Председательствующий по делу Дело №33-4010/2023
Судья Цукерман С.Ю.
(дело в суде первой инстанции № 2-286/2018 (№13-165/2023)
(УИД 75RS0027-01-2018-000207-84)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Забайкальский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Кожиной Е.А.
при секретаре Пучковской А.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 1 ноября 2023 г. материалы гражданского дела по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Шилкинское» об обязании совершить определенные действия
по частной жалобе представителя Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» по доверенности Смородниковой О.А.
на определение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2023 г., которым постановлено:
Заявление администрации городского поселения «Шилкинское» о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести по исполнительному производству от 19.08.2018 №15718/18/75066-ИП замену должника с администрации городского поселения «Шилкинское» (673370, Забайкальский край, г.Шилка, ул.Балябина, д.138А, ИНН 7527007205, ОГРН 1057527013477) на акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания (АО «ЗабТЭК», 672000, г.Чита, ул.Петровская, 44 ИНН 7536169210, ОГРН 1177536007395)
УСТАНОВИЛ:
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 мая 2018 г., исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Шилкинское» об обязании совершить определенные действия были удовлетворены. На администрацию городского поселения «Шилкинское» до 30 августа 2018 г. возложена обязанность: организовать проведение капитального ремонта магистрального водовода от артезианской скважины на берегу реки Шилка Забайкальского края до водонапорного бака по ул.Комсомольская г.Шилки Забайкальского края, протяжённостью 5000 м; проведение капитального ремонта канализационного коллектора от КНС № 2 по ул.Пролетарская г.Шилки до очистных сооружений на р.Шилка Забайкальского края, протяжённостью 1800 м; разработать до 30 августа 2018 г. схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» (т.1 л.д. 127-128, 154-158).
19 августа 2018 г. Шилкинским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю на основании исполнительного документа, выданного Шилкинским районным судом по делу № 2-286/2018 и содержащего требование о возложении на администрацию обязанности по организации капитального ремонта, возбуждено исполнительное производство №15718/83/75066-ИП (т.1 л.д. 163).
Определениями Шилкинского районного суда Забайкальского края от 18 сентября 2018 г. (т.1 л.д.202-203), от 21 ноября 2019 г. (т.1 л.д. 210) определением от 21 октября 2020 г. (т.1 л.д. 105-106) администрации городского поселения «Шилкинское»предоставлялась отсрочка исполнения решения суда на срок до 1 сентября 2019 г., до 31 сентября 2020 г. и до 30 сентября 2021 г.
Определениями Шилкинского районного суда Забайкальского края от 20 января 2022 г., от 21 сентября 2022 г., от 8 февраля 2023 г. администрации городского поселения «Шилкинское» отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда (т.2 л.д.127-128, 141-142, 264-266).
Определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 8 ноября 2022 г., администрации городского поселения «Шилкинское» отказано в прекращении исполнительного производства № 55718/18/75066-ИП (т.2 л.д. 229-230).
26 апреля 2023 г. представитель администрации городского поселения «Шилкинское» по доверенности Антипина Н.В. обратилась в суд с заявлением о замене стороны должника в исполнительном производстве № 15718/18/75066-ИП от 19 августа 2018 г. с администрации городского поселения «Шилкинское» на Акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее АО «ЗабТЭК»). В обоснование требований указала, что Администрацией городского поселение решения суда выполнено частично, обязанность по оставшейся части невыполненных работ, а именно: ремонт водовода от ул.Набережной до нагорных баков по ул.Комсомольская; проведение капитального ремонта канализационного коллектора от КНС № 2 до ОЧС перешла по концессионному соглашению от 1 января 2022 г. к АО «ЗабТЭК» (т.3 л.д.1-2).
Судом постановлено приведенное выше определение (т.3 л.д.104-114 ).
Определением суда от 9 августа 2023 г. АО «ЗабТЭК» восстановлен процессуальный срок на подачу частной жалобы (т. 3 л.д. 158-160).
В частной жалобе представитель АО «ЗабТЭК» по доверенности Смородникова О.А. просит определение суда отменить. Ссылается на то, что концессионное соглашение от 1 января 2022 г. не было заключено, имущество не было передано по акту приема-передачи и не находится в ведении АО «ЗабТЭК». При заключении концессионного соглашения АО «ЗабТЭК» полагал, что администрация исполнит свои обязательства по решению суда, в концессионном соглашении не указано, что АО «ЗабТЭК» должно выполнять данные обязательства. Отмечает, что в решении суда и на стр. 42-43 концессионного соглашения от 1 января 2022 г. указаны разные виды работ, также указана протяженность выполнения работ. Кроме того, по концессионному соглашению АО «ЗабТЭК» должен осуществлять текущий ремонт указанных мероприятий с 2021 г. по 2025г., а не капитальный ремонт. Считает, что администрация городского поселения «Шилкинское» обязанность по капитальному ремонту спорного имущества по концессионному соглашению АО «ЗабТЭК» не передавала (т.3 л.д. 138-139).
В соответствии с правилом абзаца второго части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, частная жалоба рассмотрена с извещением лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав объяснения представителя АО «ЗабТЭК» по доверенности Смородниковой О.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя администрации городского поселения «Шилкинское» Девятериковой Е.В. об оставлении определения суда без изменения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
На основании части 2 указанной статьи судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
Основой правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права.
Вне зависимости от основания материального правопреемства процессуальное правопреемство допускается лишь после того, как произойдет замена в материальном правоотношении.
Согласно приведенной выше правовой норме статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перевод долга рассматривается как случай выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении, когда суд допускает замену стороны ее правопреемником.
Удовлетворяя заявление о замене должника администрации городского поселения «Шилкинское» на АО «ЗабТЭК» в исполнительном производстве, проанализировав условия концессионного соглашения от 1 января 2022 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что переход прав на муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры, посредством которых АО «ЗабТЭК» осуществляет свои функции ресурсоснабжающей организации, неизбежно влечет переход обязанностей по надлежащему содержанию такого имущества, его эксплуатации в строгом соответствии с требованиями закона, а возложенная решением суда обязанность по приведению имущества в надлежащее состояние в целях его нормальной эксплуатации, не выполненная прежним владельцем, переходит к новому владельцу данного имущества.
С данными выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 4 статьи 3 Закон о концессионных соглашениях установлено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
Согласно пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Закон о концессионных соглашениях обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, а также описание, в том числе техникоэкономических показателей, объекта концессионного соглашения являются существенными условиями Концессионного соглашения.
Согласно статьи 42 указанного Федерального закона Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, содержит и следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения); предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из материалов дела следует, что <Дата> между муниципальным образованием городского поселения «Шилкинское» (концедент), с одной стороны, АО «ЗабТЭК» (концессионер), с другой стороны и Забайкальский край, в лице Губернатора Забайкальского края, с третьей стороны, совместно именуемые стороны, заключено концессионное соглашение в отношении муниципальных объектов инфраструктуры, предназначенных для холодного водоснабжения и водоотведения потребителей муниципального образования городское поселение «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район Забайкальского края (т.3 л.д. 3-21).
Пунктом 1.1. Концессионного соглашения предусмотрено, что Концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать объекты водоснабжения, водоотведения, состав и описание которых приведены в разделе 2 настоящего Соглашения (далее – Объекты Соглашения), право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять с использованием Объектов Соглашения производство подъем, очистку, транспортировку холодной воды, прием транспортировку, очистку сточных вод в целях обеспечения бесперебойного, надежного и безопасного холодного водоснабжения, водоотведения потребителей муниципального образования городского поселения «Шилкинское». А Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной в Соглашении деятельности.
Реконструкция Объекта Соглашения представляет собой мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического и функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (п. 1.2.).
Согласно пункту 2.1. Объектом соглашения являются объекты водоснабжения, водоотведения совокупность объектов коммунальной инфраструктуры предназначенных для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения. В целях реализации настоящего Соглашения Концедент обязуется передать, а Концессионер обязуется принять имущество, указанное в Приложении № 1, а также права владения и пользования указанным имуществом в срок, установленный в пункте 10.4 настоящего соглашения. Описание недвижимого имущества, которое находится в собственности Концедента на дату заключения настоящего Соглашения, приведено в Приложении № 1. На момент заключения настоящего Соглашения имущество, указанное в приложении №1, является собственностью Концедента, что подтверждается соответствующими документами о праве собственности. Данные о правоустанавливающих и правоподтверждающих документах, указаны в Приложении № 1.
Из пункта 3.1. следует, что Концедент обязуется передать Концессионеру, а Концессионер обязуется принять имущество, указанное в разделе 2 настоящего Соглашения, также права владения и пользования указанным имуществом в срок, установленный в пункте 10.4. настоящего Соглашения. Фактическая передача Концедентом Концессионеру объектов, указанных в разделе 2 настоящего Соглашения, осуществляется по акту приема-передачи по форме согласно Приложению № 7 к настоящему соглашению, подписываемому сторонами.
Срок передачи Концедентом Концессионеру имущества, которое находится в собственности Концедента составляет 90 дней с даты подписания сторонами настоящего Соглашения (п. 10.4).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляет АО «ЗабТЭК» на основании концессионного соглашения от 1 января 2022 г.
Фактическое осуществление деятельности АО «ЗабТЭК» по концессионному соглашению, а также использование объектов Соглашения при осуществлении деятельности подтверждено установленными по делу обстоятельствами, иного материалы дела не содержат.
Поскольку Соглашение исполнялось сторонами, коммунальные услуги населению городского поселения «Шилкинское» АО «ЗабТЭК» оказываются, доводы заявителя частной жалобы о том, что концессионное соглашение от 1 января 2022 г. не было заключено, так как имущество не было передано по акту приема-передачи и не находится в ведении АО «ЗабТЭК», судом апелляционной инстанции отклоняются.
Вместе с тем, ссылка в жалобе на то, что обязанность администрации городского поселения «Шилкинское» по невыполненной части работ по ремонту водовода от ул. Набережной до нагорных баков по ул.Комсомольская, проведению капитального ремонта канализационного коллектора от КНС № 2 до ОЧС по концессионному соглашению от 1 января 2022 г. к АО «ЗабТЭК» не переходила, заслуживает внимание.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.2 концессионного соглашения, концессионер обязан: за свой счет создать и реконструировать объекты соглашения (имущество, входящее в состав объектов соглашения) в соответствии с заданием и основными мероприятиями по созданию и реконструкции имущества в составе объекта соглашения (Приложение № 4).
В соответствии с заключенным концессионным соглашением от 1 января 2022 г., перечень мероприятий по созданию и реконструкции в отношении объекта Соглашения устанавливается в соответствии с Инвестиционными программами Концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (п. 4.4.)
Объем инвестиций, привлекаемых Концессионером в целях создания и (или) реконструкции объекта Соглашения, указывается в Приложении № 4 к настоящему Соглашению (п. 4.6.).
Согласно пункту 6.1. Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) имущество, входящее в состав объекта соглашения в установленном настоящим соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения.
Пунктом 6.2. предусмотрено, что Концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения.
Из Приложения № 4 к указанному соглашению, в числе инвестиционных мероприятий указаны: ремонт водовода от ул.Набережная до нагорных баков по ул.Комсомольская, в период с 2021 г. по 2025 г., общей стоимостью 17 244 000 рублей (стр.42), а также ремонт напорного коллектора от КНС № 2 до ОЧС, в период с 2021 г. по 2025 г., общей стоимостью 7 399 000 рублей (стр.43) (т.3 л.д.44-45).
Таким образом, концессионным соглашением предусмотрена обязанность АО «ЗабТЭК» по ремонту спорного имущества, в объеме инвестиций, установленным указанном соглашении.
Между тем, из материалов дела следует, что стоимость капитального ремонта магистрального водопровода и канализационного коллектора, которую требуется провести администрации городского поселения «Шилкинское» в рамках исполнения решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2018 г., значительно превышает стоимость работ, указанных в концессионном соглашении.
Так, из материалов дела следует, что 6 апреля 2020 г. администрацией городского поселения «Шилкинское» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту водозабора р.Шилка и инженерных сетей водоснабжения стоимостью 32 299 143,45 рублей (т.3 л.д. 182).
Из ответа администрации городского поселения Шилкинское» от 26 октября 2023 г. следует, что вышеуказанный контракт исполнен частично на сумму 29 185 700,80 рублей, контракт расторгнут соглашением от 26 декабря 2020 г. (т.3 л.д.179).
На капитальный ремонт участка сети холодного водоснабжения от ул.1-я Набережная до баков запаса воды ул. Комсомольская разработана смета по ценам в текущем уровне цен 2 квартала 2022 г. на сумму 23 312 890,68 рублей (т.3 л.д.261). Согласно имеющейся в деле смете, составленной в аналогичном периоде, стоимость капитального ремонта канализационного коллектора составляет 23 398 160,40 рублей (т.2 л.д. 250).
Из ответа Шилкинского РОСПУФССП России по Забайкальскому краю от 26 октября 2023 г., следует что в рамках исполнительного производства должником администрацией городского поселения «Шилкинское» в период с 2020 г. по 2022 г. был проведен капитальный ремонт участка магистрального водовода от водозабора на берегу реки Шилка до ул.1-я Набережная, протяженностью 2800 м. Для выполнения оставшихся работ необходима сумма в размере 48 278 975,05 рублей (т.3 л.д.266).
Кроме того, из ответа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 октября 2023 г. следует, что для АО «ЗабТЭК» на территории муниципального образования городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края утверждена инвестиционная программа в сфере водоснабжении на 2021-2023 годы приказом РСТ Забайкальского края от 16 сентября 2022 г. № 197-НПА, а также инвестиционная программа в сфере водоотведения на 2021-2030 годы приказом РСФСР Забайкальского края от 16 сентября 2022 г. № 198-НПА. Затраты на проведение капитального ремонта должны быть учтены в инвестиционной программе. Однако указанные в решении Шилкинского районного суда Забайкальского края от 5 марта 2018 г. мероприятия, отсутствуют в инвестиционной программе, а также отсутствуют в концессионном соглашении (т.3 л.д. 267-268).
Соответственно, расходы на выполнение таких мероприятий, не могут быть возложены на АО «ЗабТЭК» в порядке процессуального правопреемства на основании концессионного соглашения.
Кроме того, концессионер не является правопреемником должника. Перевод долга по обязательствам администрации городского поселения «Шилкинское» концессионным соглашением на АО «ЗабТЭК» не предусмотрен, других доказательств перемены лиц в обязательстве заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, закрепленной в пункте 14 Обзора судебной практики N 1 2017, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года, переход права собственности на недвижимое имущество в ходе исполнительного производства, возбужденного в отношении предыдущего собственника, на которого вступившим в законную силу решением суда возложена обязанность о приведении этого имущества в прежнее состояние, влечет переход данной обязанности на нового собственника.
В данном случае, переход права собственности на спорное имущество от администрации городского поселения «Шилкинское» к АО «ЗабТЭК» не произошел, соответственно основания для применения норм права о процессуальном правопреемстве отсутствуют.
Таким образом, обстоятельства, указанные заявителем в обоснование замены должника в исполнительном производстве согласно действующему законодательству не относятся к случаям перемены лиц в обязательствах и не свидетельствуют о выбытии должника – администрации городского поселения «Шилкинское» из исполнительного производства.
В силу изложенного, определение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу, путем отказа в удовлетворении заявления администрации городского поселения «Шилкинское» о замене должника в исполнительном производстве.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2023 г. отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления администрации городского поселения «Шилкинское» о замене в исполнительном производстве от 19 августа 2018 г. №15718/18/75066-ИП должника администрации городского поселения «Шилкинское» (673370, Забайкальский край, г.Шилка, ул.Балябина, д.138А, ИНН 7527007205, ОГРН 1057527013477) на акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания (АО «ЗабТЭК», 672000, г.Чита, ул.Петровская, 44 ИНН 7536169210, ОГРН 1177536007395), отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Судья Забайкальского краевого суда Кожина Е.А.
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено «24» ноября 2023 г.