Решение по делу № 2-3343/2022 от 16.09.2022

К делу №2-3343/2022

УИД:    23RS0003-01-2022-006070-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2022 года г-к.Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Кравцовой Е.Н.,

при секретаре Дубинной А.Р.,

с участием истца Скоробогатова Е.А., её представителя по устному заявлению Скоробогатов И.В., представителя ГУ – ОПФР РФ по КК Богданова Н.П,. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления по делам семьи и детей администрации МО г.-к. Анапа Севостьянова А.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Скоробогатова Е.А., действующей в интересах несовершеннолетних Скоробогатова Л.И., Кабаков Р.А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, действий (бездействия) ГУ – ОПФР РФ по <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Скоробогатова Е.А., действующая в интересах несовершеннолетних Скоробогатова Л.И., Кабаков Р.А., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по КК о признании незаконным решения, действий (бездействия) ГУ – ОПФР РФ по <адрес>.

В обоснование иска указала, что ей незаконно отказано в в рассмотрении её о распоряжении частью средств материнского капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением второго ребенка с указанием на то, что «заявителем представлены недостоверные сведения (неверно указана сумма доходов (не соответствует предоставленным документам), по справке из базы данных ПФР доход ребенка Кабаков Р.А. так же указан неверно)», не указано, в какой именно части заявления ею допущена ошибка. Сведения о вознаграждении за выполнение трудовых и иных обязанностей, о суммах пенсий, пособий и иных аналогичных выплат получаются Пенсионным фондом с помощью ФНС России (автоматизированная система «Налог-3»/единой системы межведомственного взаимодействия) и решение принимается на основании запрашиваемых Пенсионным фондом в порядке внутри- и межведомственного взаимодействия сведений. Причиной обращения в суд послужило то, что пособие начисляется со дня подачи заявления и, в случае его повторной подачи, теряется часть выплат необходимых для содержания детей, в том числе ребенка-инвалида Кабаков Р.А. В связи с вышеизложенным, просит признать решение ГУ-ОПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ГУ ОПФ РФ по <адрес> удовлетворить заявление Скоробогатова Е.А. о распоряжении средствами материнского капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением второго ребенка.

В судебное заседание истец просила иск удовлетворить, пояснив, что не знала точную сумму выплат на ребенка-инвалида, Кабаков Р.А., так как она постоянно менялась в течение года. Полагает, что Пенсионный фонд на основании п. 8 Порядка осуществления ежемесячных выплат и приложения должен самостоятельно запрашивать находящиеся у него в распоряжении сведения о выплатах ребенку-инвалиду и принимать решение на их основании, а не на основании ориентировочной суммы дохода указанной в заявлении. При заполнении формы заявления на портале Государственных и муниципальных услуг Российской Федерации отсутствует возможность поставить прочерк в графе сумма доходов, если заявитель ее не знает. В связи с этим, она была вынуждена указать ориентировочную сумму доходов. Также в графе подтверждающий документ она была вынуждена поставить справка из ПФР, так как возможность указать «не предоставляется» или продолжить заполнение заявления, не указав какие-либо сведения о подтверждающем документе, разработчиками не предусмотрена.

Представитель истца пояснил, что к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала приложена справка о доходах супруга за 2021, справка о доходах супруга за 2022 год истцом не приложена. При этом, достоверность сведений, справки о доходах ответчиком под сомнение не ставится. Таким образом, речь идет не о предоставлении истцом неверных документов о доходах супруга, как указано в обжалуемом решении, а о неполном предоставлении документов о доходах – не предоставлены сведения о доходах супруга за январь 2022. Полагает, что в данном случае сведения о вознаграждении за выполнение трудовых обязанностей должны запрашиваться ответчиком из ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Представитель ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по КК возражала против иска, указала, что сумма доходов старшей дочери (ребенок-инвалид) полученная по сведениям из информационной базы данных ПФР, не соответствует сумме доходов, указанной в приложении к заявлению (истец указывает большую сумму). К заявлению о распоряжении средствами материнского капитала приложена справка о доходах супруга за 2021 год (справка о доходах супруга за 2022 год истцом не представлена), тогда как при подаче заявления о распоряжении средствами материнского капитала в связи с рождением второго ребенка в августе 2022 года в расчет среднедушевого дохода семьи учитываются доход семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Сумма доходов супруга, указанная в предоставленной истцом справке за 2021 год, не соответствует сумме доходов супруга, указанной истцом в приложении к заявлению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В случае предоставления заявителем подтверждающих доход документов, данные сведения о доходе пенсионным фондом не запрашиваются на основании п. 20 Порядка осуществления ежемесячной выплаты. Возможность корректировки (уменьшения) суммы доходов, указанных истцом в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала в программном комплексе отсутствуют. Истец могла указать сумму доходов «0» при подаче заявления через портал Государственных и муниципальных услуг Российской Федерации, в данном случае ГУ ОПФ РФ по <адрес> скорректировал бы сумму дохода ребенка-инвалида. Справка из ПФР истцом при подаче заявления не предоставлялась, вместе с тем возможность указать - «не предоставляется» или продолжить заполнение заявления, не указав какие-либо сведения о подтверждающем документе, разработчиками не предусмотрена.

В судебное заседание представитель третьего лица, Управления по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа, просила принять решение в интересах несовершеннолетних.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст 56 СК РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом».

Из уведомления об отказе в удовлетворении заявления от 16.08.2022 №36607 следует, что решение принималось в соответствии спунктом 2 части 2 статьи 8 федерального закона от 29.12.2006 г №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении), а именно: «заявителем представлены недостоверные сведения (неверно указана сумма доходов (не соответствует предоставленным документам), по справке из базы данных пфр доход ребенка так же указан неверно)».

В соответствии с ч.1.1. ст. 8 федерального закона от 29.12.2006 г №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: «Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и направить ответ в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их поступления в такие органы и организации».

Согласно ч. 6 ст.1 федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения».

В соответствии с п.8 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2017 г. N 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка»: «К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением N 2 К настоящему Приказу (далее - документы)».

Согласно п. 20 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2017 г. N 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка»: « Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении заявления о назначении выплат либо об отказе в удовлетворении заявления о назначении выплат, запрашиваются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно».

Согласно приложению №2 Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2017 г. N 889н:

- Сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора Способ получения ФНС России (автоматизированная информационная система "Налог-3")/посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

- Сведения о суммах пенсии, пособий и иных аналогичных выплат, в том числе выплат по обязательному социальному страхованию и выплат компенсационного характера, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации Способ получения Пенсионный фонд Российской Федерации (единая государственная информационная система социального обеспечения)/посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка в данном случае принимается на основании указанных в приложении №2 документов (сведений) о доходах, полученных ответчиком посредством межведомственного взаимодействия, либо их документарных подтверждений (справок о доходах по установленной форме) предоставленных заявителем, а не сведений о доходах указанных в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала.

Между тем заявления истца рассмотрено ответчиком без учета указанных норм закона.    

Понятие недостоверных сведений о доходах и недостоверности сведений о доходах как основании для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на ежемесячные выплаты в вышеприведенных нормативных правовых актах отсутствует.

    Возможность заявителя указать «0» в графе сведения о доходах при подаче заявления через Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации само по себе не является основанием для принятия решения о не предоставлении заявителем сведений о доходах и последующим направлении межведомственных запросов, так как свидетельствует об отсутствии дохода за указанный период времени. Отсутствие возможности корректировки (уменьшения) суммы доходов, указанных истцом в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала, в программном комплексе не является неустранимым препятствием и основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Вместе с тем суд не располагает всеми необходимыми сведениями для установления наличия (отсутствия) у истца права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением второго ребенка. Истцом не предоставлена справка о доходах супруга за январь 2022 г., а ответчиком, вопреки требованиям закона, не получены посредством межведомственного взаимодействия сведения о доходах супруга за январь 2022 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»: «Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Исходя из приведенных выше требований закона, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Скоробогатова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ серия , код подразделения ) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН – 2308014320, ОГРН – 1022301602091) о признании незаконным решения, действий (бездействия) ГУ – ОПФР РФ по Краснодарскому краю– удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в 10-дневный срок после вступления решении суд в законную силу рассмотреть по существу заявление Скоробогатова Е.А. о распоряжении частью средств материнского капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением второго ребенка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2022 года.

Решение не вступило в законную силу

18 ноября 2022 года

Секретарь Дубинная А.Р. ___________________

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Кравцова Е.Н. _____________________

Секретарь Дубинная А.Р.____________

«18» ноября 2022 г.

Подлинник решения находится в материалах дела

№2-3343/2022 УИД:    23RS0003-01-2022-006070-69

Анапского городского суда

Краснодарского края

2-3343/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Скоробогатова Елена Александровна
Ответчики
Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фондапо КК
Другие
Управление по делам семьи и детей админи страции МО г-к Анапа
Скоробогатов Игорь Владимирович
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Кравцова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
anapa-gor.krd.sudrf.ru
16.09.2022Регистрация административного искового заявления
16.09.2022Передача материалов судье
19.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2022Подготовка дела (собеседование)
14.10.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
14.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее