АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0007-01-2022-004082-17)
от 22 марта 2023 года по делу № 33-3424/2023
Судья Шипаева Д.А. г.Волгоград
22 марта 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М. и Шиповской Т.А.,
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсупова Рушана Абдурахмановича к заместителю председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области о признании права на льготы, возложении обязанности выдать удостоверение,
по апелляционной жалобе Юсупова Рушана Абдурахмановича на решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 11 января 2023 года, которым истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Юсупов Р.А. обратился в суд с иском к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235).
Требования мотивированы тем, что он является пенсионером, инвалидом, имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, дети Сталинграда, ветераном труда города-героя Волгограда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагал, что он имеет право на присвоение ему статуса «Ветерана Великой Отечественной войны», поэтому просил суд возложить на ответчика обязанность реализовать его право на льготы и социальную защиту в регионе проживания за счет источников, за счет которых они предоставляются инвалидам Великой Отечественной Войны, путем выдачи ему удостоверения ветерана ВОВ, поскольку имеющееся у него удостоверение несовершеннолетнего узника фашизма в регионе не действует, и данная категория льготников в социальном Кодексе области не учтена.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Юсупова Рушана Абдурахмановича ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что органами социальной защиты населения меры социальной поддержки истцу предоставляются в соответствии со ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 года № 478-п «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан» в виде ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее ЕДВ на ЖКУ).
Установленная ЕДВ на ЖКУ выплачивается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 февраля 2020 №53н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан» за счет субвенций из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истец получает гарантированные законодательством меры социальной поддержки, поэтому судом первой инстанции было постановлено обоснованное решение об отказе исковых требований.
Оснований не согласиться с таким решением суда у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2005 года.
В пункте 8 статьи 154 этого закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приравнивание статуса несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны дает истцу правовые основания для обеспечения его мерами социальной поддержки, в том числе, и за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 2 Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 основаны на субъективном толковании и ошибочном понимании положений данного Указа, а поэтому не могут повлечь отмены обжалуемого решения.
Истец имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется не произвольно, а нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции было достоверно установлено, что установленная истцу ежемесячная денежная выплата на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выплачивается в соответствии с Законом Волгоградской области от 10 июля 2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» за счет субвенций из федерального закона, иного финансирования ни федеральным законом, ни законом субъекта не предусмотрено.
Не предусмотрено действующим законодательством и присвоение истцу статус ветерана Великой Отечественной войны. Лица, имеющие право на присвоение указанного статуса перечислены в статье 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», среди перечисленных лиц отсутствуют бывшие несовершеннолетние узники концлагерей.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены. Несовпадение результата оценки судом собранных по делу доказательств с мнением подателя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
В целом, доводы апелляционной жалобы истца направлены к оспариванию выводов суда, но не опровергают их, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, требующих дополнительной проверки, которые могли бы повлиять на результат разрешения спора, по существу сводятся к изложению позиции истца, которая являлась предметом исследования и оценки суда первой инстанции, вследствие чего не могут быть положены в основу отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 11 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юсупова Рушана Абдурахмановича – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи –