Решение от 03.06.2024 по делу № 2-1122/2024 от 24.01.2024

Дело № 2-1122/2024

УИД 25RS0007-01-2024-000577-93

Мотивированное решение

изготовлено 10.06.2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года                                                                г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Бойко М.Н.,

при секретаре Костырко М.Г.,

с участием истца Мороз Д.А.,

представителя ответчика ОСФР по Приморскому краю по доверенности Синеокой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мороз Дмитрия Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю о признании права на получение в порядке наследования суммы страховой пенсии, которая причиталась, но не была выплачена и взыскании суммы страховой пенсии, которая причиталась, с момента прекращения ее выплаты до момента смерти,

УСТАНОВИЛ:

Мороз Д.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю о признании права на получение в порядке наследования суммы страховой пенсии, которая причиталась, но не была выплачена и взыскании суммы страховой пенсии, которая причиталась, с момента прекращения ее выплаты до момента смерти, указав в обоснование заявленных требований, что он является единственным наследником первой очереди его матери, ФИО6 умершей дата.

Его мать являлась пенсионером, получала пенсию на счет в Сбербанке, денежные средства с пенсионного счета снимала не ежемесячно, а по мере надобности, предпочитала создавать накопления. Так как они проживали вместе, он осуществлял уход за пожилой матерью и нес все расходы на питание, одежду, лекарства, содержание жилого помещения, другие бытовые нужды. Последний раз ФИО5 в его сопровождении посетила отделение Сбербанка для снятия своих пенсионных накоплений осенью 2019 года, при этом банковский счет она не закрывала, изменять место и способ получения пенсии не планировала. С этого момента и до самой смерти у ФИО5 больше не возникало необходимости в снятии денежных средств с пенсионного счета. В последние годы жизни ФИО5 из дома не выходила по состоянию здоровья. ФИО5 была уверенна, что ее пенсия начисляется на ее пенсионный счет, никаких сомнений по этому поводу у неё не было. Ему она так же неоднократно говорила, что ее пенсия копится на счете и что после ее смерти он сможет получить эти накопления. Он так же был уверен, что дела обстоят именно так и никогда не интересовался пенсией матери, её размером, размером накоплений и т.д.

Проконтролировать состояние своих счетов ФИО5 так же не могла по причине отсутствия у неё смартфона и мобильного приложения Сбербанконлайн. Никаких уведомлений от Пенсионного фонда о приостановке и прекращении начисления пенсии они не получали. Поводов для беспокойства не было.

После смерти матери он вступил в наследство и обнаружил, что на банковских счетах ФИО5 отсутствуют какие-либо пенсионные накопления. В связи с этим он обратился к ответчику с заявлением о выплате ему, как наследнику, сумм пенсии, причитавшихся ФИО5, но ему было выплачено только 113000 рублей. Далее он вновь обратился к ответчику по вопросу остальных накоплений. Письмом от 26.12.2023 года л, ему было сообщено, что с 01.10.2019 года по 31.03.2020 года выплата пенсии его матери была приостановлена по причине неполучения установленной пенсии, в связи с закрытием счета в кредитной организации, а с 01.04.2020 года выплата пенсии была прекращена.

С данными обстоятельствами он не согласен, считает, что закрытие банковского счета, приостановление выплаты и прекращение выплаты пенсии ФИО5 были произведены незаконно, а он, как наследник, имеет право на получение суммы страховой пенсии, которая причиталась, но не была выплачена его матери ФИО5 за период с момента прекращения выплаты пенсии до момента смерти – 583833,23 рубля (без учета индексации).

    Просит признать его право на получение в порядке наследования суммы страховой пенсии, которая причиталась, но не была выплачена умершей ФИО5, за период с момента прекращения выплаты пенсии - 01.04.2020 года до момента смерти 16.11.2022 года в размере 583833, 23 рублей.

      Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю сумму страховой пенсии, которая причиталась, но не была выплачена умершей ФИО5, за период с момента прекращения выплаты пенсии - 01.04.2020 года до момента смерти 16.11.2022 года в размере 583833,23 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 9038 рублей.

Истец Мороз Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по Приморскому краю по доверенности Синеокая О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по доводам и основаниям изложенным в письменных возражениях из которых следует, что ФИО5 являлась получателем страховой пенсии, выплата которой производилась путем перечисления на расчетный счет в кредитном учреждении по 30.09.2019 года.

С 01.10.2019 года выплата пенсии была приостановлена согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона № 400-ФЗ на шесть месяцев - по 31.03.2020 года, по причине неполучения установленной пенсии. Указанная норма закона имеет большое значение и позволяет не тратить ресурсы ОСФР на выплату и доставку пенсий тем пенсионерам, которые их не получают по тем или иным причинам.

С 01.11.2019 года доставочный документ не оформлялся в связи с возвратом денежных средств из кредитной организации по причине «счет закрыт» (согласно файла обратного потока из кредитной организации). По истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии, на основании п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ выплата пенсии была прекращена с 01.04.2020 года.

09.11.2023 года поступило заявление от Мороз Д.А. о выплате начисленных сумм пенсий, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи со смертью ФИО5, умершей дата. На основании представленных документов истцу выплачены недополученные суммы пенсии в размере 113035,31 рублей (в т.ч. пенсия - 96890,17 рублей, ЕДВ - 16145,14 рублей) за период с 01.10.2019 года по 31.03.2020 года.

Действующим законодательством установлен заявительный порядок возобновления выплаты страховой пенсии в случае приостановления выплаты пенсии в связи с длительным неполучением, а также восстановления выплаты страховой пенсии в случае прекращения выплаты. При этом право на обращение с заявлением о возобновлении выплаты пенсии или восстановления принадлежит исключительно пенсионеру, так как оно неразрывно связано с его личностью. Частью 6 ст. 24 предусмотрено, что заявление пенсионера о возобновлении выплаты страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для этого документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Следовательно, суммы пенсии за период приостановления и прекращения выплаты пенсии (при отсутствии заявления пенсионера о возобновлении или восстановлении выплаты пенсии) не могут считаться оставшимися не полученными пенсионером в связи со смертью, на которые он имел бы право при жизни.

Таким образом, за период с апреля 2020 года по ноябрь 2022 года суммы пенсии ФИО5, причитающиеся наследникам, отсутствуют.

Просит в удовлетворении исковых требований Мороз Д.А. отказать в полном объеме.

Суд, выслушав доводы лиц участвующих деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Гарантированное каждому право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Реализация этого права предполагает не только возможность для лица - субъекта конкретного вида правоотношений по социальному обеспечению самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения.

Право на пенсию, включающее право требовать выплаты пенсии в соответствующем размере, неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 являлась получателем страховой пенсии, выплата которой производилась путем перечисления на расчетный счет в кредитном учреждении.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае: неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

С 01.10.2019 года выплата пенсии ФИО5 была приостановлена согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона № 400-ФЗ на шесть месяцев – по 31.03.2020 года, в связи с неполучением установленной пенсии.

С 01.11.2019 года доставочный документ не оформлялся в связи с возвратом денежных средств из кредитной организации по причине «счет закрыт» (согласно файла обратного потока из кредитной организации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, прекращение выплаты страховой пенсии производится, в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с п. п. 1, 3, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

По истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии, выплата пенсии ФИО5 была прекращена с 01.04.2020 года.

В силу п. 7 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с п. 2 или 4 ч. 1 настоящей статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения, решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном ч. 3 ст. 2 настоящего Федерального закона, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежащих выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм пенсий принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или не проживали.

В п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.

Из анализа изложенных норм права следует, что наследники имеют право на наследование социальных выплат только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены. Их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Они не вправе совершать действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, поскольку это является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению.

09.11.2023 года Мороз Д.А. обратился в ОСФР по Приморскому краю с заявлением о выплате начисленных сумм пенсий, причитавшихся умершей 16.11.2022 года ФИО5 и оставшихся не полученными в связи с ее смертью. Ему выплачены недополученные суммы пенсии в размере 113035,31 рублей (в т. ч. пенсия – 96890,17 рублей, ЕДВ – 16145,14 рублей) за период с 01.10.2019 года по 31.03.2020 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку к моменту открытия наследства страховая пенсия ФИО5 начислялась, с 01.10.2019 года выплата пенсии в установленном законом порядке была приостановлена, а 01.04.2020 года - прекращена, при жизни ФИО5 с заявлением о возобновлении выплаты пенсии в пенсионный орган ФИО5 не обращалась, а значит отсутствуют основания для возложения на пенсионный орган обязанности произвести начисление ФИО5 страховой пенсии по старости за период с 01.04.2020 года до момента смерти 16.11.2022 года, а соответственно и признание за Мороз Д.А. права на получение в порядке наследования суммы страховой пенсии, которая причиталась, но не была выплачена умершей ФИО7. за указанный период.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░            ░/░        ░.░. ░░░░░

2-1122/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мороз Дмитрий Анатольевич
Ответчики
ОСФР по ПК
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Судья
Бойко Марина Николаевна
Дело на сайте суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
24.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2024Передача материалов судье
29.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее