью и взыскания материального ущерба.

Третье лицо администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки суд не известило.

Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданских дел №2-641/2018 и 2-7/2019 Сыктывдинского районного суда РК, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Согласно положениям ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Судом установлено, что в пользовании Г.Ю.П., приходящейся истцу матерью, находился земельный участок площадью 248 кв.м. по <адрес>.

Право собственности Г.Ю.П. в отношении указанного земельного участка не зарегистрировано.

На момент рассмотрения спора указанный земельный участок используется истцом, на нем имеется хозяйственная постройка в виде сарая, однако указанный земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, право собственности на земельный участок за истцом не зарегистрировано.

Судом также установлено, что на основании приказа треста «Птицепром» Коми АССР №171 от 29.06.1979 в целях обеспечения работников птицефабрики землей для коллективного огородничества из фабричного фонда коллективного огородничества рабочим птицефабрики выделены земельные участки площадью 300 кв.м. на одного работающего и по 50 кв.м. на каждого члена семьи в возрасте до 18 лет, согласно прилагаемому к приказу списку работников.

Согласно архивной выписке ГУ Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» на основании вышеуказанного приказа Г.В.К., приходящемуся истцу отцом, выделен земельный участок площадью 750 кв.м. Право собственности на земельный участок площадью 750 кв.м. за Г.В.К. зарегистрировано не было.

Согласно объяснениям истца Гудовских Н.В., данным в судебном заседании, предоставленный птицефабрикой ее семье земельный участок площадью 750 кв.м. был изъят из пользования семьи после смерти отца Г.В.К.

Приводя в обоснование исковых требований указанные выше обстоятельства, и ссылаясь на наличие у родителей права на земельный участок в объеме 750 кв.м., предоставленный как работникам Птицефабрики, и с учетом наличия в пользовании участка площадью 248 кв.м, Гудовских Н.В. полагала возникшей у органа местного самоуправления обязанности предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 1350 кв.м под индивидуальное жилищное строительство.

Разрешая указанные требования по существу, суд исходит из следующего.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Действующим земельным законодательством предусмотрены основания и порядок предоставления земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Так, согласно положениям ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 кодекса.

Главой 5.1 Земельного кодекса РФ определены случаи и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков.

Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ закреплен порядок предоставления земельных участков.

Согласно приведенной статье предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Эти случаи предусмотрены в части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно: гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей; гражданам - членам молодых семей, в том числе членам неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст соответственно супругов или одного молодого родителя на дату подачи заявления не превышает 35 лет, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа; работникам государственных (муниципальных) медицинских, образовательных организаций и организаций культуры в Республике Коми, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, ветеранам боевых действий; гражданам - членам семей или одиноким гражданам, у которых их единственный жилой дом (жилое помещение) уничтожен(о) вследствие пожара или наводнения; молодым специалистам, возраст которых на дату подачи заявления о предоставлении земельных участков не превышает 35 лет, имеющим высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работающим в сельской местности по трудовому договору по основному месту работы в организациях агропромышленного комплекса или лесничествах в соответствии с полученной квалификацией; инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.

В силу пункта 3 статьи 5 вышеназванного Закона земельные участки предоставляются из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Таким образом, предоставление земельного участка в соответствии с установленным земельным законодательством порядком, в том числе и региональным, носит заявительный характер.

Судом установлено и лицами, участвующими в дела не оспаривалось, что Гудовских Н.В. в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не обращалась, на соответствующем учете, как лицо, нуждающееся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий, истец не состоит, решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанным видом разрешенного использования администрацией муниципального района «Сыктывдинский» не принималось.

Данных о том, что семья истца по смыслу приведенных выше положений пунктов 3 и 3.1 ст. 5.5 Закона № 59-РЗ является нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий Гудовских Н.В. в материалы дела не предоставлено.

По смыслу положений ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Разрешая требования Гудовских Н.В., суд исходит из того, что решение вопросов по предоставлению земельных участков отнесено законодательно к компетенции органов местного самоуправления, тогда как суд не вправе в порядке судопроизводства вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, подменять их компетенцию, и с учетом отсутствия в материалах дела доказательств нарушения ответчиком прав истца, связанных с предоставлением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд находит, что избранный Гудовских Н.В. способ защиты своих прав, с учетом отсутствия данных о соблюдении установленного законом административного порядка предоставления земельного участка уполномоченным органом, не может обеспечить восстановление права истца.

При этом суд полагает необходимым отметить, что истец не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.

Оценивая доводы Гудовских Н.В., сводящиеся к наличию у ее родителей права на земельный участок, что, по мнению истца, свидетельствует о возникновении у нее права на земельный участок заявленной площадью, суд исходит из следующего.

Действительно, как указывалось выше на основании приказа треста «Птицепром» Коми АССР №171 от 29.06.1979 в целях обеспечения работников птицефабрики землей для коллективного огородничества из фабричного фонда коллективного огородничества семье Гудовских выделен земельный участок площадью 750 кв.м.

Согласно действующей на момент предоставления земельного участка статьи 26 Земельного кодекса РСФСР года колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения в установленных законом случаях могли предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки во вторичное пользование.

В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование.

Вопросы предоставления земельных участков в 1979 году на территории Республики Коми регулировались Земельным кодексом Республики Коми, в соответствии со статьей 67 которого колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации вправе были выделять землю отдельным работникам и группам работников, перешедшим на внутрихозяйственный арендный подряд, во временное пользование в порядке, предусмотренном статьей 10 Земельного кодекса РК.

Согласно положениям статьи 10 Земельного кодекса РК во временное пользование земельные участки передавались гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям Советами народных депутатов из земель, находящихся в их ведении, а также землевладельцами, землепользователями и арендаторами (при долгосрочной аренде) из их земель по договору, который регистрировался в Совете народных депутатов.

В соответствии с положениями приведенной статьи предельный срок временного пользования землей устанавливался не более 5 лет. Сверх указанного срока земельные участки могли быть предоставлены в порядке аренды. Во временное пользование гражданам земельные участки предоставлялись для огородничества, сенокошения, выпаса скота из земель, находящихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов. Предприятия, учреждения и организации могли выделять участки для этих целей из земель, находящихся в их владении.

Анализ установленных при рассмотрении дела обстоятельств с учетом земельного законодательства, действовавшего в спорный период, позволяет сделать вывод, что земельный участок площадью 750 кв.м предоставлялся семье Гудовских во временное пользование, и в отсутствие иных данных, которые свидетельствовали бы о предоставлении участка на ином вещном праве, предоставленный в материалы дела приказ Сыктывкарской птицефабрики треста «Птицепром» не может расцениваться как правоудостоверяющий документ.

Не могут остаться без внимания суда и предоставленные в материалы дела копии похозяйственных книг Выльгортского Сельсовета за период с 1970-1988 гг., в которых отсутствуют сведения о нахождении в пользовании Г.В.К. и Г.Ю.П. каких-либо земельных участков.

Как видно из материалов дела и не оспаривалось Гудовских Н.В. в судебном заседании, органом местного самоуправления решение о передаче в собственность Г.В.К., Г.Ю.П. или самой Гудовских Н.В. земельного участка испрашиваемой площадью в установленном порядке не принималось, с таким заявлением при жизни Г.В.К. и Г.Ю.П. в администрацию не обращались.

Более того, суд учитывает и выводы, содержащиеся в решении Сыктывдинского районного суда РК от 20.11.2018, которым право собственности Гудовских Н.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, - прекращено ввиду признания отсутствующим права наследодателя на указанный участок площадью 800 кв.м. Названным решением признана недействительной выписка из похозяйственной книги № 2 о наличии у Г.Ю.П. на праве фактического пользования земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, выданная 29.07.2015 администрацией сельского поселения «Выльгорт».

Материалы дела не содержат в себе документов, свидетельствующих о предоставлении семье Гудовских Н.В. до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве ПНВ или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в испрашиваемом объеме.

Более того, не может остаться без внимания суда и то обстоятельство, что земельный участок, предоставленный Г.В.К. на основании вышеуказанного приказа, предоставлен под коллективное огородничество, для осуществления посадок, а не для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства, а равно оснований полагать, что на основании указанного выше приказа у Гудовских Н.В. возникло право на предоставление ей земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, у суда не имеется.

По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные права.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

В свою очередь, отсутствие доказательств, подтверждающих принятие истцом надлежащих мер к соблюдению порядка предоставления земельного участка и оформлению в собственность такого земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством, не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов данного лица, а равно оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Не подлежат удовлетворению и исковые требования в части возложения на ответчика обязанности провести кадастровые работы в отношении испрашиваемого истцом к предоставлению земельного участка, поскольку с учетом выводов, к которым суд пришел выше, свидетельствующих об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению Гудовских Н.В. земельного участка, правовых оснований для их удовлетворения не имеется.

Разрешая по существу требования Гудовских Н.В. о возмещении материального ущерба, связанного с оплатой проведенных ИП Волокитиным С.В. и ООО «Комзем» кадастровых работ по образованию земельного участка и уплатой земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , с учетом инфляции, и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При рассмотрении требования о взыскании убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков у истца, факт противоправного поведения ответчика и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.

Таким образом, требуя возмещения убытков, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.

В рассматриваемом случае такая совокупность фактов не установлена.

Из материалов дела следует, что 06.08.2014 Гудовских Н.В. заключен договор с ООО «КомЗем», по условиям которого ООО «КомЗем» обязуется выполнить геодезические работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, уд. Северная. Стоимость услуг определена сторонами в 7000 рублей, и оплачена истцом, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией. В рамках указанного договора ООО «КомЗем» составлена схема границ земельного участка площадью 248 кв.м.

Из материалов дела также следует, что 24.08.2015 Г.Ю.П. заключен договор с ИП Волокитиным С.В.? по условиям которого исполнитель взял на себя обязательства по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>. Стоимость работ определена сторонами в 15 000 рублей и оплачена Г.Ю.П., что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией.

В рамках указанного договора ИП Волокитиным С.В. уточнены границы земельного участка с кадастровым номером и составлена схема расположения образуемого земельного участка, площадью 470 кв.м.

Из материалов дела следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления Г.Ю.П. от 03.08.2015, предоставившей для регистрации права на спорный земельный участок выписку из похозяйственной книги, выданную администрацией сельского поселения «Выльгорт» 29.07.2015, о наличии у Г.Ю.П. на праве фактического пользования земельного участка, предоставленного для личного подсобного хозяйства, площадью 800 кв.м.

На основании указанной выписки из похозяйственной книги от 29.07.2015 о наличии у гражданина права на земельный участок 15.08.2015 зарегистрировано право собственности Г.Ю.П. на земельный участок, площадью 800 кв.м из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.10.2016, выданного нотариусом Сыктывдинского нотариального округа Республики Коми, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком Гудовских Н.В.

Как указывалось ранее, решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.11.2018 право собственности Гудовских Н.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с<адрес>, - прекращено ввиду признания отсутствующим права наследодателя на указанный участок площадью 800 кв.м. Названным решением признана недействительной выписка из похозяйственной книги № 2 о наличии у Г.Ю.П. на праве фактического пользования земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, выданная 29.07.2015 администрацией сельского поселения «Выльгорт».

Обращаясь в суд с требованиями в названой части, Гудовских Н.В. ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, полагала, что понесенные ее матерью Г.Ю.П. расходы по проведению кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером в целях оформления права на него, а также уплата земельного налога являются убытками, причиненными действиями органа местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский», поскольку судебным актом отказано в признании права собственности Г.Ю.П. на земельный участок площадью 800 кв.м., а впоследствии на основании решения суда прекращено право собственности истца на указанный земельный участок.

Между тем, в рассматриваемом случае Гудовских Н.В. не доказана совокупность фактов, подлежащих установлению при рассмотрении требований о взыскании ущерба, а именно, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом в виде уплаченного земельного налога и расходов по проведению кадастровых работ.

Само по себе выполнение ООО «КомЗем» и ИП Волокитным С.В. кадастровых работ по образованию земельного участка, безусловно, не свидетельствует о нарушении прав истца действиями ответчика и, как следствие, о причинении убытков.

Факт незаконности действий администрации муниципального района «Сыктывдиснкий» и его вина, выразившаяся в издании незаконного правового акта, повлекшего возникновение убытка, при рассмотрении дела не установлены.

Из материалов дела следует, что понесенные расходы связаны с оформлением прав на земельный участок с кадастровым номером , постановкой участка на кадастровый учет, реализацией Г.Ю.П. и Гудовских Н.В. права собственности на участок, а равно при изложенных обстоятельствах, исковые требования в названной части удовлетворению не подлежат, поскольку они не находятся в непосредственной причинно-следственной связи с действиями ответчика.

А сам по себе отказ в удовлетворении заявленных Г.Ю.П. требований, а впоследствии прекращение права собственности Гудовских Н.В. в отношении земельного участка кадастровым номером на основании судебных постановлений не свидетельствует о незаконности действий органа местного самоуправления.

Поскольку неправомерных действий со стороны администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», которые могли бы повлечь возникновение ущерба у истца, судом не установлено, требования о возмещении убытков удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, и не находя оснований для их удовлетворения, суд исходит из того, что ответчиком не допущено нарушения неимущественных прав истца.

В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда в связи с нарушением имущественных прав должна быть прямо предусмотрена законом.

На основании п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Отказывая в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения истцу ответчиком физических и нравственных страданий. Гудовских Н.В. не доказала вину ответчика в причинении морального вреда, а также не представила доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчика и физическими и нравственными страданиями.

В рассматриваемом случае суд полагает необходимым отметить, что по существу требование о компенсации морального вреда является производным от основного требования имущественного характера, поскольку целью обращения Гудовских Н.В. с рассматриваемым иском является защита ее имущественных прав путем предоставления земельного участка и возмещении убытков, а равно, заявленные требования о компенсации морального вреда, не являются самостоятельными исковыми требованиями, не связаны с защитой неимущественных прав (нематериальных благ).

Принимая во внимание положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учётом выводов, к которым суд пришел выше, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1350 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 551 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.09.2019.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-662/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гудовских Наталья Владимировна
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Другие
администрация МО СП "Выльгорт"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее