РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года                                                                        г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,

при секретаре Никулиной Г.А.,

с участием истца Ульянкина Е.В., его представителя Тимкина А.Л., представителей ответчиков Полевщиковой О.А., Игнатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4133/2021 по иску Ульянкина Евгения Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия, изменении формулировки основания увольнения со службы в органах внутренних дел,

установил:

Ульянкин Е.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия, восстановлении на службе в органах внутренних дел. В обоснование требований истец ссылался на то, что он проходил службу в органах внутренних дел, с июня 2017 г. - в должности начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков № 1 Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по ХМАО – Югре. 01.10.21 г. подал рапорт об увольнении со службы по выслуге лет. С 21.09.по 12.11.21 г. был освобожден от выполнения служебных обязанностей на период нетрудоспособности. Приказом начальника Управления МВД России по ХМАО – Югры от 29.10.21 г. Ульянкин Е.В. уволен по п. 13 пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия). В ходе проверки ему не предлагалось дать свои пояснения, истец был уволен в период временной нетрудоспособности. Просит суд признать незаконными приказы от 29.10.2021 г. № 1267, от 29.10.2021 г. № 1268, восстановить в ранее занимаемой должности.

Истец в судебном заседании изменил предмет иска, просит признать незаконными приказы от 29.10.2021 г. № 1267, от 29.10.2021 г. № 1268, изменить формулировку основания увольнения со службы в органах внутренних дел с пункта 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия) на увольнение по пункту 4 части 2 статьи 82 названного федерального закона (по выслуге лет).

Истец, его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика иск не признали, дали пояснения согласно представленным возражениям.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о службе в органах внутренних дел РФ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, перечисленными в части первой статьи 3 названного Федерального закона.

Согласно статье 47 Федерального закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В силу части первой статьи 49 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Часть вторая статьи 49 вышеназванного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел, являющихся грубыми. Согласно пункту 13 части второй указанной нормы грубым нарушением служебной дисциплины является непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу пункта 10 части первой статьи 27 Федерального закона "О полиции".

Согласно части второй статьи 29 Федерального закона "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности.

Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрена обязанность перечисленных в части первой этой статьи лиц представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К лицам, обязанным представлять такие сведения, относятся, в том числе, лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из положений части девятой статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части первой названной статьи, обязанности, предусмотренной частью первой настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О полиции" за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции", налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

В данном случае таким законом является Федеральный закон о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

Основания увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел предусмотрены статьей 82 Федерального закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 части второй данной статьи сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, а согласно пункту 22 части второй этой статьи - в связи с утратой доверия.

На основании пункта 3 части четвертой статьи 82 вышеуказанного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Материалами дела установлено, что Ульянкин Е.В. занимал должность начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков № 1 Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по ХМАО – Югре.

28.07.2021 г. из прокуратуры округа поступила информация о проведении проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции начальником отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Ульянкиным Е.В. при прохождении службы, в ходе которой установлено нарушение последним требований антикоррупционного законодательства.

Приказом начальника Управления от 02.08.2021 г. назначено проведение проверки в отношении Ульянкина Е.В., приказом от 22.09.2021 проведение проверки продлено до 90 дней.

01.10.2021 г. истцом подан рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет.

Уведомлением от 06.08.2021 г. до истца доверена информация о назначении проверки, а также предложено дать письменные объяснения, которые предоставлены истцом 03.08.2021 г.

22.09.21 г. и 24.09.2021 г. посредством сервиса электронного документооборота Ульянкину Е.В. направление уведомление о продлении срока проверки и предоставлении дополнительных объяснений. 01.10.2021 г. аналогичное уведомление направлено почтой России.

18.10.2021 г. оформлен акт о не предоставлении письменного объяснения.

По результатам проверки 29.10.2021 г. утвержден доклад, 29.10.2021 г. оформлен акт отказа от ознакомления с докладом.

Согласно указанному докладу сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, представленные Ульянкиным Е.В. за 2018, 2019 и 2020 годы на себя и свою супругу являются неполными и заведомо недостоверными: установлен факт сокрытия 13 банковских счетов, сокрытия зачисления денежных средств в размере 7 251 876, 37 руб.: в 2018 г. – зачисление в размере 1 505 540 руб. (заработная плата 1 756 553, 83 руб.), в 2019 г. – в размере 4 027 582, 73 руб. (заработная плата 1 857 936, 74 руб.), в 2020 г. – 1 718 753, 64 руб. (заработная плата 1 729 414, 49 руб.)

Приказом начальника Управления МВД России по ХМАО –Югре от 29.10.2021 г. № 1267 Ульянкин Е.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в связи с утратой доверия).

Приказом начальника Управления МВД России по ХМАО –Югре от 29.10.2021 г. № 1268 Ульянкин Е.В. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с утратой доверия случаях, предусмотренных ст. 82.1 настоящего Федерального закона).

Истец считает увольнение незаконным, ссылается на нарушение порядка увольнения - увольнение в период временной нетрудоспособности, не предоставление возможности дать объяснения по фактам, изложенным в проверке.

Между тем, истцу неоднократно направлялись уведомления о даче письменных объяснений, что подтверждается материалами дела, с докладом истец знакомиться отказался, что подтверждается актом, все документы, касающиеся проверки, находятся в материалах гражданского дела с 10.12.2021г., однако стороной истца ни одного доказательства, опровергающего доводы, изложенные в докладе, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд считает установленным факт совершения истцом проступка.

Согласно ч. 5 ст. 51.1 Федеральный закон о службе в органах внутренних дел РФ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.

Нарушений порядка проведения проверки, а также сроков привлечения к дисциплинарной ответственности не установлено.

Пунктом 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника.

Порядок расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел определен статьей 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 84 названного закона сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Учитывая, что рапорт об увольнении подан истцом 01.10.2021 г., а решение об увольнении в связи с утратой доверия приятно 29.10.2021 г., то есть в течение месяца, нарушений не допущено.

Статьей 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с частью 1, пунктами 1 (кроме случая пребывания сотрудника в отпуске, предусмотренном частью 1 статьи 63 настоящего Федерального закона), 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Истцом представлен лист нетрудоспособности с 29.10.2021 г. по 12.11.2021 г.

Материалами дела установлено, что истец был освобожден от выполнения служебных обязанностей с 08.06.2021 г. по 18.06.2021 г., с 21.09.2021 г. по 28.09.2021 г. (приступил к исполнению служебных обязанностей с 29.09.2021 г.), с 30.09.2021 г. по 11.10.21 г., с 11.10.2021 г. по 28.10.2021 г., приступил к исполнению должностных обязанностей с 29.10.2021 г., больничный лист принят к учету 29.10.2021 г. в 12.35 час.

В судебном заседании истец пояснил, что 29.10.2021 г. он выше на работу, прибыл к 09.00 час., до 11.00 час. ждал своего начальника, затем сообщил ему, что плохо себя чувствует и поехал в больницу, в 12.30 час. приехал в Управление, сдал документы, ему сообщили, чтобы он подошел к 16.30 час. Он прибыл к 16.30 час., ждал до 17.00 часов, после чего ушел. В 17.30 час. ему позвонил его руководитель и сказал, чтобы он вернулся в Управление. Когда он вернулся, его начали знакомить с документами, он сказал, что рабочий день до 17.00 час. и он плохо себя чувствует, после чего обратился в врачу.

По информации БУ ХМАО – Югры «ОКБ» от 21.12.2021 г., Ульянкин Е.В. проходил стационарное лечение в урологическом отделении с 11.10.2021 г. по 13.10.2021 г., амбулаторное долечивание у уролога до 12.11.2021 г., урологом осматривался 29.10.2021 г., в 18.12 час., выдан лист освобождения № 1208 с 29.10.21 г. по 12.11.2021 г.

Свидетель Дискина В.Н. в судебном заседании пояснила, что замещает должность ст. инспектора по особым поручениям группы по профилактике коррупционных и иных правонарушений инспекции по личному составу УРЛС УМВД России по ХМАО –Югре. Истцу дважды направлялись уведомления о даче письменных пояснения. 29.10.2021 г. после 17.00 час. ей позвонили из отдела кадров и сообщили, что пришел Ульянкин Е.В. Она пришла в отдел кадров и предложила истцу ознакомиться с докладом, приказом об увольнении, но истец отказался и ушел.

С учетом установленных обстоятельств, хронологии событий, суд приходит к выводу о том, что Ульянкин Е.В. после процедуры ознакомления с документами об увольнении 29.10.2021 г., обратился в медицинское учреждение и ему был открыт больничный лист, то есть нетрудоспособность истца возникла после его увольнения.

Указанные действия истца, с учетом последующего оспаривания в суде законности увольнения фактически по единственному основанию, суд расценивает как злоупотребление правом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П; Определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О).

Закрепляя особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел и устанавливая соответствующие требования, федеральный законодатель определяет правовые последствия их несоблюдения и вправе рассматривать совершение сотрудником какого-либо нарушения в качестве основания для прекращения служебных отношений как меры реагирования на такое поведение лица, проходящего службу в органах внутренних дел.

Учитывая, что к сотрудникам правоохранительных органов законодатель предъявляет повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, увольнение сотрудника органов внутренних дел при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства.

С учетом характера совершенного истцом проступка, правового статуса сотрудников органов внутренних дел, назначенное наказание является соразмерным по отношению к совершенному деянию.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Ульянкина Евгения Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-мансийскому автономному округ – Югре о признании незаконными приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия, изменении формулировки основания увольнения со службы в органах внутренних дел.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано 31 января 2021 года.

Судья                                                                                                              О.В. Костина

копия верна

Судья                                                                                                              О.В. Костина

2-4133/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульянкин Евгений Владимирович
Ответчики
УМВД России по ХМАО-Югре
Другие
Тимкин Андрей Леонидович
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Костина О.В.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
25.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.12.2021Предварительное судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
24.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее