Дело № 2а-929/2022
УИД 33RS0019-01-2022-001356-18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г. Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Загорной Т.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Суздаль Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте ### и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Суздальский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте ### и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной Суздальской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, выявлен интернет-сайт ###, содержащий информацию о продаже боевого огнестрельного оружия анонимно, без лицензии, иного разрешения и документов, а также размещены сведения о способе заказа, доставки и стоимости товара. В частности, к реализации предлагаются следующие виды оружия: пистолет Макарова, пистолет Тульский Токарев, пистолет Стечкина, пистолет Калашникова и иные. Вход на данный сайт свободный, ознакомиться с его содержанием может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Предлагаемое к приобретению огнестрельное оружие продается без лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия и его территориальными органами на основании заявлений граждан. Размещенная на данном сайте информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги боевое огнестрельное оружие, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования огнестрельного оружия. Сайт с предлагаемой информацией не содержит указаний на противоправность таких действий и предусмотренную законом ответственность в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствует их совершению, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия. Установить лицо, являющееся владельцем (администратором) сайта не представляется возможным. Административное исковое заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц – пользователей сети «Интернет», а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По смыслу части 3 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 Правил создания, формирования и ведения Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1101 от 26.10.2012 г. определено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Из акта проверки, проведенной Суздальской межрайонной прокуратурой, от *** следует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт с адресом ###, на страницах которого размещена информация, содержащая объявления о продаже боевого огнестрельного оружия анонимно, без лицензии, иного разрешительного документа. Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 года
№ 150-ФЗ «Об оружии» оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
В статье 6 Федерального закона «Об оружии» приведены ограничения, установленные на оборот гражданского и служебного оружия.
По смыслу статьи 9 Федерального закона «Об оружии» приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи. Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Согласно статьей 9.1 Федерального закона «Об оружии» разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
На основании статьи 18 Федерального закона «Об оружии» торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Диспозицией статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
По сведениям сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций следует, что доступ к сайту ### ограничен решениями Становлянского районного суда Липетской области от 29 июня 2022 года, № 2а-255/2022 от 28 июня 2022 года Чухломского районного суда Костромской области.
Проведенным прокуратурой мониторингом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на странице Интернет сайта с адресом ###, автоматически открывается сайт ###, который является его отображением, содержит аналогичные сведения с конкретными предложениями о продаже боевого огнестрельного оружия анонимно, без лицензии, иного разрешения и документов, а также сведения о способе заказа, доставки и стоимости товара.
Учитывая установленные обстоятельства, поскольку доступ к странице сайта ### закрыт, однако имеется доступ к его отображениям на странице ### суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Суздальского межрайонного прокурора в части.
Руководствуясь статьями 265.5, 175, 178 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, удовлетворить в части.
Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://oruzheynikben.net информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения сайта ### в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда лицами, участвующими в деле.
Председательствующий Т.А. Загорная