Решение по делу № 2а-3490/2019 от 18.11.2019

Дело № 2а-3490/2019

55RS0005-01-2019-005249-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Аримбековой А.О., помощнике Благовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 12 декабря 2019 года

дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу г. Омска к Кондратьеву Д. Ю. о взыскании задолженности по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России по САО г. Омска обратился в суд с требованиями Кондратьеву Д.Ю. о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование заявления указал, что Кондратьев Д.Ю. является плательщиком транспортного налога.

Административному ответчику направлены налоговые уведомления на уплату налогов.

Требованиями об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ответчику предложено уплатить задолженность по налогу и пени, которые оставлены без исполнения.

Судебным приказом № 2а-1016/2017 от ДД.ММ.ГГГГ с Кондратьева Д.Ю. в пользу налогового органа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 6 380 руб., пени по транспортному налогу – 2 088 руб. 24 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 48 руб. 02 коп., пени по земельному налогу – 245 руб. 85 коп.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.

На основании изложенного просит взыскать с Кондратьева Д.Ю. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 6 380 руб. и пени в размере 34 руб. 03 коп.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Транспортный налог введен на территории Омской области Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ. С 01 января 2015 года налог на транспортное средство уплачивается налогоплательщиками в срок, установленный НК РФ постольку, поскольку Законом Омской области от 28 июля 2014 года № 1652-ОЗ исключена ч. 3 ст. 4 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ, предусматривавшая срок уплаты налога на уровне субъекта РФ.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. ст. 360 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

В силу ст. 2 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных в настоящей статье размерах.

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании установлено, что Кондратьеву Д.Ю. в заявленный истцом период на праве собственности принадлежало следующее имущество:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, Кондратьев Д.Ю. являлся плательщиком транспортного налога.

Налоговым органом административному ответчику было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 6 380 руб. сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Однако указанная сумма налога Кондратьевым Д.Ю. уплачена не была.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с неуплатой налога в установленный срок Кондратьеву Д.Ю. были начислены пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 34 руб. 03 коп.

Направленные требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) налогоплательщиком не были исполнены в полном объеме.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 111 в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ с Кондратьева Д.Ю. в пользу налогового органа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 6 380 руб., пени по транспортному налогу – 2 088 руб. 24 коп. (л.д.28).

Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 111 в Первомайском судебном районе в г. Омске мировым судьей судебного участка № 77 в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д. 34).

В соответствии с п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Поскольку административный ответчик своевременно не уплатил налог, ему направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ на уплату пени по транспортному и земельному налогу в размере 2 300 руб. 06 коп. сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога в размере 6 435 руб. и пени – 34 руб. 03 коп. сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5,7,8,11).

При предъявлении налоговым органом требования от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ общая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей и составила 6 469 руб. 03 коп.

Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться до ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление от налогового органа поступило к мировому судье в установленный законом срок ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

После отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в Первомайский районный суд г. Омска ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом срока (л.д.2-3).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

При этом обязанность подтверждения, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

В определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В данном случае налоговый орган обратился в районный суд с административным исковым заявлением с пропуском установленного законом срока, следовательно, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика налогов.

В ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд налоговый орган ссылается на недостаточность специалистов в штате, большой объем работ и значительный документооборот, однако суд не может признать данную причину пропуска процессуального срока уважительной.

Поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу г. Омска к Кондратьеву Д. Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 6 380 руб. 00 коп. и пени в размере 34 руб. 03 коп. в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2019, не вступило в законную силу.

2а-3490/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по САО г. Омска
Ответчики
Кондратьев Денис Юрьевич
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Судья
Валитова Майра Смагуловна
Дело на сайте суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
18.11.2019Регистрация административного искового заявления
18.11.2019Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Подготовка дела (собеседование)
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
17.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020Дело оформлено
29.05.2020Дело передано в архив
12.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее