№ 2-133(1)/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2016 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием истца Грибанова Ю.М.,
представителя ответчика Юрченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грибанова ЮМ к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
установил:
Грибанов Ю.М. обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Пугачевского района" (далее – ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района»), Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение за <Данные изъяты> год. Требование мотивировал тем, что является <Данные изъяты> <Данные изъяты>. Согласно справки <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <Данные изъяты> у него имеются медицинские показания для получения санаторно-курортной путевки. В <Данные изъяты> году обратился в ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, до настоящего времени путевка не предоставлена, чем существенно нарушены его права на получение государственной социальной помощи.
В судебном заседании истец Грибанов Ю.М. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района» Юрченко В.В., действующая на основании доверенности <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, ссылаясь на недостаточность финансирования на эти цели из средств федерального бюджета, а также значительное число граждан, имеющих право на данный вид льгот. Кроме того, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Грибанов Ю.М. состоит в очереди на получение путевки по профилю заболевания в областной под <Номер>, в районной под <Номер>. В целях обеспечения порядка очередности и недопущения конфликтных ситуаций между гражданами, путевка истцу будет предоставлена в порядке очередности по мере финансирования и поступления путевок из Министерства социального развития Саратовской области.
Ответчик Министерство социального развития Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещено. Представитель Пилипенко И.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В письменном возражении просил отказать в иске по тем основаниям, что в соответствии с Правилами оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденными постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ <Номер>-П предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения, в Пугачевском районе ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района», которое обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <Номер>, финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Поскольку лимиты денежных средств, выделенные из средств федерального бюджета в 2015 году не позволили обеспечить всех граждан нуждающихся в санаторно-курортном лечении, считал, что вина Министерства социального развития Саратовской области отсутствует. Кроме того, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Поэтому, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. В случае, если гражданин, подтвердивший право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данный гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление. Грибанов Ю.М. обратился с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится в районной очереди под <Номер>.
Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований Грибанова Ю.М., будут нарушены права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Саратовской области, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения Грибанова Ю.М.
Третье лицо <Данные изъяты> о времени и месте судебного заседания извещено. Представитель ФИО6, действующая на основании доверенности № <Данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Минтруда России. В письменном отзыве на иск указала, что с 2010 г. на основании соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <Номер>-р, федеральные полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам – получателям набора социальных услуг, проживающим в Саратовской области, переданы Правительству Саратовской области. В настоящее время, в связи с преобразованием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> стороной данного соглашения является Минтруд России. Для исполнения указанных полномочий бюджету Саратовской области передаются в форме субвенций бюджетные ассигнования федерального бюджета. Финансирование переданных федеральных полномочий осуществляется своевременно на основании данных, представленных органом исполнительной власти Саратовской области. В <Данные изъяты> г. бюджету Саратовской области на реализацию указанных полномочий из федерального бюджета перечислено <Данные изъяты> тыс. руб., в <Данные изъяты> г. - <Данные изъяты> руб. При этом, отметила, что путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться гражданам - получателям набора социальных услуг в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан закон не предусматривает.
Третье лицо <Данные изъяты> о дате судебного заседания извещено. Представитель ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В письменном отзыве просила в иске отказать на том основании, что удовлетворение исковых требований об обеспечении истца путевкой на санаторно-курортное лечение приведет к нарушению очередности и порядка предоставления путевок с нарушением прав обеспечения иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Грибанов Ю.М. признан <Данные изъяты> по причине <Данные изъяты>, что подтверждается справкой <Данные изъяты> <Номер> (л.д.7), имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно справкам государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «<Адрес> <Данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ <Номер>, от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> у Грибанова Ю.М. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.8,75).
ДД.ММ.ГГГГ Грибанов Ю.М. обратился ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-73, 74).
В <Данные изъяты> году санаторно-курортное лечение истцу предоставлено не было. Из информации ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района» следует, что Грибанов Ю.М. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь по профилю заболевания: областная - <Данные изъяты>, районная - <Данные изъяты> (л.д.84).
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу ч.2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на
получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В силу ч.5 ст. 6.3 указанного Закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п.3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № <Данные изъяты>, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <Номер>.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <Данные изъяты> утверждена новая форма справки – форма № <Данные изъяты> «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской
Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Согласно п.3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <Номер>-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В настоящее время в связи с преобразованием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <Номер> «О структуре федеральных органов исполнительной власти» стороной соглашения является Минтруд России.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ N <Данные изъяты> утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Объем необходимых денежных средств для целей исполнения требований Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <Данные изъяты>).
Кроме того, в необходимых случаях объем финансирования может быть скорректирован с учетом изменения количества граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Отражая такую динамику в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Пенсионный фонд Российской Федерации ежеквартально направляет одновременно в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании поступивших сведений осуществляет расчет дополнительного объема финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации с предложением по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части уменьшения Пенсионному фонду Российской Федерации трансфертов, предусмотренных на выплату ежемесячной денежной выплаты, с одновременным увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение (п.25 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <Данные изъяты>)
Денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мер социальной помощи отдельным категориям граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации, который распределяет их по территориальным отделениям на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4,11,19 - 21 указанных Правил).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03 апреля 2014 г. № 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление. Проверка соблюдения порядка предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, в том числе с учетом содержания и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также исходя из оценки иных возможностей его медицинской реабилитации, может быть осуществлена судами общей юрисдикции.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Из материалов дела следует, что на основании поданного заявления Грибанов Ю.М. был поставлен в очередь по обеспечению санаторно-курортным лечением в соответствии с профилем лечения (<Данные изъяты>): под <Номер> в районную очередь, под <Номер> в областную очередь (л.д.29-31). В списке граждан состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Пугачевскому району имеются <Данные изъяты>, состоящие на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по такому же профилю, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Грибанова Ю.М. (от 21 января, 11 февраля, 03 июля 2013 года, от 11 ноября 2014 года) (л.д.69-73, 80-83). По состоянию на 03 марта 2016 г. Грибанов Ю.М. состоит в районной очереди под <Номер>, в областной очереди под <Номер> (л.д.84).
В <Данные изъяты> году в ГПУ СО «ЦСЗН Пугачевского района» путевку на санаторно-курортное лечение по указанному профилю заболевания получил один человек, что видно из заявок ответчика на выделение путевок (л.д.32-44). По сообщению Министерства социального развития Саратовской области лимиты денежных средств, выделенные из средств федерального бюджета в 2015 году, не позволили обеспечить всех граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (л.д.52-55).
На основании приведенных норм закона, учитывая, что Грибанов Ю.М. обратился с заявлением о предоставлении путевки ДД.ММ.ГГГГ, его очередь районная под <Номер>, перед ним в очереди состоят граждане, обратившиеся за получением путевки в <Данные изъяты> и <Данные изъяты> годах, суд приходит к выводу, что в <Данные изъяты> году очередь истца на путевку не подошла, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Грибанову Ю.М. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.03.2016.
░░░░░