УИД 61RS0040-01-2022-001107-19
дело № 2-109/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2023 года сл. Большая Мартыновка
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галимуллиной Н.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Мартыновского района ФИО3, при секретаре Талалайко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ильиновского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Ильиновского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, указав, что прокуратурой Мартыновского района во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов в деятельности администрации Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области, в ходе которой установлено, что вход в здание объекта социальной инфраструктуры - администрации Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области, расположенного по адресу: <адрес>, имеет высоту подъема 0,65 м, длину подъема 3,8 м, продольный уклон марша составляет 0,17 м, имеется 1 поручень, расположенный на высоте 0,95 м, что не отвечает требованиям п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020. Просят обязать администрацию Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание администрации Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом для маломобильных групп населения в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Представитель истца – старший помощник прокурора Мартыновского района Ростовской области ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утверждены и введены в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).
В соответствии с требованиями п. 5.1.1 СП 59.13330.2020 вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте.
В соответствии с п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать:
- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1 СП 59.13330.2020.
Согласно п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:
на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м;
при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м.
На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до 10%.
По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Письменными материалами дела установлено, что вход в здание объекта социальной инфраструктуры - администрации Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области, расположенного по адресу: <адрес>, имеет высоту подъема 0,65 м, длину подъема 3,8 м, продольный уклон марша составляет 0,17 м, имеется 1 поручень, расположенный на высоте 0,95 м, что не отвечает требованиям п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020.
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений. Однако нарушения не устранены в связи с отсутствием бюджетных средств на указанные цели.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 51, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Выявленные нарушения существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, отсутствие денежных средств не является законным основанием для освобождения от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей.
С учетом изложенного, а также объема работ, неоьбходимых в целях устранения выявленных нарушений, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Мартыновского района подлежат удовлетворению с установлением срока для оборудования входа – один год.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Ильиновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области (ОГРН №) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание администрации Ильиновского сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес> а пандусом для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Галимуллина Н.Ф.
Решение в окончательной форме принято 15.02.2023.